Читатель спросит: «Какие хлопцы, какие чубы, ведь речь идёт о регионе в Закавказье, в восточной части Армянского нагорья».
Да, о – конкретно – чубах, конечно, и речи быть не может. Но ситуация, сложившаяся в этом регионе, располагает именно к таким ассоциациям. Вышеприведенная поговорка родилась где-то в начале - середине девятнадцатого столетия в западных районах Украины, Белоруссии и других областях Российской Империи, где в разные времена местное крестьянство подпадало под власть польских панов, сдающих свои владения в аренду наемным «нерусским» менеджерам, сдирающим с этих крестьян «семь шкур» в году. «Четыре шкуры» - панам, «три шкуры» - себе. Если внимание центральной власти русского императора ослабевало, такой двойной гнет усиливался.
После Венского конгресса 1814 года, когда Польша перешла под юрисдикцию Российской Империи, тяжесть двойной подати уменьшилась, но, тем не менее, миграция крестьянства из этих областей все-таки существовала.
Постсоветские государства Азербайджан и Армения – каждое - имеют своеобразную и резко отличающуюся друг от друга историю. Но одновременно есть и элементы общности, которые в определенной степени предопределяют и их будущность.
Каким образом?
Население Азербайджана на данный момент составляет порядка десяти миллионов человек. Два-три миллиона находятся за рубежом. Население Армении около трех миллионов. За рубежом в рассеянии находится шесть-семь миллионов. В конце девятнадцатого - начале двадцатого века различие численности населения в этих регионах не было столь существенным; а различие в религиозном мировоззрении нивелировалось в определенной степени центростремительными русскими (имперскими) мотивами удержания этих областей в сфере перспектив развития - в том числе, экономического – Российской Империи.
Волею судьбы (?!) после февраля 1917 года Азербайджан и Армения вошли в состав СССР (Союз Советских Социалистических Республик), а после августа 1991 года обрели «независимость», как «постсоветские государства», образованные после распада «советской империи»; и, соответственно, унаследовавшие: (после февраля 1917 года) потерю элиты, сформировавшейся за предыдущее столетие пребывания в составе Российской Империи, а затем приобретшие новую (после августа 1991 года) элиту, по существу, бывшую когда-то советской, а затем модифицированную за последние тридцать лет.
При сохранении своих национальных традиций, обычаев и нравов и Азербайджан и Армения строили свою государственность – в рамках Российской Империи – сообразуясь с православным вектором, многочисленные координаты (компоненты) которого транслировались их народам - их элитой; а также русскоязычным населением (общежитием) на их территориях.
Тот же процесс «трансляции» обозначился и в советское время, только уже – другой элитой и другой трансляцией.
И, тем не менее, влияние на народы Азербайджана и Армении «исторического потока» XIX и первой половины XX столетия определили высокую степень их участия в Великой Отечественной Войне, когда, в большей степени простой народ, и в меньшей - советская элита, способствовали Великой Победе русского воинства.
Элита советского времени доминантой и мотивами своего существования определила – «как ни крути» - власть. Может быть, за исключением периода 1938 – 1953 гг. А после августа 1991 года – деньги, и «власть через деньги», когда исторический вектор эволюции России изменил свою сущностную ориентацию. Такая же ситуация сложилась и в постсоветском пространстве государств Азербайджана и Армении. А на действия и государственные акты элиты этих государств большое влияние стали оказывать денежные магнаты, олигархи, сколотившие состояния на руинах постсоветской экономики.
Таким образом, простой народ и Азербайджана, и Армении должен был выносить все тяготы и издержки как революции 1917 года, так и государственного переворота в России 1991 года. С резким разворотом в сторону «коммерциализации общественной жизни» и перехода в течение одного столетия от содружества с православным народом России к потребительской идеологии Запада, куда эта элита в настоящее время и смотрит.
Поэтому, если в Великой Отечественной Войне – центральном моменте Мировой Истории в XX веке - народ Азербайджана и Армении выступал на стороне Божественной Истины, являясь со-ратником и помощником Христова воинства русской цивилизации, то сейчас враг рода человеческого – имя ему лжец и «нет в нем истины» - сталкивает эти народы лбами; используя недопонимание элит этих государств: духовного родства потомков «со-ратников и помощников Христова воинства русской цивилизации». Повторюсь еще раз, – духовного родства народов Азербайджана и Армении, благоприобретенного во времена Российской Империи и времена правления «вождя народов», «русского грузина» Иосифа Сталина.
Господи, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое…
Уткин Юрий Герасимович, православный публицист
1. Турецко-азербайджанские политологи и политики поняли всю опасность влияния нового президента США Байдена на защиту НКО от Турции и Азербайждана. Они торопят Азерб и Турцию быстрей провести разгромные мероприятия армии НКО и Армении для полного захвата НКО. Конечно, интересы России здесь не учитыватся, поскольку Россия дано --слабая страна в этом регионе !