Что будем отмечать: «Разгром белых», «Русский Исход», или?

Накануне 100-летия эвакуации войск Врангеля из Крыма предпринимаются попытки спровоцировать новую гражданскую войну

Русофобия 
0
5016
Время на чтение 16 минут

Близится 100-летие эвакуации войск Русской армии генерала П.Н. Врангеля и гражданского населения из Крыма, произошедшей 13-16 ноября 1920 года.

Идейные потомки белых начали готовиться к празднованию этой годовщины заблаговременно, собираясь отметить её помпезно и даже с большим размахом, чем ими было отмечено 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Ещё 6 декабря 2019 года православная газета «Радонеж» опубликовала сообщение об обращении нескольких организаций русских эмигрантов по поводу того, как стоило бы отметить осенью 2020 года 100-летие эвакуации войск П.Н. Врангеля из Крыма, везде называемого «Исходом» или даже «Великим Исходом», и окончания гражданской войны.

Обращение представителей эмиграции (персонально под ним стояла только одна фамилия князя А.А. Трубецкого) было посвящено тому, что им не понравилась идея «памятника примирения» в Крыму, на котором предполагается изобразить мирно стоящих рядом белого и красного воинов.

Авторы обращения предложили вместо «памятника примирения» «воздвигнуть на том же месте в Севастополе небольшой храм-памятник, в котором будут установлены мемориальные плиты со списком всех воинских частей и кораблей, оказавшихся вынужденными покинуть Россию (с указанием общего числа людей и не только военных). Архитектурным образцом для этого храма может послужить стоящая ныне в Бизерте православная церквушка. Это придало бы проекту великий символический смысл, призывающий современных русских людей не к непонятному (кого с кем?) абстрактному примирению, а к единению всех ради будущего России». Освятить храм предлагается во имя св. блгв. Великого князя Александра Невского, тем паче, что храм в его честь был в Севастополе взорван.

9 декабря на том же «Радонеже» был опубликован комментарий на эту тему тогдашнего заместителя главного редактора телеканала «Царьград» историка Михаила Смолина «Как отмечать юбилей 100-летнего "Исхода Русской армии из Крыма"?». Смолин известен своими антисоветскими взглядами, но тут он оказался еще радикальнее авторов эмигрантского обращения. Те, хотя и ставят, как и Смолин, под сомнение идею примирения, предлагают всё-таки поставить храм-памятник как символ единения, отвергая только идею скульптуры.

Отказ от идеи примирения, который пропагандирует Смолин и его единомышленники, провоцирует новый виток противостояния идейных наследников красных и белых. В качестве образца для подражания Смолин и компания берут худшие образцы эмигрантской мысли и культуры.

Символически два подхода выразили поэты русского зарубежья. Так поэт Иван Савин писал: «Никогда примирения плесень// Не заржавит призыва во мне». Видимо, эти идеи и ласкают слух противников примирения красных и белых.

А вот куда более талантливый русский поэт Сергей Бехтеев давно сформулировал подлинно русское отношение к трагедии национального разделения в своём стихотворении «Две армии»: «Армия белая, армия красная,// Сёстры кровавой судьбы,// Вас породила година ненастная// Междоусобной борьбы. <...> Скроется в вечность година злосчастная,// Снова в единую рать —// Армия белая, армия красная// Дружно сольются опять». Это и произошло в годы Великой Отечественной войны, когда честные представители белой эмиграции открыто поддержали Красную армию.

Что касается памятника, то напомним, что ещё в июне 2019 года спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что в верхней палате парламента рассмотрят вопрос установки памятника Примирения в Крыму, посвященного окончанию Гражданской войны.

С просьбой ускорить работы по установке такого памятника в Керчи в ходе пленарного заседания V Международного гуманитарного Ливадийского форума обратился князь Никита Лобанов-Ростовский.

«Министерство культуры занимается этим вопросом… Я прямо сейчас даю поручение главе комитета [по науке, образованию и культуре Зинаиде] Драгункиной рассмотреть этот вопрос на заседании комитета… услышать, как планирует Минкультуры это реализовать, в какие сроки, в каком состоянии находится сам проект. Абсолютно правильное предложение, на мой взгляд. Давайте попробуем это реализовать», - сказала Матвиенко.

В ноябре 2015 года Лобанов-Ростовский обратился к председателю Российского военно-исторического общества (РВИО), тогдашнему министру культуры Владимиру Мединскому с идеей установить памятник, символизирующий гражданское примирение потомков белых и красных.

20 сентября 2019 года Владимир Мединский принял участие в церемонии открытия закладного камня в Севастополе на месте будущего монумента, посвященного окончанию Гражданской войны в России 1917-1922 годов. В мероприятии также приняли участие председатель Российского фонда культуры Никита Михалков, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев, врио губернатора Севастополя (недавно избран главой региона) Михаил Развожаев и другие.

«Мы присутствуем на закладке памятника в честь события исторического – 100 лет назад завершилась Гражданская война. Отсюда, от берегов Крыма, Севастополя ушли остатки русской армии», – заявил тогда Мединский. Политик считает, что все участники Гражданской войны хотели лучшего для своей страны. Но в такой войне не может быть победителей – только проигравшие. «Я думаю, что этот памятник очень актуален. Он не только о том, что было 100 лет назад. Это памятник и о том, что может быть сегодня и завтра. Именно об этом предупреждают наши прадеды, дабы мы никогда не повторили их ошибок, никогда не преступили закон и порядок в нашей стране», – сказал Владимир Мединский.

