itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Чтобы продлилось время на покаяние

Слово протоиерея Александра Шаргунова на праздник Покрова Божией Матери

Пастырская проповедь 
0
1416
Время на чтение 7 минут

Покров Божией Матери — праздник, который почитается в русском православном народе, почти как двунадесятый, как то, что имеет решающее значение для нашего спасения. И это действительно так. Потому что тайна, открываемая этим праздником, — тайна Креста Христова.

Когда кажется, что зло торжествует, что побежден Господь наш Иисус Христос, а с Ним и все человечество — все люди, которые надеются на Бога, на правду, на истину, — тогда Божия Матерь, имея этот дар — быть Матерью всего рода человеческого, встает на молитву за всех, кому суждено пережить это поражение в жизни. И Покров Божией Матери — светоносный, благодатный, пасхальный, сотканный из света победы Христовой над злом и над смертью, — простирается над миром. Потому что в мире всегда присутствует Крест Христов, внешне видимый всеми и все более различаемый теми, кому дается видеть незримое.

Праздник Покрова Божией Матери Русская Православная Церковь совершает в день земного поражения наших предков. Это самое удивительное, самое прекрасное, что в нем есть. Много чудес совершается в Церкви, много знамений всегда было от Божией Матери. И этот праздник не остался в памяти других православных Церквей, в том числе и Византийской. А русский народ, приняв крещение, уверовав в Господа, полюбив Божию Матерь, узнав главную тайну нашего спасения Крестом Христовым и Ее заступничеством, избрал этот праздник в ряду самых главных своих торжеств. Для нас здесь большое утешение, потому что если есть такое сознание хотя бы в части нашего народа, значит, ничего не потеряно и незачем унывать. Любое поражение, когда за ним открывается истинная жизнь, благодать Божия, — самая великая победа. Весь путь Русской Православной Церкви — крестный, скорбный — пророчески предопределяется этим событием.

Сегодня мы не можем не вспомнить, что чудо Покрова Пресвятой Богородицы было явлено блаженному Андрею, Христа ради юродивому, — тоже скифу, нашему предку, близкому по крови человеку. Когда-то попав в плен, он воспитывался в одной семье, и с детства проявил необыкновенные дарования, способность к разным наукам. Прекрасно усвоив всякую премудрость, он вдруг все оставляет, когда открывается ему благодать Божия, свет истинной жизни, и избирает подвиг юродства. Предпочитает стать глупым, ничего не понимающим, ничего не различающим в этом мире, ищущем мудрости и хвалящемся ею больше всего. Каждый человек больше всего гордится своим умом, и обиднее всего для любого человека услышать, что он глупый. А блаженный Андрей совлекается самого высшего дара — драгоценного дара, данного человеку Богом для того, чтобы можно было все земное постигать, но не ограничиваться этим знанием, а устремляться к высшему. Но для этого каждый человек рано или поздно, каждый в своей мере и степени, должен приобщиться подвигу, который совершил святой Андрей, Христа ради юродивый. Совлечься своего ума, своего разумения, стать никем и ничем, потому что перед тем, что открывает Господь, это действительно так. И за это смирение получить от Господа высший дар разумения Христова.

В этот день Церковь одновременно совершает память преподобного Романа Сладкопевца. О нем обычно не упоминают, потому что все покрывает Богородичный свет. Но тем не менее мы поставим этого святого рядом со святым Андреем, Христа ради юродивым. Вы, наверное, помните из его жития, что он подвизался в монастыре и нес послушание чтеца, которое ему давалось с трудом. Однажды во время праздничного богослужения на Рождество Христово, когда должно быть особенно торжественное чтение, он запутался и плохо что-то прочитал. Все смеялись над ним. Он в горе пришел к себе и молился. Ночью ему было видение Божией Матери. Она протянула свиток и сказала: «Роман, съешь этот свиток («кондакион» по-гречески), и ты сможешь славить Господа и Меня, и всех святых». Наутро он взошел на амвон — и уста его отверзлись. Он воспел эти знаменитые слова: «Дева днесь Пресущественного рождает и земля вертеп Неприступному приносит». Мы сегодня слышали почти те же самые слова: «Дева днесь предстоит в церкви». Русская Церковь каким-то чутьем или вполне сознательно составила подобное песнопение с тем же самым распевом, чтобы соединить с сегодняшним праздником подвиг истинного смирения и подлинной молитвы этого ничего не умеющего человека, который считал себя хуже других во всех отношениях. Чтобы показать, как Господь и Божия Матерь всегда взирают на смирение и дают самое дивное богатство.

