В понедельник, 5 октября, пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков заявил, что у Владимира Путина пока нет чётких планов провести переговоры с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и лидером Турции Тайипом Эрдоганом по теме конфликта в Нагорном Карабахе, сообщает РИА Новости.
«Если это будет признано необходимым, никакого сомнения нет, - Президент Путин, конечно же, будет обсуждать эту тему со своими визави», - заявил Песков журналистам.
На просьбу уточнить, можно ли ожидать таких переговоров на этой неделе, Песков отметил: «Пока нет таких чётких планов».
«Но вы знаете, что речь идёт о войне. И, конечно, на войне - там, в Карабахе - ситуация развивается быстро, поэтому здесь трудно загадывать. В зависимости от того, как будут развиваться обстоятельства, будут формироваться и потребности в диалоге», - добавил представитель Кремля.
Ситуацию вокруг Нагорного Карабаха проанализировал в интервью «Русской народной линии» профессор Санкт-Петербургского государственного университета Владимир Николаевич Колотов:
В настоящее время происходит дальнейшая активизация евразийской системы дуг нестабильности (ЕСДН), которая состоит из восьми сегментов. В активной фазе находятся два пограничных с РФ сегмента – восточноевропейский сегмент (до сих пор продолжаются попытки подрезать белорусский выступ, обострить ситуацию на Украине и в Крыму) и кавказский сегмент, в который экспортируется нестабильность с Ближнего Востока.
Как только министр обороны России Сергей Шойгу заявил о том, что с проектом «Исламское государство» покончено (ИГ - террористическая организация, запрещённая в России. – РНЛ), как тут же передовые отряды игиловцев, переброшенные из Сирии, появились уже в Нагорном Карабахе и приняли активное участие в военных действиях против Нагорно-Карабахской республики.
В данном случае происходит перенос нестабильности с ближневосточного сегмента на границы с Россией. Эта деятельность направлена на переформатирование постсоветского пространства, в плане его реорганизации, предусматривающей радикальное усиление Турции в Крыму, на Кавказе и Центральной Азии, что явным образом направлено против интересов России. Первый этап зловещего плана уже реализуется. В дальнейшем Анкара планирует создание исламской конфедерации.
Конечно, Владимир Путин может поговорить с главами Турции и Азербайджана, но все события предшествующих лет продемонстрировали, что даже личные контакты между главами государств не могут удержать турецкого коллегу от опасных маневров.
Москва всегда относилась и продолжает относиться к представителям Армении и Азербайджана как к своим родным, как к гражданам Советского Союза – некогда единой страны. Но к России на постсоветском пространстве внешние силы пытаются сформировать иное отношение. В этих странах за последние годы выросло влияние внешних игроков на население и элиты, которые в ряде случаев уже начинают играть разные роли в реализации чужих интересов. Для внешних игроков наши народы – пешки, которыми можно спокойно пожертвовать в любой момент без всяких сожалений.
Нынешнее обострение в Карабахе плохая новость для Москвы. Полагаю, что решение об обострении конфликта в Нагорном Карабахе принято даже не в Анкаре, а на более высоком уровне.
Эрдоган – очень эмоциональный политик. В настоящее время у него есть сверхзадача, миссия, которую он пытается выполнить – создание нового геополитического образования, возрождение в новых условиях очередного неоосманского имперского проекта в Северной Африке и на Ближнем Востоке, а также незащищенных слабых регионах, у которых нет собственных ресурсов для защиты и которые можно использовать в собственных идеологических и политических интересах. Речь идёт о Кавказе и Центральной Азии. Полагаю, что за действиями на Кавказе стоит реализация турецких геополитических проектов, имеющих антагонистический характер в отношении национальных интересов Российской Федерации. А Турция - член НАТО.
У меня нет ни малейших сомнений, что в Москве всё прекрасно понимают. Тем более, что сам пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков является профессиональным востоковедом-тюркологом. Направленность процессов очевидна.
Для России складывающаяся ситуация, мягко говоря, некомфортна. Текущая конфигурация ЕСДН для России – неблагоприятна, потому что проблемы практически одновременно проявляются на разных сегментах евразийской системы дуг нестабильности, что лишает нас стратегической инициативы. Мы в спешном порядке вынуждены реагировать и тушить пожар то здесь, то там. Украина, Белоруссия, а теперь – Карабах. На подходе – Центральная Азия. По периметру наших границ геополитические партнеры усиленно завозят бензин, закладывают мины, а внутри страны раскладывают грабли. По внешнему контуру Россия находится в плотном кольце и уровень дестабилизации на ближних и дальних рубежах зависит не только от того, какое решение примут в Москве.
Удавка из управляемых локальных конфликтов сжимается вокруг России. Руководство некоторых стран постсоветского пространства находится либо под прямым внешним управлением, либо под усиливающимся давлением внешних игроков. Особенностей игры на своей территории они не понимают до последнего момента. Наглядный тому пример – Белоруссия. Накануне выборов из Минска доносились антироссийские реплики, но когда направление удара стало очевидным, А.Г. Лукашенко в течение нескольких дней радикально изменил свою политику по отношению к Москве. В столице России не стали обижаться и вставать в позу, что позволило стабилизировать ситуацию.
В нынешних условиях Россия одновременно должна играть на многих шахматных досках – Украина, Белоруссия, Армения, Азербайджан, Центральная Азия, Дальний и Ближний Восток, Арктика, Северная Африка. Однако с ресурсами для полноценной вовлеченности в «Большую игру» на восьми «шахматных досках» одновременно у РФ не очень. Тем более, что зачастую полномочия делегированы не специалистам, а не очень подготовленным для этого людям. Они вполне могут быть профессионалами, но в других областях. А когда в Турцию направляют корееведа или наоборот, то понадобится дополнительное время для адаптации и погружения в ситуацию. А во время войны времени на это уже нет. И это показывает хроническую слабость Москвы в управленческой сфере. Что получится, если на стройку отправить врача, а в больницу – строителя? А у нас так и происходит. Назрел явный управленческий кризис. Порой на должности назначают не профессионалов, а людей из тех или иных олигархических группировок. И основная задача таких «специалистов» в освоении бюджета. В мирное время подобная практика не так критична, но когда страна находится в состоянии гибридной войны, подобные назначения выглядят очень странно.
2.
1. Интересно...