Никита Михалков тогда отметил, что Гражданская война расколола огромную страну и принесла несчастье всем ее жителям. «Это событие имеет огромное значение. На месте этого закладного камня должен встать монумент, посвященный окончанию гражданской войны. Мы не можем позволить себе ошибки в оценке того, что происходило в стране 100 лет назад», – сказал Никита Михалков.

Проект по созданию в Севастополе монумента, посвящённого окончанию Гражданской войны в России 1917-1922 годов, реализует Российское военно-историческое общество по поручению Президента РФ. По словам Владимира Мединского, рассматривается несколько проектов. В принятии окончательного решения помимо экспертов примут участие граждане - скорее всего, будет проведено общественное голосование, которое позволит выбрать лучший проект памятника. Торжественное открытие монумента должно состояться в ноябре 2020 года - в дни, когда последние корабли с эмигрантами покидали Севастополь.

Однако, судя по всему, памятник не будет открыт, по крайней мере вовремя. На радость идейным наследникам как красных, так и белых. На днях, как сообщает ИА Regnum, председатель Законодательного собрания Севастополя Владимир Немцев в своём ответном письме руководителю севастопольского отделения общественного движения «Суть времени» Кириллу Сизикову сообщил, что депутаты Законодательного собрания Севастополя не видели ни проекта самого памятника «Примирения», ни проекта благоустройства прилежащей к нему территории.

Ранее Сизиков направил в адрес Законодательного собрания и правительства города, а также главному федеральному инспектору по Севастополю резолюцию расширенного круглого стола, подписанную двадцатью четырьмя представителями ветеранских и общественных организаций, экспертных сообществ и творческих союзов с требованием не допустить без проведения широких публичных слушаний установки монумента, призванного примирить «красных» и «белых» в Гражданской войне. Круглый стол, посвященный инициативе установки памятника, был инициирован движением «Суть времени».

«На рассмотрение Законодательного собрания города Севастополя не поступал проект по объекту "Благоустройство территории памятника, посвященного окончанию Гражданской войны, в г. Севастополь, в районе ул. Катерной". По информации, имеющейся в Законодательном собрании города Севастополя, в настоящее время осуществляется выполнение проектно-изыскательных работ по данному объекту», — говорится в письме Владимира Немцева.

Напомним, что установка памятника запланирована на 14 ноября, т.е. осталось чуть больше месяца.

Кургиняновское движение «Суть времени», как можно догадаться, выступает против любого памятника армии Врангеля. Севастопольские кургиняновцы оказывают колоссальное давление на крымские власти с тем, чтобы не допустить возведение этого памятника. «7 августа мы направили на имя врио губернатора Севастополя открытое обращение, подписанное двадцатью тремя руководителями общественных и ветеранских организаций, экспертных сообществ, творческих объединений, членами общественной палаты города и депутатами Заксобрания. Это коллективное обращение севастопольцев. Оно было зарегистрировано 10 августа, и по закону "Об обращении граждан" мы должны были получить ответ не позднее 10 сентября. Однако в департаменте общественных коммуникаций и в приемной Правительства нам сказали, что ответа на наше обращение нет. Поэтому мы были вынуждены обратиться в прокуратуру», - заявил глава севастопольского отделения «Сути времени» Кирилл Сизиков. Он собирается подключить Следственный комитет и прокуратуру к борьбе против установки памятника.

Но памятник памятником. Будем надеяться, что он всё-таки будет установлен, несмотря на сопротивление радикалов с обеих сторон. Но мероприятия, посвящённые 100-летию ухода армии генерала Врангеля, проходят в разных странах. Нередко среди организаторов этих мероприятий выступают государственные структуры.

Так, 31 мая 2020 года в сербских городах Кикинда и Руско Село прошло памятное мероприятие в честь 100-летия «Исхода Белой армии» и пятилетия проекта «Русские дни в Воеводине», сообщило ИА Regnum. Мероприятие организовало движение «Наша Сербия» при поддержке Банатской епархии Сербской Православной Церкви. Как сообщил лидер движения Младжан Джорджевич, возрождена память о русской эмиграции в Кикинде и установлен памятник с именами всех русских похороненных на кладбище.

24-26 сентября в Ливадийском дворце-музее состоялась научно-практическая конференция «Музей в XXI веке: новые реалии, новые подходы, новые возможности» (совместно с научно-практической конференцией «Романовы и Крым. Научные чтения в Ливадии»), сообщает сайт «Русская стратегия». В завершение мероприятия в Итальянском дворике Ливадийского дворца участникам конференции была представлена выставка «Жизнь и творчество И.С. Шмелева: Русский исход». После обеда в Белом зале прошло секционное заседание конференции «Романовы и Крым. Русский исход», посвященное 100-летию эвакуации войск П.Н. Врангеля из Крыма. Мероприятие проходило при поддержке Министерства культуры Республики Крым.

В Испании финишировал Международный кочующий фестиваль детского творчества «Балаганчик», который проходил в городе Дении. Об этом Московскому Дому соотечественника сообщила член правления Союза организаций российских соотечественников Испании (СОРС), СОРС Испании, куратор по направлению «Детское и юношеское творчество» Светлана Картунова. «Особенно стоит отметить спектакль "В ожидании мечты", поставленный к памятной дате – 100-летию Русского исхода, положившего начало Русской эмиграции. Молодым артистам театральной студии «Олимпия» и театра "Маска" удалось передать трагическую атмосферу и судьбы людей того времени. Данная постановка режиссера С.В. Картуновой получила премии "Лучший спектакль" и "За лучшую режиссуру". Молодой автор пьесы и ученик студии "Олимпия" Матвей Лыгин удостоен специального приза "За патриотизм и любовь к русской культуре" от председателя СОРС О.В. Шуваловой», - говорится в сообщении Московского Дома соотечественника. Фестиваль проходит при поддержке представительства Россотрудничества в Испании.