Мы не можем не вспомнить, что сейчас в Московской Духовной Академии, в Троице-Сергиевой лавре, великий праздник. О чем радость этого праздника? О том, что истинное богословие, истинная Божественная мудрость, истинные духовные дарования обретаются не просто усердным трудом или исключительными внешними способностями, а только таким смирением, какое было у блаженного Андрея, Христа ради юродивого и преподобного Романа Сладкопевца.

Русская Церковь всегда находилась под особым покровом Божией Матери, и в честь Покрова Пресвятой Богородицы было построено множество храмов. В Москве есть Покровский монастырь, всем известный храм Покрова на рву на Красной площади, чаще называемый «храм Василия блаженного». Напротив нас, в Марфо-Мариинской обители, тоже есть Покровский храм. Все храмы, которые мы сейчас назвали, связаны со святыми, явившими подвиг непостижимого смирения, непереносимого обычными человеческими силами. В Покровском монастыре находятся мощи святой праведной Матроны, которой Господь дал великие скорби. Она — слепорожденная, всю жизнь во тьме жила, и, проходя через эту тьму, смиряясь предельным образом, узнавала свет Христов. Ей открылся этот свет, и в нем — жизнь других людей, любовь Христова и сострадание ко всем людям. Почему многие так почитают Матронушку? Только потому, что Божия Матерь — Та, Которая больше всех узнала, что такое скорбь и что такое смирение у Креста Своего Божественного Сына, — призрела на ее скорбь и на ее смирение. Точно так же, как, может быть, разбойник благоразумный увидел рядом с собой Спасителя, благодаря молитве за него Божией Матери.

Как-то одна женщина на исповеди рассказала, какое у нее было искушение. Она не могла прикладываться к иконе, изображавшей святую праведную Матрону, так как испытывала чувство неприязни из-за ее слепоты. И Господь попустил ей пережить тяжкую оставленность, уныние и отчаяние. Начались всякие бесовские страхования. Тогда эта женщина по совету своего супруга взяла икону блаженной Матроны и приложила к своему изголовью. Внезапно сердца ее коснулся глубокий покой, и все наполнилось светом. Она сказала: «Не электрическим светом, не солнечным, — желая точно обозначить, что с ней произошло, — но именно светом».

Вы также помните, какой подвиг юродства взял на себя Василий блаженный, как он отказался от всего, чем хвалится человек, что ищет на этой земле. «Люта зима, но сладок рай», — повторял он, ходя нагой и босой среди зимней Москвы и свидетельствуя, что рай действительно сладок.

А в Марфо-Мариинской обители подвизался преподобноисповедник Сергий (Сребрянский) — духовник преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Вся жизнь его была под покровом Божией Матери. Начал служить, сразу после рукоположения, в храме Покрова города Орла. Когда был призван великой княгиней Елизаветой в Марфо-Мариинскую обитель, то снова оказался в Покровском храме. А закончил свое земное служение в храме Покрова села Владычня, куда был выслан после долгого пребывания в концлагере. Божия Матерь во всем, даже во внешнем, показала, как Она близка ему.

Под покровом Божией Матери была жизнь всех сестер Марфо-Мариинской обители, многие из которых сейчас вошли в сонм новых мучеников и исповедников Церкви Русской. Если вы читали материалы этой обители, то помните — там есть описание матушки Любови, как накануне праздника Покрова явилась ей Божия Матерь и сказала: «Если не покаетесь, строго накажу». Это Она кому говорит? Людям, которые, от всего отказавшись, избрали путь святости, путь Креста Христова. Но глубина покаяния неизмерима — это отречение от всего греховного до конца и приобщение такому смирению, какое было у юродивых, у всех, о ком мы говорим сегодня. Чтобы Крест Христов мог коснуться нашей жизни, чтобы открылся через это светоносный Покров Божией Матери. И для нас великое благо, что посещает нас Господь такими скорбями.

