В понедельник, 26 октября, в Издательском Совете Русской Православной Церкви прошла Всероссийская с международным участием научная конференция «100-летие "Великого исхода". Причины и цена революционных потрясений в России XX века», сообщает Патриархия.ru.
Проведение конференции было приурочено к 100-летию исхода Русской армии Врангеля и многих тысяч беженцев из Белого Крыма. Изучение этого события имеет большое значение и для Русской Православной Церкви, и для научного сообщества профессиональных историков. Комиссия Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации на протяжении нескольких лет разрабатывает тему «Духовные причины революционных потрясений ΧΧ века».
Организаторами форума, который прошел частично в режиме онлайн, выступили Издательский Совет Русской Православной Церкви и комиссия Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации.
Работу конференции возглавил митрополит Калужский и Боровский Климент. Секретарь Оргкомитета — Д.М. Володихин.
Для обсуждения участникам конференции были предложены следующие темы: Чем являлся «Великий исход» 1920 года: трагедией или избавлением? «Великий исход» в узком и широком смысле: как эвакуация из Крыма в конце 1920 года и как массовая эмиграция за пределы России миллионов людей, не считавших возможным жить при новом, революционном правительстве. «Великий исход» как попытка сохранить русскую православную традицию в условиях ее слома под напором революции. Взгляд Церкви и взгляд академической науки на проблему социальных потрясений в обществе, лишенном нравственных эталонов. Исторические мифы о «Великом исходе», насаждавшиеся в советское время.
Во вступительном слове митрополит Калужский Климент отметил: «Массовая эмиграция в годы Гражданской войны за пределы России — показатель болезни общества, болезни, прежде всего, духовной. Обычно человек любит свою родную землю или хотя бы привязан к ней. Если он решается покинуть Отечество, значит, он считает, что его жизнь в собственной стране стала невыносимой. Можно сделать вывод: кризис, вызвавший столь негативное отношение к собственному государству, имеет глубинную духовную природу. Он не ограничивается проблемами материальными (финансовыми, политическими, общественными). Он проник в души людей, поскольку в них накопилось неверие, озлобление, отчаяние и уныние».
«Мы говорим сейчас не только о событиях ноября 1920 года, когда Русская армия барона Врангеля покидала Крым, и с нею уплыли на кораблях толпы беженцев. Конечно, это явление печальное. Но исход из Белого Крыма — это эмиграция порядка 150 или 160 тысяч человек. Драматизм этого события не должен заслонять явления более масштабного. Исход происходил с 1917 года по середину 1920-х. Значительная часть беженцев участвовали в Белом движении — на Севере России, на Дальнем Востоке, на территории современных стран Балтии, в Крыму. Но помимо них из страны бежало огромное количество мирных обывателей, никогда не бравших в руки оружия. Так, например, массовым потоком шла эмиграция из Петрограда и прилегающих к нему областей в Финляндию по льду Финского залива и через леса Карелии. А в целом по России эмигрантов "Великого исхода" следует считать не десятками и не сотнями тысяч, а миллионами, — сказал архиерей. — В советское время историки чаще всего оценивали эмиграцию как предательство. Отношение к ней было безусловно негативным. Сейчас преобладает прямо противоположная точка зрения. Между тем, выявляя причины духовного кризиса, итогом которого стала массовая эмиграция из России, следует рассмотреть этот феномен со всех сторон и не прибегать к публицистическим клише».
С одной стороны, по словам митрополита Климента, колоссальное количество людей оказалось за пределами родины, подавляющее большинство из них не могло и мечтать о возвращении: «Многие жили впроголодь, не находили достойного места в обществе, утратили возможность реализовать себя в рамках избранной профессии. Это настоящая трагедия! Зато они остались в живых: не коснулся их красный террор. О факторе террора не следует забывать, он был очень серьезным. Например, после того как Врангель и его армия покинули Крым, там в течение нескольких месяцев были расстреляны десятки тысяч людей. Специалисты говорят о разных цифрах, но, по всей видимости, это не менее 50 000 расстрелянных. Так что бегство из России имеет два базовых смысла: трагедия и спасение. Государственный террор являлся еще одним показателем духовного кризиса: применение массовых казней не может быть оправдано никаким "общественным благом". Оно просто является следствием духовного развращения общества: тяжкий грех становится нормой».
