В Москве в гостинице «Салют» 31 октября состоится собрание (называют его еще и собором) православных мирян на тему «Эпопея "Ковид-19": проблемы Церкви, общества, государства». Об этом сообщили портал Amin.su, РИА «Катюша» и движение «Царский крест» на своей страничке в ВКонтакте и в Телеграмме.
В пресс-релизе не указаны имена организаторов, но судя по другим публикациям и циркулирующей информации, его организаторами являются Владимир Семенко, Александр Порожняков, Анатолий Артюх, Игорь Друзь и Андрей Цыганов.
В пресс-релизе отмечается, что в условиях карантина «назрела необходимость создания движения православных мирян, которое, с одной стороны, объединив наиболее ревностных церковных людей, препятствовало бы маргинализации и дискредитации вменяемого протеста, с самого начала засвидетельствовав свою принципиальную верность канонической Церкви, ее канонам и догматам, а с другой стороны, могло бы грамотно и аргументировано, оставаясь строго в рамках святых канонов, ставить перед священноначалием насущные проблемы церковной жизни, не стесняясь остро и бескомпромиссно указывать на эти проблемы с целью их разрешения».
В этой части пресс-релиза, конечно, обращают на себя внимание слова о «маргинализации и дискредитации вменяемого протеста». Таким образом, надо полагать, организаторы хотят дистанцироваться от группировки Сергия Романова и представить себя в глазах Священноначалия «вменяемыми протестантами», с которыми в целом можно иметь дело. Что ж расчёт небезосновательный, поскольку проблема среднеуральского раскола остаётся, и есть угроза, что Сергий Романов сможет в ситуации обострения кризиса усилить свои пока что пошатнувшиеся позиции.
Участники будущего собрания собираются «убедительно продемонстрировать правящей церковной бюрократии (стиль-то каков! - РНЛ) наличие в РПЦ серьезных и многочисленных, здоровых и компетентных сил, убежденно противостоящих как всякого рода раскольническим тенденциям, так и бюрократизации церковной жизни, каноническому нигилизму и размыванию догматических основ Церкви». Сумеют ли организаторы конференции продемонстрировать многочисленность и прочие свои достоинства, будет понятно через несколько дней.
Пока никаких программных документов кроме весьма абстрактного пресс-релиза общественности не представлено. Однако недавно движение «Царский крест» разместило в своём телеграмм-канале весьма обстоятельный текст «Десять вопросов ковид-ревнителям». Документ не подписан, из чего можно сделать вывод, что это коллективный труд. Он состоит из 10 пунктов. В контексте всего происходящего, можно предположить, что этот текст и является программным для будущего собрания православных мирян. Поэтому прочитаем его внимательно.
Во введении сразу постулируется, что коронавирус - это глобалистский проект, который «имеет все признаки религиозного учения». Стало быть, авторы считают, что нет коронавирусной инфекции, а есть глобалистский проект! Своих оппонентов из числа православных верующих авторы называют «ковид-ревнителями», а себя, надо полагать, считают «ковид-диссидентами». Этот текст вполне можно назвать «манифестом православных ковид-диссидентов» и считать «символом их веры». Каковы же главные пункты «символа веры православных ковид-диссидентов», которые планируют собраться 31 октября в гостинице «Салют».
Пункт первый. Авторы Манифеста утверждают, что в условиях коронавируса «здоровье поставлено на приоритетное место по сравнению с верой», а мол, «даже секулярная Конституция РФ высшей ценностью провозглашает "права и свободы" гражданина, а отнюдь не здоровье». Для человека верующего «здоровье стоит на N-ом месте после догматов, канонов, святынь, богослужебной жизни и православных традиций».
Тут видно невооружённым глазом передёргивание смыслов. Никто ведь не призывает ставить здоровье выше веры, отрекаться от веры, предавать Родину ради здоровья. Поэтому этот пафос манифеста - мимо цели. Очевидно ведь, нельзя делать вид, что угрозы здоровью нет, нельзя искушать Господа Бога. Православные ковид-диссиденты вспоминают ветхозаветного пророка Иова Многострадального и с пафосом вопрошают: «Или библейский Иов зря не похулил Бога, когда "приболел" проказой?». Но тут куда уместнее вспомнить слова Спасителя сатане, предлагавшего Ему прыгнуть с крыши храма: «Не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4: 7).
Пункт второй касается стерилизации лжицы и так называемого «вирусного богословия». Ковид-диссиденты называют стерилизацию лжицы и запрет на целование Чаши и Креста «чистой воды богохульством» и даже пророчески грозят: «Так не станет ли нынешнее санитарное кощунство с Евхаристией возбудителем гнева Божьего и причиной реальных болезней?».