В конце октября в Керчи, где был установлен первый в России памятник генералу П.Н. Врангелю, стартуют многодневные мероприятия, посвященные «100-летию Русского Исхода», сообщает официальный сайт администрации города. Мероприятие проводит НБФ «Наследие» в рамках реализации социально-значимого проекта «Уроки Гражданской войны – Русский Исход 1920-2020», реализуемого на средства гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Администрация города Керчь обоснует проведение памятных мероприятий тем, что «14-15 ноября 1920 года крупные контингенты покинули Севастополь, Евпаторию, Феодосию. Последними, утром 16 ноября, из Керчи ушли свыше 40 тысяч человек».

Как видим, везде событие обозначается как «исход», «русский исход», «великий исход». Причём, используют это понятие и чиновники, не задумываясь над его смыслом.

Со своей стороны, коммунисты считают Врангеля палачом и «кровавым бароном», который уничтожил 100 тыс. крестьян, рабочих, красноармейцев. Эвакуацию войск генерала П.Н. Врангеля из Крыма коммунисты называют «разгромом белой армии», «великой победой». Разумеется, коммунисты и их левые союзники из числа кургиняновской «Сути времени» выступают категорическими противниками любых памятников Врангелю и даже примирению. Для них идея примирения, как и для их идейных противников, является «плесенью».

Понятно, что представители государственной власти красную трактовку отвергают, о столетии «разгрома Белой армии» не говорят. Но при этом почему-то чиновники некритично перенимают терминологию противной стороны и тоже бездумно называют события столетней давности «исходом» или даже «русским исходом».

Но ведь понятие «Исход» имеет вполне понятную верующим людям религиозную коннотацию. Так в Библии называется книга, рассказывающая об уходе богоизбранного народа из египетского плена, из египетской пустыни в Землю Обетованную. Получается, что мы считаем эвакуацию, уход армии генерала Врангеля и гражданского населения, их поддерживающего, исходом в Землю Обетованную?! Но ведь тогда получается, что Россия ассоциируется с египетской пустыней, а белые с богоизбранным народом, а «землёй обетованной» является Европа?! Особенно смешно это выглядит сегодня, когда европейская «земля обетованная» стремительно превращается в новые Содом и Гоморру. Выходит, белые ошиблись. Уходили в «землю обетованную», а оказались в Содоме!

Тогдашних белогвардейцев, использовавших понятие «Русский Исход», можно понять. Войска Врангеля потерпели сокрушительное поражение и сломленные были вынуждены бежать из страны. Русская эмиграция нуждалась в утешении и самооправдании. Именно тогда в эмигрантской среде получили популярность лозунги «Мы не в изгнании – мы в послании!», «Миссия русской эмиграции». Эмигранты первой волны, среди которых были не только выдающиеся военачальники, но и видные ученые, представители русской интеллигенции, пытались придать своему вынужденному пребыванию на чужбине высокий смысл. Тогда и «Русскому Исходу» было дано христианское истолкование. Эмигранты, называвшие себя посланниками Руси в Западной Европе, полагали, что они призваны просвещать «светом истины» впадавшее в безбожие европейское общество. В этой связи использование русскими эмигрантами первой волны понятия «Русский Исход» ещё можно понять. Тем паче, что этот пропагандистский термин был придуман для продолжения войны против Советской России.

Однако какой смысл использовать это понятие сегодня, когда перед нашим мысленным взором предстаёт весь русский трагический ХХ век?! Ведь в этой, по мнению ушедших белых, «египетской пустыне» просиял сонм новомучеников, которые никуда не ушли, но остались в России. Если совершился «Русский Исход», то они кто?! Нерусские?! Если русские ушли в Европу, «землю обетованную». А кто герои Великой Отечественной войны? Тоже нерусские, тоже египтяне? Какое-то «отребье»?

Бесчувственное и бездумное отношение к слову, проявляемое в насильственном продвижении понятия «Русский Исход», неизбежно ведёт к русофобии! К сожалению, эта русофобия звучит уже и на государственном уровне, из уст чиновников. Безграмотные чиновники, не вникая в смысл слов, не понимают, что, используя понятие «Русский Исход», они глумятся над памятью воинов, даровавших нам Победу 75 лет назад.

100-летие поражения Русской армии генерала П.Н.Врангеля и эвакуации из Крыма - действительно значимый юбилей. Но отмечать его надо, тем более на государственном уровне, не как 100-летие «Русского Исхода» или 100-летие «разгрома Белой армии», а именно как 100-летие эвакуации войск П.Н.Врангеля из Крыма. Нейтрально. Ибо обе концепции - и «белая», и «красная» разобщают русский народ и ослабляют Россию.

Среди русских эмигрантов было много достойных людей - военных, журналистов, учёных, представителей интеллигенции. Но недопустимо под видом воспоминания о трагической судьбе Белой армии разделять русский народ и сеять семена раздора сегодня. А нашим чиновникам надо более внимательно относиться к слову, к понятиям и терминам.

Редакция «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

116. об антисоветчиках

Католикос-патриарх всея Грузии Каллистрат в день 70-летия со дня рождения И. В. Сталина направил ему телеграмму со словами: «Вы упро-чили в сердцах трудящихся всего мира евангельские заветы братства, еди-нения и свободы, что и вызывает несогласие в тех, которые мнят себя путе-водителями слепых, светом для находящихся во тьме и наставниками невежд и стараются заглушить проснувшееся в людях сознание высокого своего человеческого достоинства» .

