«Не следует прибегать к публицистическим клише»

Митрополит Калужский и Боровский Климент об ошибочном толковании исторического значения т.н. «Великого исхода»

100-летие революции 
0
852
Время на чтение 6 минут

В понедельник, 26 октября, в Издательском Совете Русской Православной Церкви прошла Всероссийская с международным участием научная конференция «100-летие "Великого исхода". Причины и цена революционных потрясений в России XX века», сообщает Патриархия.ru.

Проведение конференции было приурочено к 100-летию исхода Русской армии Врангеля и многих тысяч беженцев из Белого Крыма. Изучение этого события имеет большое значение и для Русской Православной Церкви, и для научного сообщества профессиональных историков. Комиссия Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации на протяжении нескольких лет разрабатывает тему «Духовные причины революционных потрясений ΧΧ века».

Организаторами форума, который прошел частично в режиме онлайн, выступили Издательский Совет Русской Православной Церкви и комиссия Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации.

Работу конференции возглавил митрополит Калужский и Боровский Климент. Секретарь Оргкомитета — Д.М. Володихин.

Для обсуждения участникам конференции были предложены следующие темы: Чем являлся «Великий исход» 1920 года: трагедией или избавлением? «Великий исход» в узком и широком смысле: как эвакуация из Крыма в конце 1920 года и как массовая эмиграция за пределы России миллионов людей, не считавших возможным жить при новом, революционном правительстве. «Великий исход» как попытка сохранить русскую православную традицию в условиях ее слома под напором революции. Взгляд Церкви и взгляд академической науки на проблему социальных потрясений в обществе, лишенном нравственных эталонов. Исторические мифы о «Великом исходе», насаждавшиеся в советское время.

Во вступительном слове митрополит Калужский Климент отметил: «Массовая эмиграция в годы Гражданской войны за пределы России — показатель болезни общества, болезни, прежде всего, духовной. Обычно человек любит свою родную землю или хотя бы привязан к ней. Если он решается покинуть Отечество, значит, он считает, что его жизнь в собственной стране стала невыносимой. Можно сделать вывод: кризис, вызвавший столь негативное отношение к собственному государству, имеет глубинную духовную природу. Он не ограничивается проблемами материальными (финансовыми, политическими, общественными). Он проник в души людей, поскольку в них накопилось неверие, озлобление, отчаяние и уныние».

«Мы говорим сейчас не только о событиях ноября 1920 года, когда Русская армия барона Врангеля покидала Крым, и с нею уплыли на кораблях толпы беженцев. Конечно, это явление печальное. Но исход из Белого Крыма — это эмиграция порядка 150 или 160 тысяч человек. Драматизм этого события не должен заслонять явления более масштабного. Исход происходил с 1917 года по середину 1920-х. Значительная часть беженцев участвовали в Белом движении — на Севере России, на Дальнем Востоке, на территории современных стран Балтии, в Крыму. Но помимо них из страны бежало огромное количество мирных обывателей, никогда не бравших в руки оружия. Так, например, массовым потоком шла эмиграция из Петрограда и прилегающих к нему областей в Финляндию по льду Финского залива и через леса Карелии. А в целом по России эмигрантов "Великого исхода" следует считать не десятками и не сотнями тысяч, а миллионами, — сказал архиерей. — В советское время историки чаще всего оценивали эмиграцию как предательство. Отношение к ней было безусловно негативным. Сейчас преобладает прямо противоположная точка зрения. Между тем, выявляя причины духовного кризиса, итогом которого стала массовая эмиграция из России, следует рассмотреть этот феномен со всех сторон и не прибегать к публицистическим клише».

С одной стороны, по словам митрополита Климента, колоссальное количество людей оказалось за пределами родины, подавляющее большинство из них не могло и мечтать о возвращении: «Многие жили впроголодь, не находили достойного места в обществе, утратили возможность реализовать себя в рамках избранной профессии. Это настоящая трагедия! Зато они остались в живых: не коснулся их красный террор. О факторе террора не следует забывать, он был очень серьезным. Например, после того как Врангель и его армия покинули Крым, там в течение нескольких месяцев были расстреляны десятки тысяч людей. Специалисты говорят о разных цифрах, но, по всей видимости, это не менее 50 000 расстрелянных. Так что бегство из России имеет два базовых смысла: трагедия и спасение. Государственный террор являлся еще одним показателем духовного кризиса: применение массовых казней не может быть оправдано никаким "общественным благом". Оно просто является следствием духовного развращения общества: тяжкий грех становится нормой».

