Как сообщалось, Всероссийский центр изучения общественного мнения и Центр социального проектирования «Платформа» представили исследование об отношении россиян к блогерам.
Напомним, что православный блогер, филолог по образованию, известный петербургский священник, научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино протоиерей Геннадий Беловолов в статье «Блоги окончательно вытеснили "зомбоящик"» рассуждал о роли блогеров в современном обществе. Пастырь отметил, что «Государство, недооценивая влияние блогосферы, совершает большую ошибку».
Сегодня православный блогер отец Геннадий Беловолов рассуждает о блогерстве в церковной жизни:
Я как блогер не ставлю цели «раскручивать» свой блог, потому что считаю посетителей блога своего рода своими прихожанами. Самое большое количество просмотров у меня – 300-400. По масштабам интернета – это мизер, а в масштабах прихода – более чем достаточно. Моя аудитория – мои реальные прихожане и те, кто меня знает лично, кому интересна сельская жизнь на примере села Сомино. Я понимаю, если сделать блог на базе мемориальной квартиры святого праведного Иоанна Кронштадтского, то я резко расширю свою аудиторию. Имя всероссийского Пастыря более значимо, и меня уже просили об этом. Может быть, со временем я и заведу такой блог, где буду рассказывать об отце Иоанне, новых открытиях, посетителях, чудесах и экспонатах. Но до этого надо еще дожить.
Пока я руководствуюсь поговоркой: у кого о чём болит – тот о том и говорит. Жизнь сельского прихода по масштабу несравнима с деятельностью епархии или проблемами, которые отражает «Русская народная линия». Но с другой стороны, сельская жизнь не менее интересна и важна. Жители села не менее нуждаются в своей новостной ленте, чем жители мегаполиса или региона.
К примеру, на днях наш приход неожиданно посетил неожиданный гость Олег Алмазов. Он спросил, можно ли пройти на могилу священника Василия Алмазова, который служил в cоминском храме в XIX веке. Оказалось, что Олег, приехавший из Рязани, является его праправнуком. Он много лет исследует свои корни и специально приехал в Сомино на могилу предка. Понятно, что широкой аудитории это не особо интересно, а для прихода в Сомино это – историческое событие. Именно этому был посвящен последний выпуск моего видеоблога.
Мой блог изначально задуман как дополнение к приходской жизни. Но нетрудно заметить, что в большинстве православные ютуб-каналы в принципе не отличаются массовостью. Лишь единицы набрали десятки тысяч подписчиков. Почему так происходит? Думаю, проблема в том, что любая информация воспринимается по законам художественного жанра. В любой новости, как и в любом художественном произведении, важна драматургия, интрига, конфликт. Бесконфликтная информация не интересна, как не может существовать роман без конфликта. Как известно, один из самых популярных жанров – детектив, где интрига и напряженный конфликт являются ключевым условием.
Но церковные новости невозможно подавать в таком жанре. Евангельская цель жизни – прийти ко Христу: «Придите ко Мне все трудящиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11: 28). Мы, православные христиане, стремимся к покою, миру, что противоположно закону распространения любой информации. Возникает парадокс: чтобы церковная информация была интересной – она должна быть драматичной, а Церковь по своей природе стремится к миру, покою и согласию. Как его разрешить? Это большая проблема, которую по-своему решает РНЛ.
Светские СМИ решают проблему самым простым путем: они, как навозные жуки, выискивают в Церковной жизни только новости с эффектом скандала. Поэтому то, что является истинной жизнью Церкви, остается вне поля их зрения. Получается эффект слона, которого не заметил герой басни Крылова.
Например, если судить по ленте светских новостей, то нынешняя церковная жизнь – это Среднеуральский монастырь. Уже даже Собчак сняла о нем фильм. Конечно, там есть конфликтность и драматургия: один монах бросил вызов всей Церкви. По степени конфликтности – произведение Шекспира.
Часто объектом интереса являются яркие, неординарные личности в Церкви, тем более, что таким личностям нередко и сопутствуют конфликты.
В этом смысле история Сергия Романова весьма показательна. Очевидно, что это – яркая личность с большим жизненным опытом. Он является чуть ли не единственным священником, имеющим опыт отсидки по тяжелой статье. Образ раскаявшегося разбойника сам по себе производит сильное впечатление, к тому же древо, казалось бы, принесло впечатляющие плоды. Как известно, он создал монастырь на Ганиной Яме, построил в общей сложности 5 монастырей. А Среднеуральский монастырь по количеству монахинь – один из самых многочисленных среди ныне существующих женских монастырей. Тот факт, что в наше немонашеское время он смог собрать сотни насельниц, говорит о многом. И вдруг он в считанные дни губит дело всей своей жизни!
Нельзя не задуматься, что же его толкнуло? Почему он не нашел взаимопонимания с Церковными властями? Приходится констатировать, что Церковь потеряла яркого, деятельного духовного лидера. Не отрицая его личной ответственности за происшедшее, необходимо разобраться, почему он пошёл против священноначалия.
Я считаю, что здесь есть и объективная проблема. Отец Сергий – харизматик, сильная и обаятельная личность. Такие люди всегда нелегко вписываются в ту или иную систему. Как говорится, талант требует особого обращения. Так вот, к харизматикам в Церкви также требуется более внимательное отношение, не только по закону, но и по благодати. К сожалению, зачастую вместо обсуждения системных проблем, у нас обсуждают конкретных людей, навешивая на них ярлык раскольников. Церковь не смогла его вписать. Его лишили сана в соответствии с канонами, и вроде всё правильно, всё по закону. Но итог такой: монастырь захвачен, смущение разрастается, образ Церкви страдает. Чем это закончится, еще неизвестно.
К сожалению, это не единственный пример. Вспоминается история бывшего протоиерея Владимира Головина – также харизматичного батюшки, год назад лишенного сана вместе с сыном. Я не пытаюсь оправдывать его, наверное, были серьезные «косяки». Но ведь харизма предполагает возможность ошибки и отклонения. Многие яркие личности не вписываются в рамки. Тот же отец Андрей Ткачёв, сколько он всего высказывал, что формально его можно было бы по какой-нибудь канонической статье привлечь к ответственности. Или, например, отец Димитрий Смирнов – тоже не раз допускал весьма спорные высказывания. Но Церковь их не отвергает.
Хорошим примером стала история со священником Вячеславом Рубским – доктором психологии, клириком Одесской епархии. Несмотря на его частные оригинальные богословские мнения и высказывания в блогосфере, к нему с большим терпением отнесся опытный правящий владыка митрополит Агафангел.
Отметим мудрость Святейшего Синода до революции, который с большим терпением относился к странностям подвига и служения того же Иоанна Кронштадтского. Кронштадтский пастырь допускал много вещей, которые нарушали традиции, и даже, формально, каноны. И ежедневное служение Литургии, и общая исповедь, и частое причастие духовных чад, и регулярные поездки и служения за пределами своей епархии, отказ от семейных отношений с супругой. Ему запрещали ежедневные службы, следили за ним, высказывали недовольство, но надо отдать должное Синодальной Церкви — его не сослали и не запретили в служении. Думаю, что если бы сегодня какой-нибудь священник стал в точности повторять подвиги отца Иоанна Кронштадтского, то наверняка, попал бы под запрет, а то и сана лишился бы.
Пусть пример Иоанна Кронштадтского будет уроком и для церковных судов нашего времени.
В заключение хочу выразить надежду, что моя статья оказалась достаточно проблемной и конфликтной, чтобы вызвать интерес читателей.