Конечно, стерилизация лжицы и запрет целования Чаши после причастия вызвал немалое смущение среди верующих. Некоторые священники при молчаливом одобрении архиереев «творчески» отнеслись в решению Св. Синода, ограничившись одноразовыми стаканчиками для запивки, частой протиркой икон, влажной уборкой храма и активным проветриваем помещений. Некоторые, напротив, буквально выполняли и выполняют синодальный циркуляр. Нам известен пример, когда известный в Петербурге духовник благословил своих чад-священников не окунать лжицу в раствор, но протирать её после каждого причастника краешком плата, который предварительно пропитать спиртом. Не думаем, что батюшка, стоящий у престола Божий несколько десятков лет, меньший ревнитель Православия, нежели наши ковид-диссиденты, организаторы собрания мирян, которым уже известны пути и суды Божии.
Пункт третий «символа веры православных ковид-диссидентов» посвящен ненужности масок и перчаток, от которых, мол, больше вреда, чем пользы. В тексте много филиппик по поводу «масочного режима», мол, «нет ни одного серьезного медицинского свидетельства (врачи-бюджетники, которых заставляют повторять мантры Роспотребнадзора не в счет - это подневольные люди), которое бы подтвердило хоть какую-то эффективность масок и перчаток в борьбе с вирусами. Тоже самое можно сказать о пресловутой вакцине, об изоляции, социальной дистанции, "удаленке", "дистанционке" и прочих "человеколюбивых" ограничениях. Люди от них страдают и реально портят свое здоровье - физическое и психическое». «Ковид-диссиденты» убеждены, что Русскую Православную Церковь «подключили к пиару масочно-перчаточного режима и вакцинации».
Конечно, мнения ученых и врачей насчёт ношения масок порой диаметрально противоположны, как и отношение к вакцине. Но в таких условиях занимать позицию одной стороны - противников «масочного режима» - и утверждать, что другая стороны - это люди подневольные или ангажированные мировой закулисой, - по меньшей мере легкомысленно. Коронавирус - серьёзная угроза, люди болеют и умирают. До сих пор у специалистов нет единого мнения как насчёт естественности или искусственности его происхождения, так и насчёт методов борьбы против вируса. И в этих условиях вставать на одну точку зрения и шельмовать другую, как едва ли не позицию врагов Церкви и России, - это путь в революцию справа.
Что подтверждает и пункт четвёртый «символа веры православных ковид-диссидентов», когда они провоцируют конфликт Государства и Церкви. В тексте содержится призыв к Священноначалию вспомнить положение из «Социальной концепции Русской Православной Церкви», которое разрешает Церкви не повиноваться гражданским властях. Мол, тут как раз тот случай, когда верующих «принуждают отречься от Христа». Пункт 5 третьей главы концепции звучит так: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении». Наши ковид-диссиденты убеждены, что «запрет на посещение храмов и понуждение к бесполезному в медицинском плане и кощунственному, с религиозной точки зрения, коронавирусному модернизму» подпадает под это положение Социальной концепции.
Пункт пятый Социальной концепции вызывал сомнения уже после публикации документа. Правда, Церковь никогда не прибегала к этой мере - призвать верующих отказать в повиновении властям. Но положение это есть, и вот нашлись люди, которые решили его использовать. Это ничто иное как та самая «революция справа», которой так не хватает нынешним организаторам цветной революции в России.
В начале сентября в Интернете получило широкое распространение «Открытое письмо врачей Бельгии», под которым якобы подписалось более 500 врачей. Позже письмо было признано фейком. Примечательно, что Манифест православных ковид-диссидентов содержат те же аргументы, которые были использованы в фейковом «Открытом письме врачей Бельгии». Единственное отличие, что православные ковид-диссиденты квалифицируют карантинные меры как понуждение к отречению от Христа, а в «Открытом письме врачей Бельгии» эти меры рассматриваются как вмешательство в «права совести и религии». Не менее примечательно, что активно выступают против масочного режима и прививок либеральные российские СМИ. Над этим стоило бы задуматься православным ковид-диссидентам.
Хочется надеяться, что анонсированное собрание православных мирян на тему «Эпопея "Ковид-19": проблемы Церкви, общества, государства» займёт всё-таки более трезвую и ответственную позицию, нежели та, которая сформулирована в Манифесте православных ковид-диссидентов, с его нарочито провокационной стилистикой. Словом, пока складывается впечатление, что польза от собрания православных мирян весьма сомнительна, а вот вред весьма возможен…
Редакция «Русской народной линии»
34. Ответ на 34, Анатолий Степанов:
33. Вопросы ковид-ревнителям
32.
31. Ответ на 31, Наблюдатель:
30. нужна адекватность
29. Ответ на 27, Ксения Балакина: небольшая поправка
28. Занятно
27. Ответ на 23, Симона:
26. Неудивительно
25. Уровень РНЛ стремительно падает