С другой стороны, «Великий исход» стал большой потерей и для самой России. По словам митрополита Климента, «…хорошо обученные военные, отличные администраторы, инженеры, талантливые писатели, ученые, деятели искусства оказались за рубежом. Что это значит? Их интеллект, профессиональные навыки и умения, их нравственная позиция были бы полезны для России, но страна уже не могла ими воспользоваться. Их таланты в ряде случаев послужили на благо иных государств. Многие из них дожили бы до 1941 года или хотя бы передали свои знания и опыт ученикам. Возможно, в этом случае первые годы Великой Отечественной войны не сложились бы для России столь трагично. Основной причиной, вызвавшей "Великий исход", стала непримиримость, охватившая умы русского общества в массовом порядке. Люди не прощали друг другу иного образа мыслей и действий. А непримиримость представляет собой нечто бесконечно далекое от христианской любви. Приходится констатировать: задолго до политических переворотов 1917 года, задолго до начавшейся вслед за ними вооруженной борьбы, общество получило трещину в недра свои. Эта трещина — размывание христианского идеала. Оно шло в Российской империи на протяжении всего XIX столетия, началось же еще в XVIII веке. А размывание идеала Православной Церкви и веры Христовой повлекло за собой отход от нравственных эталонов, заданных христианством. Образовавшуюся нравственную пустоту заняли идеи совсем иного свойства: революционные, разрушительные, предлагавшие относиться к врагу безо всякой пощады. Именно замена в умах и душах русских людей Христа на призрак революции создала почву как для гражданской войны, так и для "Великого исхода"».
В работе конференции также приняли участие:
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством;
Помощник председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви доктор исторический наук Д.М.Володихин;
Заведующий кафедрой истории и исторического архивоведения Московского государственного института культуры кандидат исторических наук генерал-лейтенант СВР в отставке Л.П.Решетников;
Лауреат премии имени Ф.М. Достоевского В.В.Бондаренко (Минск);
Директор Центра информационных и социологических программ Фонда исторической перспективы А.А.Музафаров;
Кандидат исторических наук доцент Московского государственного института культуры О.И.Елисеева;
Главный редактор литературного конкурса «Лето Господне» имени И.С. Шмелева, доцент Литературного института С.С.Арутюнов;
Доктор филологических наук главный научный сотрудник сектора изучения особо ценных фондов Центра по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе Российской государственной библиотеки Т.А. Исаченко;
Кандидат исторических наук, кандидат богословия иеромонах Никодим (Хмыров) (Санкт-Петербург);
Помощник директора Сормовского ресурсного культурно-просветительского центра им. прп. Сергия Радонежского по вопросам работы с молодежью, СМИ и печатью К.А.Лангуев (Нижний Новгород);
Юрисконсульт Правового управления Московской Патриархии А.Ю.Фокин.
Напомним, 13 октября «Русская народная линия» в редакционной заметке «Что будем отмечать: «Разгром белых», «Русский Исход», или?» писала о том, что накануне 100-летия эвакуации войск Врангеля из Крыма предпринимаются попытки спровоцировать новую гражданскую войну:
«Бесчувственное и бездумное отношение к слову, проявляемое в насильственном продвижении понятия "Русский Исход", неизбежно ведёт к русофобии! К сожалению, эта русофобия звучит уже и на государственном уровне, из уст чиновников. Безграмотные чиновники, не вникая в смысл слов, не понимают, что, используя понятие "Русский Исход", они глумятся над памятью воинов, даровавших нам Победу 75 лет назад.
100-летие поражения Русской армии генерала П.Н.Врангеля и эвакуации из Крыма - действительно значимый юбилей. Но отмечать его надо, тем более на государственном уровне, не как 100-летие "Русского Исхода" или 100-летие "разгрома Белой армии", а именно как 100-летие эвакуации войск П.Н.Врангеля из Крыма. Нейтрально. Ибо обе концепции - и "белая", и "красная" разобщают русский народ и ослабляют Россию.
Среди русских эмигрантов было много достойных людей - военных, журналистов, учёных, представителей интеллигенции. Но недопустимо под видом воспоминания о трагической судьбе Белой армии разделять русский народ и сеять семена раздора сегодня. А нашим чиновникам надо более внимательно относиться к слову, к понятиям и терминам».
2. Владимир Николаев
1. Полагаю, что отмечать надо именно как 100-летие "Великого Исхода", а не как разгром