С другой стороны, «Великий исход» стал большой потерей и для самой России. По словам митрополита Климента, «…хорошо обученные военные, отличные администраторы, инженеры, талантливые писатели, ученые, деятели искусства оказались за рубежом. Что это значит? Их интеллект, профессиональные навыки и умения, их нравственная позиция были бы полезны для России, но страна уже не могла ими воспользоваться. Их таланты в ряде случаев послужили на благо иных государств. Многие из них дожили бы до 1941 года или хотя бы передали свои знания и опыт ученикам. Возможно, в этом случае первые годы Великой Отечественной войны не сложились бы для России столь трагично. Основной причиной, вызвавшей "Великий исход", стала непримиримость, охватившая умы русского общества в массовом порядке. Люди не прощали друг другу иного образа мыслей и действий. А непримиримость представляет собой нечто бесконечно далекое от христианской любви. Приходится констатировать: задолго до политических переворотов 1917 года, задолго до начавшейся вслед за ними вооруженной борьбы, общество получило трещину в недра свои. Эта трещина — размывание христианского идеала. Оно шло в Российской империи на протяжении всего XIX столетия, началось же еще в XVIII веке. А размывание идеала Православной Церкви и веры Христовой повлекло за собой отход от нравственных эталонов, заданных христианством. Образовавшуюся нравственную пустоту заняли идеи совсем иного свойства: революционные, разрушительные, предлагавшие относиться к врагу безо всякой пощады. Именно замена в умах и душах русских людей Христа на призрак революции создала почву как для гражданской войны, так и для "Великого исхода"».

В работе конференции также приняли участие:

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством;

Помощник председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви доктор исторический наук Д.М.Володихин;

Заведующий кафедрой истории и исторического архивоведения Московского государственного института культуры кандидат исторических наук генерал-лейтенант СВР в отставке Л.П.Решетников;

Лауреат премии имени Ф.М. Достоевского В.В.Бондаренко (Минск);

Директор Центра информационных и социологических программ Фонда исторической перспективы А.А.Музафаров;

Кандидат исторических наук доцент Московского государственного института культуры О.И.Елисеева;

Главный редактор литературного конкурса «Лето Господне» имени И.С. Шмелева, доцент Литературного института С.С.Арутюнов;

Доктор филологических наук главный научный сотрудник сектора изучения особо ценных фондов Центра по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе Российской государственной библиотеки Т.А. Исаченко;

Кандидат исторических наук, кандидат богословия иеромонах Никодим (Хмыров) (Санкт-Петербург);

Помощник директора Сормовского ресурсного культурно-просветительского центра им. прп. Сергия Радонежского по вопросам работы с молодежью, СМИ и печатью К.А.Лангуев (Нижний Новгород);

Юрисконсульт Правового управления Московской Патриархии А.Ю.Фокин.

Напомним, 13 октября «Русская народная линия» в редакционной заметке «Что будем отмечать: «Разгром белых», «Русский Исход», или?» писала о том, что накануне 100-летия эвакуации войск Врангеля из Крыма предпринимаются попытки спровоцировать новую гражданскую войну:

«Бесчувственное и бездумное отношение к слову, проявляемое в насильственном продвижении понятия "Русский Исход", неизбежно ведёт к русофобии! К сожалению, эта русофобия звучит уже и на государственном уровне, из уст чиновников. Безграмотные чиновники, не вникая в смысл слов, не понимают, что, используя понятие "Русский Исход", они глумятся над памятью воинов, даровавших нам Победу 75 лет назад.

100-летие поражения Русской армии генерала П.Н.Врангеля и эвакуации из Крыма - действительно значимый юбилей. Но отмечать его надо, тем более на государственном уровне, не как 100-летие "Русского Исхода" или 100-летие "разгрома Белой армии", а именно как 100-летие эвакуации войск П.Н.Врангеля из Крыма. Нейтрально. Ибо обе концепции - и "белая", и "красная" разобщают русский народ и ослабляют Россию.

Среди русских эмигрантов было много достойных людей - военных, журналистов, учёных, представителей интеллигенции. Но недопустимо под видом воспоминания о трагической судьбе Белой армии разделять русский народ и сеять семена раздора сегодня. А нашим чиновникам надо более внимательно относиться к слову, к понятиям и терминам».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Владимир Николаев