115. прод. п. 126, 127

Митрополит Вениамин (Федченков), бывший епископ армии и флота Вооружённых сил Юга России под командованием барона Врангеля и находившийся в эмиграции до 1945 г., отмечал: «Безусловно, необходимо искать способы улучшения в этой жизни, насколько возможно для челове-ческих сил. Искать энергично, добросовестно. Это и является постоянной задачей государства и государственной власти. И христианство не только не относится к земному строительству равнодушно, а, наоборот, чтит власть и благословляет ее на это строительство. Оно возвело власть до Божественного основания: «Сущие власти от Бога учинены суть». «Мною цари царствуют и владетели владеют» (ср.: Притч. 8, 15). Государство и власть благословенны Богом, так как они своими путями тоже борются против разрушительного зла. Занялась с поразительной энергией этим строительством и советская власть. Пусть было много ошибок, жестоко-стей, несправедливости, гонений, но все же и она по-своему стала созидать Россию… В России положение трудящегося класса стало гораздо лучше теперь, чем было прежде» . В связи с 30-летием Великой Октябрьской социалистической рево-люции Патриарх Алексий I выступил с Посланием, в котором, в частности, заявил: «Необъятная по пространству действия и по силе напряжения ра-бота проделана Руководителями нашего Государства за эти 30 лет среди многочисленных народностей нашего Союза, причем главной руководя-щей целью ее было и есть освобождение людей от порабощения, от угнете-ния, от власти богатства и стяжания… Возблагодарим Господа и за нашу Православную Церковь, которая именно в эти годы нового строя обрела свое законное, каноническое устроение. Возвращено Церкви то, что было отнято у нее Государством в начале XVIII века – законное ее возглавление – Патриаршество; два поместных Собора собирались за эти годы, причем, Собор 1945 года явился невиданным на Руси в ее церковной жизни собы-тием, т. к. на нем вместе со всеми нашими Иерархами и Пастырями при-сутствовали Главы и Представители всех Церквей Востока и других авто-кефальных Церквей. Отделение Церкви от Государства освободило Цер-ковь нашу от вмешательства Государства во внутреннюю жизнь Церкви и этим дало возможность Церкви свободно действовать в свойственном ей духе по пути, указанному церковными канонами. Духовные школы: выс-шие Академии и средние – Семинарии устрояются на строго церковных, духовных началах, и вместо прежних, сословных школ, куда шли многие не по призванию, а по неизбежности и принуждению, умножаются в Епар-хиях школы, доступ в которые открыт каждому, кто желает посвятить себя пастырскому служению… Архипастыри и Пастыри, братие и сестры, чада святой Церкви! Мать-Церковь призвала вас в нынешний знаменательный день принести соборную благодарственную молитву Господу Богу, благо-деющему и милующему нас. «Даяй молитву молящемуся» да отверзет сердца и уста всех нас, «да исправится молитва наша яко кадило» пред Ним и да низведет она новые благословения на наш народ. Да процветает Страна наша под этим благословением небесным! Да будет она и впредь стражем и глашатаем благословенного мира для всех народов! Усилим молитвы наши о богохранимой Державе Российской и о Властях ее во гла-ве с ее мудрым Вождем, которого Промысл Божий избрал и поставил ве-сти наше Отечество по пути благоденствия и славы» . 8 сентября 1943 г. Собор Преосвященных архиереев (19 чел.) Пра-вославной Русской Церкви выступил с Обращением к Советскому прави-тельству: «Глубоко тронутые сочувственным отношением нашего всена-родного Вождя, Главы Советского Правительства И. В. СТАЛИНА к нуж-дам Русской Православной Церкви и к скромным трудам нас, ее смирен-ных служителей, приносим Правительству нашу общесоборную искрен-нюю благодарность и радостное уверение, что, ободренные этим сочув-ствием, мы приумножим нашу долю работы в общенародном подвиге за спасение родины. Небесный же Глава Церкви да благословит труды Пра-вительства своим зиждительным благословением и да увенчает нашу борьбу за правое дело вожделенной победой и освобождением стражду-щего человечества от мрачных уз фашизма» . 12 сентября сразу после своего избрания Патриарх Сергий (Страгородский) в своём Послании к пастве произнёс такие слова: «В годину испытаний и всяких скорбей Гос-подь ниспослал нам и великую радость: возвратил нашей Церкви патри-аршество. Слава Богу, промыслившему так во благо Своей Церкви. Слава и благодарность и Правительству нашему, не усомнившемуся пойти навстречу вековым чаяниям церковных людей и тем еще больше укрепив-шему их верность Советскому Союзу…» . Архиепископ Фотий (Топиро) в 1945 г. сравнил положение РПЦ до революции и при Советской власти: «Велика и безгранична признатель-ность наша Правительству, которое предоставило Русской Православной Церкви права, какими она не пользовалась и в царское время, когда у нас в течение 200 лет не было Поместных Соборов, не было Патриархов и не было столь широкого личного контакта и общения с Православными Церквами Востока, как в настоящее время» . В декабрьском 1949 г. номере Журнала Московской Патриархии в справке «Отзвуки Великой годовщины» говорится: «В непрерывном тече-нии церковной жизни, в чередовании праздников и разных священных воспоминаний особое место занимают молитвы «о стране нашей и властех ея», которые усугубляются в дни, посвященные значительным событиям народно-государственной жизни нашей Родины. К таким дням относится прежде всего годовщина установления в нашей стране Советской государ-ственности. Эта историческая перемена имеет огромное значение для Рус-ской Церкви, получившей, благодаря отделению от Государства, и свобо-ду от его опеки, и чистоту канонического устроения, и более благоприят-ные условия для своей жизнедеятельности. Поэтому в дни праздничного воспоминания об этом событии церковные люди усиливают свои молитвы о родной стране и вместе со всеми советскими гражданами радуются тем приобретениям, какие получает она с каждым годом своего развития, ра-дуется и своим духовным приобретениям». Там же рассказывается о том, что после богослужения 7 ноября «Митрополит Варфоломей обратился к молящимся-новосибирцам с поучением, в котором рассказал о том, как Промыслом Божиим возникло и окрепло у нас Советское Государство» .

