Отсутствие активности правительств ведущих стран мира в вопросах сдерживания гонки вооружений пока еще не осмыслено в полной мере.
Такие процессы сдерживания шли всегда. Если стратегические ядерные силы были созданы в 60 х годах прошлого века, то уже с 1969 г. между СССР и США начались переговоры об ограничении ядерных запасов. По их итогам были подписаны Договоры ОСВ-1 и ОСВ-2. На их основе позже были созданы и подписаны договоры о сокращении наступательных вооружений СНВ-1 (1991), СНВ-II (1993) и СНВ-III (2010).
Эти договоры практически снимали с экономик существенную часть непомерной нагрузки, но не решали проблему по существу.
Конечно, урегулировать все противоречия между суверенами в рамках узких договоренностей невозможно. Любое обстоятельство может влиять на стороны практически непредсказуемо. И это нормально. Было бы странно, если бы наш МИД яко пес цепной не бросался грудью на всякое поползновение иных суверенов против интересов отечества. С другой стороны, происходит то же самое, только в форме преимущественно коварной, по представлениям, вытекающим из нашей ментальности. Здесь против результата переговоров работает разница культурных смыслов, национальных характеров, религиозно-этические различия и многое другое.
Очевидно, что как бы по-ковбойски нагло ни вели себя дипломаты США, наши дипломаты по-пацански честно и твердо будут отстаивать интересы державы. Но вот только устраивающего человечество результата за полвека дипломатических усилий ведущих стран так и не просматривается. Возникает ощущение, что в принципе невозможны ни предотвращение всеобщей гибели, ни прекращение подготовки к чудовищному концу света.
Можно констатировать, что силами правительств, трудами дипломатов и всех властных рычагов действующих суверенов вопросы как исторически не решались, так и не решаются.
Только человечество и каждый народ, представленный в международных отношениях своими властями, рискуют не развязыванием очередной кровопролитной войны, которая, несмотря ни на что, всегда имела бы окончание, и всегда были бы те, кто выживал и пользовался плодами победы. На кону существование жизни на планете! На кону жизнь каждого, без исключений! И шансов на победу и выживание нет ни у кого! Уникальное отличие данной ситуации от всех исторически известных диктует необходимость поиска новых способов решения проблемы.
Если государства не могут закрыть вопрос по существу, то кому-то надо это сделать! Кроме правительств на свете есть другие глобальные силы в виде финансовых, производственных корпораций, авторитетных религиозных конфессий. Но финансово-экономические структуры сами заинтересованы в таком положении дел.
Как известно, финансовый блок национальных экономик и мировой экономики в целом является основным интересантом в производстве вооружений. Этот интерес гарантирован системными и стабильными заказами правительств, собирающих налоги со своих стран. В то же время правительства вынуждены делать заказы на вооружения не только по соображениям безопасности, но и потому, что ВПК является двигателями экономик, задействует множество сопутствующих отраслей, обеспечивает рост экономических показателей, национальных ВВП и наполняемость бюджетов. В том же заинтересованы и банковские структуры, что изначально любое производство финансируют, а после закупок оружия бюджет возвращает свои затраты быстро и прибыльно.
До смены предмета бюджетного финансирования на преимущественные закупки тех же изделий медицинского назначения, лекарств, медицинских услуг пока, очевидно, далеко. Да и навряд ли это по выгоде может соперничать с оружием. Как бы кризис, порожденный пандемией коронавируса, ни влиял на мировую экономику, государства пока даже не планируют смену акцентов бюджетных закупок с вооружений на медоборудование и медпрепараты.
Что до религиозных конфессий, то это не их функция, так как является прямой политикой или, точнее, политикой прямого действия.
Вот здесь-то и начинается самое интересное. Политика прямого действия – это что? Само собой понятно, что это непосредственная реакция на мнение носителей суверенитетов, которыми являются народы. Реальным следствием процесса демократизации стран мира стала неоспоримая, хотя и далеко не абсолютная зависимость властей от прямого мнения населения, которое по тому или иному поводу высказывается в убедительной форме соцопросов, ставших обычной практикой политической жизни.
Видится весьма возможным создание продуманной и широко поддержанной системы мер по синхронному, пошаговому снижению военных расходов основных стран мира. Системы, на основе которой формулируются вопросы в глобальной, многоязычной опросной сети, выдающей результаты по странам и регионам мира. Представляется, что результаты таких опросов оказывали бы реальное влияние на власти суверенов. Сегодня данные опросов, проведенных авторитетными социологическими службами, очевидно влияют на политику. Так и в этом гипотетическом пока случае власти могли бы разработать и издать законы, меняющие структуру расходов бюджета с финансирования военных производств на развитие гражданских секторов экономики. В частности, связанных со здравоохранением. Разумеется, при условии регулирования банковского капитала.
Если государства не гарантируют предотвращение ядерного апокалипсиса, то за решение проблемы придётся браться самим народам. Если ничего не предпринимать, то однажды наступит момент, когда может стать уже попросту поздно...
Павел Иванович Дмитриев, правовед, публицист