На данный момент,постсоветские исследователи так отолерастились,что смешивают два совершенно разных народа;русский-дореволюционный и советский.Из глубины веков Русь,после нашествия Батыя,потеряла русский изначальный оригинальный этнический элемент и в процессе исторического этногенеза образовался новый русский этнос,ничего общего по генетике не имеющий с домонгольским.После всех переворотов,мы имеем на выходе,такой же исторический прецедент,образовался новый советский этнос,ничего общего,кроме русского языка,не имеющий принципиально общего с дореволюционным.Поэтому так легко,походя развалили СССР.К которому русско-советские не были привязаны практически ничем.При распаде Царской России душа горела у многих миллионов русских дореволюционных людей(теплохладными их не назовёшь).Белое русское движение-свидетельство самопожертвования русским народом всего,что у них было-жизнь,талант,здоровье,счастье во имя горячо любимой Родины-России.Рахманинов написал Великое произведение "Реквием",посвящённый Родине-России.Так прощались с исконной Россией поэты,композиторы,писатели!Сейчас вообще,нет патриотов.Просто,пока-исходя из российской военной исторической практики(когда сгорели в историческом пошлом непобедимые напичканные деньгами фантомные армады завоевателей).Эти космические-исторические,героические русские победы,как неизгладимая-Память напоминание врагам.Да,враги взирая на русские Свершения,эти изуверы,вражеские аналитики-боятся по инерции Бывшую Могучую Русь.Банально,сокрушает многих один неприметный факт-при общении с россиянами,что ближние,что дальние зарубежники не понимают,как эти современные "русские" смогли оттяпать такую громадную территорию.Видя нищету и слабость рядового россиянина,который упал лицом в грязь,что после Переворота,что после Катастройки.Откуда берут силу и выносливость новые "постсоветские-русские",когда их только рентген может и узреть.Слабые,немощные,закусанные,обманутые уже сотню лет,затравленные.Но считающие себя по инерции "русскими".Неужели из читающих эти строки,кто то полагает,что можно построить нечто прекрасное при проклятии насильно изгнанных и уничтоженных миллионами дореволюционных страдальцев?Горе размыкали все русские,и те кто остался,и те кто эмигрировал.Идёт массовая безпощадная травля русского этноса по всему миру,особенно в России,Украине и СНГ.Многие небольшие российские этносы России закрылись в своём маленьком уютном мирке-субэтносном счастье.Русский Суперэтнос задавлен и ему нет иного пути,как вымирание,что мы и наблюдаем.Все проводимые конференции лишь констатация очевидного факта "исчезновение самого непокорного в мире народа".За время Советской власти все народы увеличились втрое,вчетверо,вдесятеро-один русский народ растворен и стал,всего-навсего,непонятным неузнаваемым национальным рассолом,к горечи оставшихся русских по духу людей.Завоевание Византии происходило по таким же лекалам.Переименовали города,улицы,название страны и стала Россия дверцей,которую хотят на последок как следует Хлопнуть!
Русский Иван / 29.10.2020, 20:55

1. Полагаю, что отмечать надо именно как 100-летие "Великого Исхода", а не как разгром

Белой Армии Врангеля ! Армия Врангеля как-никак защищала Царскую Россию, пыталась возродить то, что было предано русским обществом в лице членов Августейшей семьи, аристократии, буржуазии, военных, полиции, церковников, промышленников, интеллигенции, студенчества, крестьянства и так далее и тому подобное. Почти все слои общества ПРЕДАЛИ ВЕЛИКУЮ ЦАРСКУЮ РОССИЮ, о которой Препод.мученица Вел. Княг.Елисавет Феодоровна говорила, что Великой России больше нет И НЕ БУДЕТ !!! Тщетны были попытки армий и соединений Корнилова, Колчака, Врангеля, Деникина, Юденича, Краснова, Шкуро и других восстановит ТУ ПОТЕРЯННУЮ РУССКИМ НАРОДОМ и ОБЩЕСТВОМ ВЕЛИКУЮ РОССИЮ.Господь справедливо, и только так, страшно наказал русский народ и русское общество за страшнейшее предательство Царской Романовской Православной России, и защищать этот народ и общество, конечно, у Белой Гвардии не было смысла. ПОДЕЛОМ НАКАЗАНИЕ БЫЛО ВСЕМ ! Но надо ли радоваться естественному от Бога разгрому Красной армии Белой Армии ? Господь справедливо повелел разгромить Белую Армию за предательство того российского общества своего Миропомазанного Православного Монарха и всей его Царской Правсолавной России, а затем через 71 год также, в конце 1991 года повелел разгромить и Красную Советскую армию и Советскую власть и весь СССР за аналогичное предательство и шельмование в советские годы опять властью, народом и обществом, прежде всего. Веры Христовой и Церкви Христовой. Опять Господь попустил разгромить уже Советскую, не царскую, а советскую власть, советскую армию, советские устои, и самое главное, разгромить советскую так сказать, империю. Как же так ? Русский, советский и российский народ профукал ( только по воле и попущению Божьему) и Царскую Империю. и Советскую Империю. Надо ли отмечать юбилеи разгрома Белой гвардии в 1920 году, и Советской красной власти и армии в 1991 году ? Как разгромы -- надо отмечать ? По-моему , нет. Только как Исход 1920 года, и Развал Советской власти и Советского Союза в 1991 году ! Или как еще можно отмечать, кроме как не разгромами ? А ?
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

100-летие революции
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06