114. Ответ на 126, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

О советской власти... Как это - хорошо писано набумаге, да забыли про овраги. Приведенные Вами цитаты известны заставляют снова и снова осмысливать произошедшее с нами в 20 веке и происходящее ныне. По приведенным Вами цитатам можно предположить, что Вы полностью одобряете и поддерживаете, изложенные в них идеи. Но если быть последовательным, следуя призывам к аполитичности патриарха Тихона, то Ваше отношение к советской власти, как к политической силе должно быть равнодушно-отстраненным. Если Вы конечно не будете утверждать, что классический социализм, попытки строительства которого продвигала советская власть, что это своего рода не религия. Но тогда и вопрос советской власти это уже вопрос не чисто политический - но это уже другая тема. Следуя логике патриарха Тихона, отрекшегося от белогвардейского монархизма и осуждающего подстрекательства злоумных монархистов к возврату монархии Романовых, следуя логике святителя Луки, отекшегося от власти Царя, Вам также нужно было отречься от советской власти в 90-е годы и "сдаться на милость победителя", а ныне заявлять и о своей лояльности к нынешней власти и её радостям и успехам, оправдывая это тем, что все это политика, а Церковь вне политики и что якобы всякая власть от Бога. Так? Ну, ведь так же? Хотя, справедливости ради, надо признать, что этого теперь - отречения от советской власти, не требуется. Поддержка советской власти в приведённых Вами цитатах строится именно на отречении от власти Царя и её оклеветании, как узаконивающей социальную и национальную несправедливость. Это краеугольный камень "советской власти" - отречение и попрание Царской власти и от дореволюционной России и Вам следует это признать, что это именно так. И ещё - что касается самого термина "советская власть" ставшего устоявшимся термином и расхожим штампом. Не следует ли Вам признать, что реально советской власти в буквальном ее значении не было как власти именно Советов, советских депутатов. В СССР у власти была партия в лице её секретарей и политбюро - и где тут советская власть как власть выборных Советов как органов власти?
р.Б. Алексий / 18.11.2020, 13:54

113. прод. п. 126

В Послании (Декларации) Заместителя Патриаршего Местоблюсти-теля митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) и Временно-го при нём Патриаршего Священного Синода об отношении Православ-ной Российской Церкви к существующей гражданской власти от 16(29).07.1927 г., которое подписали 9 чел., сказано, «что мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского Государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и с нашим правительством… Выразим всенародно нашу благодарность Советскому Правительству за … внимание к духовным нуждам православного населения, а вместе с тем заверим Правительство, что мы не употребим во зло оказанного нам дове-рия… Нам нужно не на словах, а на деле показать, что верными гражда-нами Советского Союза, лояльными к Советской Власти, могут быть не только равнодушные к православию люди, не только изменники ему, но и самые ревностные приверженцы его, для которых оно дорого, как истина и жизнь, со всеми его догматами и преданиями, со всем его каноническим и богослужебным укладом. Мы хотим быть Православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь обще-ственное бедствие или просто убийство из-за угла, подобное Варшавско-му, сознается нами как удар, направленный в нас. Оставаясь православ-ными, мы помним свой долг быть гражданами Союза «не только из стра-ха, но и по совести», как учил нас Апостол (Рим. 13, 5). И мы надеемся, что с помощью Божиею, при вашем общем содействии и поддержке эта за-дача будет нами разрешена. Мешать нам может лишь то, что мешало и в первые годы Советской Власти устроению церковной жизни на началах лояльности. Это – недостаточное сознание всей серьезности совершивше-гося в нашей стране. Утверждение Советской Власти многим представля-лось каким-то недоразумением, случайным и потому недолговечным. За-бывали люди, что случайностей для христианина нет и что в совершаю-щемся у нас, как везде и всегда, действует та же Десница Божия, неуклонно ведущая каждый народ к предназначенной ему цели. Таким людям, не же-лающим понять «знамений времени», и может казаться, что нельзя порвать с прежним режимом и даже с монархией, не порывая с православием. Та-кое настроение известных церковных кругов, выражавшееся, конечно, и в словах, и в делах и навлекавшее подозрения Советской Власти, тормозило и усилия Святейшего Патриарха установить мирные отношения Церкви с Советским Правительством. Недаром ведь Апостол внушает нам, что «ти-хо и безмятежно жить» по своему благочестию мы можем, лишь повинуясь законной власти (1 Тим. 2, 2), или должны уйти из общества. Только каби-нетные мечтатели могут думать, что такое огромное общество, как наша Православная Церковь со всей Ее организацией, может существовать в государстве спокойно, закрывшись от власти. Теперь, когда наша Патри-архия, исполняя волю почившего Патриарха, решительно и бесповоротно становится на путь лояльности, людям указанного настроения придется или переломить себя и, оставив свои политические симпатии дома, прино-сить в Церковь только веру и работать с нами только во имя веры; или, ес-ли переломить себя они сразу не смогут, по крайней мере, не мешать нам, устранившись временно от дела» . Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) в сентябре 1944 г. писал: «Ниспровергнув власть царя, помещиков и капиталистов, народы СССР в результате колоссального мирного товарищеского труда создали новый мир на небывалых в истории основаниях социальной правды и всеобщего равенства… Злые, гнусные перегородки воздвигнуты были при царизме между национальностями и классами. Для угнетателей «сарт», «киргиз» и всякий «инородец» был низшим существом. Рабочих, мастеровых, при-слугу и «мужиков» называли простонародьем, чернью, и «господа» резко отмежевывались от них. Ядом антихристианской гордости и чванства было пропитано почти все так называемое «высшее общество», а «простой народ» это озлобляло. Эти антихристовы национальные и классовые пре-грады не давали места христианской любви и братству. Но, несмотря ни на какие преграды, эта любовь то теплилась, то ярко горела в сердцах тех, кто ненавидел неправду. А в чистых сердцах, в которых крестом Христо-вым была разрушена основная преграда между Богом и людьми, и совсем не было места этим вторичным, меньшим преградам. Наш народ, чуткий к социальным неправдам, в великой и тяжелой двадцатишестилетней борьбе за разрушение национальных и классовых привилегий явил смущенному и изумленному миру, какие огромные силы ума и духа таятся в «простом народе». Перед русским рабочим, крестьянином, воином Красной Армии, построившими первое в истории совершенное государство и несущими всему миру освобождение от гитлеровских сил ада, уже преклонился с глубоким уважением весь мир. Никто не смеет более издеваться над «ино-родцами», ибо освобожденные узбеки, казахи, азербайджанцы, получив доступ к высшему образованию и управлению государством, уже показа-ли все богатство своих духовных сил на поприще науки, политической де-ятельности, искусства, поэзии и музыки, проявили беспримерную отвагу и геройство в защите своей социалистической Родины. А мы в отношениях наших к этим народам приблизились как к чистым душою детям… Велики во всех отношениях достижения советских народов за двадцать шесть лет. Но самое важное это то, что разрушены все преграды к товарищескому труду, и это товарищеское единение многих миллионов людей и отдель-ных народов, входящих в состав СССР, впервые достигнутое в истории человечества, имеет огромное нравственное значение; ибо искреннее и глубокое товарищество в труде и жизни приближает людей к великому христианскому идеалу братства и любви. «Наконец, братья мои, что толь-ко истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что до-стославно, что только добродетель и похвала, – о том помышляйте» (Фи-лип. I, 3). И все лучшие представители человечества, все алчущие и жаж-дующие правды размышляют теперь о великой социальной правде, осу-ществленной в советском государстве, всеобщем равноправии и уничтоже-нии национальных и классовых перегородок, изумляются доблести нашей Красной Армии. Они глубоко задумываются над тем, что, по-видимому, только всемирное товарищество в труде и жизни может избавить человече-ство от страшного позора и безмерных бедствий мировых войн, от гитле-ровских и иных грядущих сил ада» .

