Почему церковные новости не в топе?

О драматургии церковных новостей, православных блогерах, батюшках-харизматиках и бывшем схиигумене Романове

Как сообщалось, Всероссийский центр изучения общественного мнения и Центр социального проектирования «Платформа» представили исследование об отношении россиян к блогерам.

Напомним, что православный блогер, филолог по образованию, известный петербургский священник, научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино протоиерей Геннадий Беловолов в статье «Блоги окончательно вытеснили "зомбоящик"» рассуждал о роли блогеров в современном обществе. Пастырь отметил, что «Государство, недооценивая влияние блогосферы, совершает большую ошибку».

Сегодня православный блогер отец Геннадий Беловолов рассуждает о блогерстве в церковной жизни:

Я как блогер не ставлю цели «раскручивать» свой блог, потому что считаю посетителей блога своего рода своими прихожанами. Самое большое количество просмотров у меня – 300-400. По масштабам интернета – это мизер, а в масштабах прихода – более чем достаточно. Моя аудитория – мои реальные прихожане и те, кто меня знает лично, кому интересна сельская жизнь на примере села Сомино. Я понимаю, если сделать блог на базе мемориальной квартиры святого праведного Иоанна Кронштадтского, то я резко расширю свою аудиторию. Имя всероссийского Пастыря более значимо, и меня уже просили об этом. Может быть, со временем я и заведу такой блог, где буду рассказывать об отце Иоанне, новых открытиях, посетителях, чудесах и экспонатах. Но до этого надо еще дожить.

Пока я руководствуюсь поговоркой: у кого о чём болит – тот о том и говорит. Жизнь сельского прихода по масштабу несравнима с деятельностью епархии или проблемами, которые отражает «Русская народная линия». Но с другой стороны, сельская жизнь не менее интересна и важна. Жители села не менее нуждаются в своей новостной ленте, чем жители мегаполиса или региона.

К примеру, на днях наш приход неожиданно посетил неожиданный гость Олег Алмазов. Он спросил, можно ли пройти на могилу священника Василия Алмазова, который служил в cоминском храме в XIX веке. Оказалось, что Олег, приехавший из Рязани, является его праправнуком. Он много лет исследует свои корни и специально приехал в Сомино на могилу предка. Понятно, что широкой аудитории это не особо интересно, а для прихода в Сомино это – историческое событие. Именно этому был посвящен последний выпуск моего видеоблога.

Мой блог изначально задуман как дополнение к приходской жизни. Но нетрудно заметить, что в большинстве православные ютуб-каналы в принципе не отличаются массовостью. Лишь единицы набрали десятки тысяч подписчиков. Почему так происходит? Думаю, проблема в том, что любая информация воспринимается по законам художественного жанра. В любой новости, как и в любом художественном произведении, важна драматургия, интрига, конфликт. Бесконфликтная информация не интересна, как не может существовать роман без конфликта. Как известно, один из самых популярных жанров – детектив, где интрига и напряженный конфликт являются ключевым условием.

Но церковные новости невозможно подавать в таком жанре. Евангельская цель жизни – прийти ко Христу: «Придите ко Мне все трудящиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11: 28). Мы, православные христиане, стремимся к покою, миру, что противоположно закону распространения любой информации. Возникает парадокс: чтобы церковная информация была интересной – она должна быть драматичной, а Церковь по своей природе стремится к миру, покою и согласию. Как его разрешить? Это большая проблема, которую по-своему решает РНЛ.

Светские СМИ решают проблему самым простым путем: они, как навозные жуки, выискивают в Церковной жизни только новости с эффектом скандала. Поэтому то, что является истинной жизнью Церкви, остается вне поля их зрения. Получается эффект слона, которого не заметил герой басни Крылова. 

Например, если судить по ленте светских новостей, то нынешняя церковная жизнь – это Среднеуральский монастырь. Уже даже Собчак сняла о нем фильм. Конечно, там есть конфликтность и драматургия: один монах бросил вызов всей Церкви. По степени конфликтности – произведение Шекспира.

Часто объектом интереса являются яркие, неординарные личности в Церкви, тем более, что таким личностям нередко и сопутствуют конфликты.

В этом смысле история Сергия Романова весьма показательна. Очевидно, что это – яркая личность с большим жизненным опытом. Он является чуть ли не единственным священником, имеющим опыт отсидки по тяжелой статье. Образ раскаявшегося разбойника сам по себе производит сильное впечатление, к тому же древо, казалось бы, принесло впечатляющие плоды. Как известно, он создал монастырь на Ганиной Яме, построил в общей сложности 5 монастырей. А Среднеуральский монастырь по количеству монахинь – один из самых многочисленных среди ныне существующих женских монастырей. Тот факт, что в наше немонашеское время он смог собрать сотни насельниц, говорит о многом. И вдруг он в считанные дни губит дело всей своей жизни!