Святитель Филарет, митрополит Московский, говорит, что мы спасаемся не многой ученостью, не многим временем. Хотя необходима ученость, необходимо постижение сокровищ премудрости — но именно сокровенных — и требуется много времени, для того чтобы мы восходили к подлинному пониманию глубин жизни. И не многими трудами, хотя труды у нас должны быть постоянными, каждодневными для стяжания самого главного. Но спасаемся мы, говорит он, напоминая слово Божие, многими скорбями. И можно добавить: многим заступничеством Божией Матери. Потому что где самая великая скорбь — там Она ближе всего, там Крест Христов, там тайна Воплощения Божия. Ради этого пришел Господь в наш скорбный мир.

Помня об этом, будем трезво оценивать все происходящее с нами. Будем понимать, что мы достойное по делам нашим приемлем. Что великое множество беззаконий, которые совершаются в мире, уже переполнило чашу долготерпения Божия. Если бы не молитва Божией Матери, давно бы уже наступил конец мира. Но ради того чтобы продлилось время на покаяние, для обращения многих, Господь, Долготерпеливый и Многомилостивый, ждет нашего обращения.

Будем помнить о той молитве, которую совершала Божия Матерь, преклоняя колена на церковном амвоне. Она плакала не только о той беде, которая надвигалась на Византийскую Церковь, провидя, что скоро будет почти полное ее крушение. Она плакала о грехах людей, которые молились, и может быть, даже со слезами, находясь в церкви, но которые не имели решимости вступить по-настоящему на путь Христов. Потому-то и было Ее предупреждение сестрам Марфо-Мариинской обители, прежде чем наступил для них час огненного испытания.

Будем помнить, что Матерь Божия плачет и сегодня. Есть о чем Ей плакать. Она, находясь в славе, одновременно плачет о всех нас. Как Господь — Он все победил, но одновременно наготует и страждет. Церковь показывает нам предельную обращенность этой тайны спасения ко всем нам. И Матерь Божия больше всего плачет не просто о наших прегрешениях, которых нам не избежать, потому что нет человека, который жил бы и не согрешал, не просто о тех грехах, в которых мы приносим каждодневное покаяние на исповеди. Хотя и здесь пусть каждый задумается о тех Ее словах: «Если не покаетесь, накажу!» Но Она больше плачет о другом — о том, что надвигается на землю, если не будет покаяния, если люди не вразумятся. Зверь уже готов выйти из бездны, и тогда такие страдания явятся в мире, каких не было доселе. И если бы не Господь, не Его долготерпение, не заступничество Божией Матери, не спаслась бы никакая плоть, говорит нам слово Божие. Зло на наших глазах стремительно разрастается, но когда мы не одними устами, а всей своей жизнью прибегаем под Покров Божией Матери и молимся: «Покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором», совершается дивное.

Сегодня, мы знаем, многие иконы мироточат, а иные плачут. Иконы Божией Матери тоже плачут. Ее слезы, незримые для нас, становятся зримыми для того, чтобы мы знали, как близка Она к нам, и как мы должны благодарить за Ее благодатный спасительный Покров над нами и над всем миром.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Грех Каина
Слово в среду 2-й седмицы Великого поста
27.03.2024
Дар Божий
27 марта — празднование Феодоровской иконы Божией Матери
26.03.2024
Как оказались мы в Православной Церкви?
Евангелие Недели 1 Великого поста (Ин, 5 зач., 1, 43—51)
24.03.2024
Где торжество Православия в сегодняшнем мире?
Слово в Неделю Торжества Православия
23.03.2024
Враг старается осквернить святыню поста
Слово в день памяти святого великомученика Феодора Тирона
23.03.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Ориентир Великого поста
22 марта — память 40 мучеников Севастийских
22.03.2024
Где огонь, который Христос пришел принести на землю?
Слово после чтения Великого канона преподобного Андрея Критского в четверг
21.03.2024
На последнем Суде
Слово после чтения Великого канона преподобного Андрея Критского в среду
20.03.2024
Богослужение особой духовной красоты
Сегодня — первая литургия Преждеосвященных Даров
20.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 13:29
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54