112. о Советской власти

Советская власть – это самое выдающееся достижение человечества за всю историю его существования по построению Царства Божия на Зем-ле (насколько это возможно), это уникальный образ новой государствен-ности, это власть трудового народа, сплочённого единством помышлений и целей, воли и действия, верностью и жертвенной любовью к своей Ро-дине-Матери. Согласно научно-практической оценки В. И. Ленина, «Со-ветская власть является высшим типом государства» . Вождь мирового пролетариата пришёл к твёрдому выводу: «Только русская революция показала, как можно выйти из войны (Первой миро-вой. – А. В.) и каких трудов это стоит, что значит – из реакционной войны выйти революционным путем. Реакционные империалистические войны на всех концах мира неизбежны. И забыть то, что десятки миллионов переби-ты тогда и будут еще биты теперь, при решении всех вопросов такого свойства человечество не может, и оно не забудет. Ведь мы живем в XX ве-ке, и единственный народ, который вышел из реакционной войны револю-ционным путем не в пользу того или другого правительства, а сорвав их, – это русский народ, и вывела его русская революция. И то, что завоевано русской революцией, – неотъемлемо. Этого никакая сила не может взять, как никакая сила в мире не может взять назад того, что Советское государ-ство было создано. Это – всемирно-историческая победа. Сотни лет госу-дарства строились по буржуазному типу, и впервые была найдена форма государства не буржуазного» . В этом плане драгоценными жемчужинами представляются для нас слова русских архиереев. Так, Святейший Патриарх Тихон 16 июня 1923 г. заявил, «что я отныне Советской власти не враг. Я окончательно и ре-шительно отмежевываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархи-ческо-белогвардейской контрреволюции» . Он же в своём Воззвании к архипастырям, пастырям и пасомым Православной Церкви Российской 18 июня (1 июля) 1923 г. властно и строго изрёк: «Сознав Свою провинность перед народом и Советской властью, Я желал бы, чтобы так поступили и те, которые, забыв свой долг пастыря, вступили в совместные действия с врагами трудового народа – монархистами и белогвардейцами и, желая свергнуть Советскую власть, не чуждались даже входить в ряды белых армий. Как ни тяжко сознаваться в этом преступлении, но Мы должны ска-зать хоть и горькую, но истинную правду сию. Мы осуждаем теперь такие действия и заявляем, что Российская Православная Церковь аполитична и не желает отныне быть ни «белой», ни «красной» Церковью. Она должна быть и будет Единою, Соборною, Апостольскою Церковью, и всякие по-пытки, с чьей бы стороны они ни исходили, ввергнуть Церковь в полити-ческую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены. Исходя из этих со-ображений, мы в апреле месяце 1922 года на соединенном заседании Свя-щенного Синода и Высшего Церковного Совета уже осудили заграничный церковный собор Карловацкий за попытку восстановить в России монар-хию из дома Романовых. Мы могли бы ограничиться этим осуждением владык, бывших на соборе, во главе с Высокопреосвященным Антонием [Храповицким], митрополитом Киевским, если бы они раскаялись в своих поступках и прекратили дальнейшую деятельность в этом направлении, но Нам сообщают, что они не только не прекратили, а еще более того ввер-гают Православную Церковь в политическую борьбу совместно с прожи-вающими в России и за границей злоумными противниками Советской власти, принесшими немало несчастий Родине Нашей. Пусть хотя теперь они сознают это, – смирятся и покаются, а иначе придется звать Преосвя-щенных владык в Москву для ответа пред церковным судом и просить власть о разрешении им прибыть сюда. Господь да умудрит всех нас ис-кать каждому не своих си, а Правды Божией и блага своей Церкви» . Предстоятель Русской Церкви и группа высших иерархов в Воззва-нии к верующим об отмежевании Русской Церкви от контрреволюции (08.1923 г.) твёрдо высказались: «Ныне Церковь решительно отмежева-лась от всякой контрреволюции. Произошла социальная революция. Воз-врат к прежнему строю невозможен. Церковь не служанка тех ничтожных групп русских людей, где бы они ни жили – дома или за границей, кото-рые вспомнили о Ней только тогда, когда были обижены русской револю-цией, и которые хотели бы Ею (Церковью) воспользоваться для своих личных политических целей. Церковь признает и поддерживает Советскую власть, ибо нет власти не от Бога. Церковь