Нельзя не задуматься, что же его толкнуло? Почему он не нашел взаимопонимания с Церковными властями? Приходится  констатировать, что Церковь потеряла яркого, деятельного духовного лидера. Не отрицая его личной ответственности за происшедшее, необходимо разобраться, почему он пошёл против священноначалия.

Я считаю, что здесь есть и объективная проблема. Отец Сергий – харизматик, сильная и обаятельная личность. Такие люди всегда нелегко вписываются в ту или иную систему. Как говорится, талант требует особого обращения. Так вот, к харизматикам в Церкви также требуется более внимательное отношение, не только по закону, но и по благодати. К сожалению, зачастую вместо обсуждения системных проблем, у нас обсуждают конкретных людей, навешивая на них ярлык раскольников. Церковь не смогла его вписать. Его лишили сана в соответствии с канонами, и вроде всё правильно, всё по закону. Но итог такой: монастырь захвачен, смущение разрастается, образ Церкви страдает. Чем это закончится, еще неизвестно.

К сожалению, это не единственный пример. Вспоминается история бывшего протоиерея Владимира Головина – также харизматичного батюшки, год назад лишенного сана вместе с сыном. Я не пытаюсь оправдывать его, наверное, были серьезные «косяки». Но ведь харизма предполагает возможность ошибки и отклонения. Многие яркие личности не вписываются в рамки. Тот же отец Андрей Ткачёв, сколько он всего высказывал, что формально его можно было бы по какой-нибудь канонической статье привлечь к ответственности. Или, например, отец Димитрий Смирнов – тоже не раз допускал весьма спорные высказывания. Но Церковь их не отвергает.

Хорошим примером стала история со священником Вячеславом Рубским – доктором психологии, клириком Одесской епархии. Несмотря на его частные оригинальные богословские мнения и высказывания в блогосфере, к нему с большим терпением отнесся опытный правящий владыка митрополит Агафангел.

Отметим мудрость Святейшего Синода до революции, который с большим терпением относился к странностям подвига и служения того же Иоанна Кронштадтского. Кронштадтский пастырь допускал много вещей, которые нарушали традиции, и даже, формально, каноны. И ежедневное служение Литургии, и общая исповедь, и частое причастие духовных чад, и регулярные поездки и служения за пределами своей епархии, отказ от семейных отношений с супругой. Ему запрещали ежедневные службы, следили за ним, высказывали недовольство, но надо отдать должное Синодальной Церкви — его не сослали и не запретили в служении. Думаю, что если бы сегодня какой-нибудь священник стал в точности повторять подвиги отца Иоанна Кронштадтского, то наверняка, попал бы под запрет, а то и сана лишился бы.

Пусть пример Иоанна Кронштадтского будет уроком и для церковных судов нашего времени.

В заключение хочу выразить надежду, что моя статья оказалась достаточно проблемной и конфликтной, чтобы вызвать интерес читателей.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Геннадий Беловолов:
Социальная прозорливость Госдумы
Депутаты одобрили законопроект о продлении молодости до 35 лет
12.11.2020
Посмертная СМС-ка священника Александра Шумского
Непридуманная история об одном высокотехнологичном чуде
29.10.2020
Пересвет нашего времени
Владыка Иоанн (Снычёв) – удивительное явление в истории нашей Церкви
28.10.2020
Чем гордиться русскому человеку?
Левада-Центр провёл опрос о том, чем можно гордиться и чего стыдиться в истории России
21.10.2020
Почему церковные новости не в топе?
О драматургии церковных новостей, православных блогерах, батюшках-харизматиках и бывшем схиигумене Романове
01.10.2020
Все статьи автора
"Бунт схиигумена Сергия (Романова)"
Фейк-ньюс по-русски
Как телеграмм «Незыгарь» организует церковную провокацию
16.11.2020
«Все по разным местам, но в зоне внимания»
Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова сообщила, что все желающие смогли покинуть Среднеуральский женский монастырь
11.11.2020
«Отсекать тех, кто захочет осквернить Церковь расколом»
Екатеринбургская епархия о ситуации вокруг храма Ксении Петербургской и раскольнической деятельности протоиерея Георгия Бусыгина
10.11.2020
В Екатеринбургской епархии новый раскол
Запрещён в священнослужении о.Георгий Бусыгин, отказавшийся поминать митрополита Кирилла в знак протеста против соблюдения владыкой карантинных мер
07.11.2020
Закономерный итог
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)
19.10.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Взвешенное, глубоко продуманное, выстраданное мнение
Новый комментарий от Олег В.
2020-11-22 02:39
Реабилитация идеологии
Новый комментарий от Георгий
2020-11-22 02:32
«Огромная потеря... скорбим»
Новый комментарий от электрик
2020-11-21 22:09
О. Алексий Денисов: Ковид-диссиденты сильно заблуждаются
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-11-21 21:37
«Цветная революция» под сенью хоругвей
Новый комментарий от Андрей Х.
2020-11-21 19:13
Рукотворная пандемия
Новый комментарий от Дед Мороз
2020-11-21 19:08