возносит молитвы о стране Рос-сийской и о Советской власти» . Первоиерарх 14 апреля 1925 г. в Послании об отношении к суще-ствующей государственной власти («Предсмертное завещание») отметил, что «в годы великой гражданской разрухи по воле Божией, без которой в мире ничто не совершается, во главе Русского государства стала Советская власть, принявшая на себя тяжелую обязанность – устранение жутких по-следствий кровопролитной войны и страшного голода… Мы в свое время в посланиях к архипастырям, к пастырям и пасомым всенародно признали новый порядок вещей и Рабоче-Крестьянскую власть народов, правитель-ство коей искренне приветствовали. Пора понять верующим христианскую точку зрения, что «судьбы народов от Господа устрояются», и принять все происшедшее как выражение воли Божией. Не погрешая против Нашей веры и Церкви, не переделывая чего-либо в них, словом, не допуская ни-каких компромиссов или уступок в области веры, в гражданском отноше-нии мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и ра-боте СССР на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем, осуждая всякое сообщество с врагами Советской власти и явную или тайную агитацию против нее… Мы призываем всех возлюбленных чад Богохранимой Церк-ви Российской в сие ответственное время строительства общего благосо-стояния народа слиться с Нами в горячей молитве ко Всевышнему о нис-послании помощи Рабоче-Креcтьянской власти в ее трудах для общена-родного блага. Призываем и церковно-приходские общины и особенно их исполнительные органы не допускать никаких поползновений неблагона-меренных людей в сторону антиправительственной деятельности, не питать надежд на возвращение монархического строя и убедиться в том, что Со-ветская власть – действительно Народная Рабоче-Крестьянская власть, а потому прочная и непоколебимая… Мы не можем не осуждать тех, кто в забвении Божьего, злоупотребляя своим церковным положением, отдается без меры человеческому, часто грубому политиканству, иногда носящему и преступный характер, и потому по долгу Первосвятительского служения Нашего благословляем открыть действия особой при Нас комиссии, воз-ложив на нее обследование и, если понадобится, и отстранение в канониче-ском порядке от управления тех архипастырей и пастырей, кои упорству-ют в своих заблуждениях и отказываются принести в них раскаяние перед Советской властью, предавая таковых суду Православного Собора. Вме-сте с этим с глубокой скорбью Мы должны отметить, что некоторые из сы-нов России, и даже архипастыри и пастыри, по разным причинам покину-ли Родину, занялись за границей деятельностью, к коей они не призваны, и во всяком случае вредной для нашей Церкви. Пользуясь Нашим именем, Нашим авторитетом церковным, они создают там вредную и контррево-люционную деятельность. Мы решительно заявляем: у Нас нет с ними свя-зи, как это утверждают враги Наши, они чужды Нам, Мы осуждаем их вредную деятельность. Они вольны в своих убеждениях, но они в само-чинном порядке и вопреки канонам Нашей Церкви действуют от Нашего имени и от имени Святой Церкви, прикрываясь заботами о Ее благе. Не благо принес Церкви и народу так называемый Карловицкий Собор, осуждение коего Мы снова подтверждаем, и считаем нужным твердо и определенно заявить, что всякие в этом роде попытки впредь вызовут с Нашей стороны крайние меры вплоть до запрещения священнослужения и предания суду Собора. Во избежание тяжких кар Мы призываем находя-щихся за границей архипастырей и пастырей прекратить свою политиче-скую с врагами нашего народа деятельность и иметь мужество вернуться на Родину и сказать правду о себе и Церкви Божией. Их деяния должны быть обследованы. Они должны дать ответ церковному православному со-знанию. Особой комиссии Мы поручаем обследовать деяния бежавших за границу архипастырей и пастырей и в особенности митрополитов: Анто-ния (Храповицкого) – бывшего Киевского, Платона (Рождественского) – бывшего Одесского, а также и других, и дать деятельности их немедлен-ную оценку. Их отказ подчиниться Нашему призыву вынудит Нас судить их заочно… Призывая на архипастырей, пастырей и верных Нам чад бла-гословение Божие, молим вас со спокойной совестью, без боязни погре-шить против Святой веры, подчиняться Советской власти не за страх, а за совесть, памятуя слова Апостола: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, – существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13, 1» .

111. Ответ на 123, Русский Иван:

РЛА: "...привело к стольким жертвам с обеих сторон, но вы считаете только свои...Побойтесь Бога!".

Русский Иван: Вот,Кого я и боюсь!Ведь недалёк тот час,когда Он решит с кем мне "там" быть с родственниками,которые пострадали от большевиков или с большевиками-в аду!

Логика у тебя, не русского православного человека, а какая то языческая. Ты, спустя даже 100 лет, жаждешь мести за своих родственников и ты уже всё решил за Бога: большевиков отправил в ад, а своих родственников - в Рай. Но видимо боишься, что Бог тебя туда не пустит, пока ты не завершишь тут на земле, свою "миссию" по обличинею большевиков. Вот ты тут, на форуме и подвизался этим заниматься.

Тебя ведь правильно спросили и указали на то, что тогда погибло много православных душ, с обеих сторон и не боишься ли ты Бога, чтобы считать потери, только одной из сторон?

А оказывается, из всех погибших с обоих сторон, ты считаешь "невинно убиенными" только своих родственников.

Ты явне НЕ боишься Бога, раз ведёшь такую ценичную бухгалтерию по подсчётам людских душ и ещё дерзаешь решать за Бога - кого и куда определять - "по делам его".

П.С. Ваня, помнишь ту притчу, когда один сказал - "пойду", но не пошёл, а другой сказал - "не пойду", но собрался и пошёл?

Так вот, большевики говорили, что они не верят в Бога, но при этом, они сделали куда гораздо больше дел для своего народа, чем те православные власть имущие, кто 300 лет говорил, что верят в Бога, но при этом относились к своему народу, как к вещи, как к рабу.

Так что, это ещё вопрос: если Богу будет угодно тебя отправить в Рай, то КОГО ты там увидишь и будут ли там твои родственники?
Туляк / 17.11.2020, 12:18

110. РЛА

"Побойтесь Бога!".Вот,Кого я и боюсь!Ведь недалёк тот час,когда Он решит с кем мне "там" быть с родственниками,которые пострадали от большевиков или с большевиками-в аду!
Русский Иван / 29.10.2020, 14:51

109. Ответ на 117, наталья чистякова:

Низкий Вам поклон за стояние в правде! Молюсь за Вас!

Ну всё, антисоветчикам конец.

Чистякова начинает "за здравие", а кончает "за упокой".

108. Ответ на 120, Русский Иван:

Не верю ни единому Вашему слову.

Это не удивительно - мало кто из антисоветски настроенных православных захочет принять слова раскаяния патриарха Тихона, столько сделавшего для свержения советской власти из-за неприятия социалистических законов:

"Тихон во время своего пребывания в сане патриарха прилагал все усилия для превращения всего церковного аппарата в контр-революционное орудие, подготовляющее низвержение советской власти. Он не упускал ни одного случая, который можно было бы использовать в целях борьбы против советской власти. За все время интервенции Тихон находился в тесной связи с нашими иностранными врагами. Он оказывал всяческую поддержку Деникину и Колчаку. С ним было связано поддерживавшее последних контрреволюционное духовенство, находившееся при них. Французские представители в Москве в 1918 г. с Гренаром во главе сообщали Тихону о предстоящей интервенции, и он последнюю благословил. Вслед за тем он благословил деятельность так называемого «тактического центра» и «национального центра». Тихон стоял не только во главе церковной контр-революции, но и контреволюции дворянско-помещичьей, т. е. против передачи земли крестьянам." https://istmat.info/node/27748 https://istmat.info/node/27746

Именно окормление Тихоном священной православной борьбы с "сатанинской" советской властью с первых же её дней и привело к стольким жертвам с обеих сторон, но вы считаете только свои... Побойтесь Бога!

РЛА / 15.10.2020, 20:50

107. РЛА

Не верю ни единому Вашему слову.Святой Патриарх Тихон благословил Келлера и обличал советскую власть письменно,за потоки русской напрасной крови от красных-безчинствующих варваров.Текст воззвания элементарно можно найти.От того и пострадал святой Пастырь!
Русский Иван / 15.10.2020, 11:32
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Редакция РНЛ
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
В Москве прошла научно-практическая конференция из цикла «Собиратели земли Русской»
24.04.2024
Поляки не нуждаются в войне с Россией!
Открытое письмо властям Польши
19.04.2024
Ватикан и Фанар готовят страшнейшую диверсию
Митрополит Пирейский Серафим предостерегает против празднования Пасхи с католиками
17.04.2024
У Драбинко в ПЦУ миссия?
Похоже, его наезд на старика Денисенко имеет целью облегчить переход УПЦ к раскольникам
17.04.2024
Шольц передал Си тайное послание Запада Путину?
Известные эксперты об итогах визита канцлера Германии в Китай
17.04.2024
Все статьи Редакция РНЛ
Русофобия
«Эта война — за власть над миром»
О переводе британской экономики на военные рельсы для помощи Украине
25.04.2024
«Это самый подлый и мерзкий способ диффамировать человека»
О скандале вокруг Высшей политической школы им. Ивана Ильина при РГГУ и попытках очернить Дугина
25.04.2024
«Большевики и "родили" современную русскую нацию»
О русском национализме и русском мире
24.04.2024
Декоммунизация Шевченко
Почему на Украине скромно отметили 210 «кобзаря»?
24.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 07:39
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07