В следующем году Россия и Православная Церковь будут торжественно отмечать памятную дату – 800-летие со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского, одного из самых почитаемых русских православных святых. Поэтому не случайно тема нынешних Чтений регионального этапа посвящена подвигу благоверных великих князей: «Святые благоверные князья Михаил Тверской и Александр Невский: духовный подвиг – пример любви, веры и преданности Отечеству».
Торжественное открытие VIII Фаддевских образовательных чтений состоялось в Тверском ДК «Химволокно». В большом актовом зале собралось свыше 200 человек – светское и духовное педагогическое сообщество, представители Тверской митрополии, органов государственной власти. Как утверждают организаторы мероприятия, более двух тысяч человек приняли участие в Чтениях дистанционно. После общей молитвы к присутствующим с приветственным словом обратился митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. Владыка, в частности, отметил:
- Для меня имя святого князя особенно дорого, потому что в течение десяти лет моего служения в Санкт-Петербурге я часто молился и совершал богослужение у его мощей в Александро-Невской лавре, и поныне обращаюсь к нему в молитвах. Я чувствую его молитвенную поддержку и на опыте своей собственной жизни знаю о его святости. Вспоминая славное имя Александра Невского сегодня, нельзя не вспомнить и о его потомке, еще одном прославленном отечестволюбце – святом благоверном князе Михаиле Тверском, небесном покровителе Тверской области. Эти два великих правителя, сумевших своими государственными делами, точнее, несмотря на бремя государственной ответственности, послужить Христу. Поэтому мне кажется особенно важным, в том числе и в рамках работы Чтений, пристально вглядеться в память этих святых и попытаться увидеть, как они, несмотря на сложности своего времени, ответственность и искушения своего положения, смогли остаться верными Богу до конца дней своих.
Чтобы ощутить масштабность и серьезность данного мероприятия, скажу, что в Оргкомитет Чтений вошли: митрополит Тверской и Каширский Амвросий (председатель); епископ Ржевский и Торопецкий Адриан (Ульянов); епископ Бежецкий и Весьегонский Филарет (Гаврин); министр образования Тверской области Ю.Н. Коваленко; и.о. директора ГБОУ ДПО Тверского областного Института усовершенствования учителей Т.В. Ульянова; директор МБУ «Дворец культуры «Химволокно» О.Е.Сергеева; председатель отдела религиозного образования и катехизации Тверской епархии кандидат педагогических наук В.А. Симора.
В рамках пленарного заседания был зачитан приветственный адрес губернатора Тверской области И.М. Рудени. «Сохранение духовного наследия имеет исключительное значение для настоящего и будущего Верхневолжья и всей России, - подчеркивает Игорь Михайлович. - Важно, что Чтения способствуют объединению усилий государства, Русской Православной Церкви, педагогического сообщества и общественности в достижении важных целей». В большой череде приятных моментов, я бы отметил награждение дипломами победителей регионального этапа XV ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя». Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий и министр образования правительства Тверской области Ю.Н. Коваленко вручили десяти победителям регионального этапа конкурса дипломы и памятные подарки.
Один из выступающих на пленарном заседании высказал мысль, которая не только глубоко запала в душу, а и послужила названием данной статьи: «Эти Фаддеевские Чтения по счёту восьмые и мне посчастливилось принимать участие в них все эти восемь лет. Я бы нравственный уровень таких мероприятий назвал бы еще и прикосновением к чистоте помыслов». Мне захотелось более подробно узнать и рассказать читателям о священномученике Фаддее. Кто он, этот пастырь и педагог, имя которого с такой нежностью чтут тверитяне?
Архиепископ Фаддей, в миру Иван Васильевич Успенский, родился в 1872 году в семье сельского священника. После окончания Нижегородской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию. В 1897 году был пострижен в монашество с наречением ему имени Фаддей и через некоторое время назначен преподавателем Смоленской духовной семинарии. В 1890 году иеромонах Фаддей был переведен в Уфимскую духовную семинарию. Здесь же за диссертацию «Единство книги пророка Исайи» он получил степень магистра богословия. В 1902 году был назначен инспектором, а вскоре – ректором Олонецкой духовной семинарии. В этом же году им была написана книга «Записки по дидактике», которая стала основой церковной педагогики и воспитания. В ней после тщательного изучения трудов классиков педагогической мысли владыка Фаддей доступным, современным языком изложил фундаментальные педагогические идеи.
В 1928 году Фаддея переводят в Тверь. Здесь он поселился на тихой улочке в угловой доме с крошечным садом, огороженным высоким деревянным забором. В саду вдоль забора шла тропинка, по которой священник подолгу ходил и молился, особенно по вечерам. После молитвы он благословлял на все стороны город и уходил в дом. По свидетельству многих прихожан, владыка обладал даром прозорливости и исцеления… В декабре 1937 года архиепископ Фаддей был арестован. На допросах в тюрьме он держался мужественно, отрицая надуманные обвинения в контрреволюционной деятельности. Святитель Фаддей принял мученическую кончину 31 декабря 1937 года. Спустя много лет были обретены останки архипастыря-мученика. Теперь они находятся в Вознесенском соборе Твери.
Думаю, имя, которым нарекли региональные образовательные Чтения в Твери, поднимает их на высокий нравственный уровень, ибо перекликается с трагической жизнью и духовным подвижничеством в педагогике священномученика Фаддея. Эту мысль подтверждают два фундаментальных доклада, представленные участникам пленарного заседания и пользователям интернета, которые имели возможность анализировать события в режиме-онлайн.Министр образования Тверской области Юлия Коваленко посвятила свою научную работу теме – «Воспитание гармоничной личности с опорой на духовную силу». Чувствовалось, что докладчик профессионально владеет этим вопросом, оперирует свежими цифрами и фактами. Какие можно сделать выводы из услышанного? Понятно, что культурный человек, это только обучающийся и образованный это человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, отношением, общением. В этой связи Юлия Николаевна напомнила, как высоко ценил нравственное воспитание великий Лев Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
С интересом собравшимися был прослушан доклад доктора педагогических наук, профессора, Заведующей кафедрой педагогики и методики начального образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Светланы Дивногорцевой – «Духовно-нравственное воспитание личности в контексте православной культуры». По мнению Светланы Юрьевны, каждая культура вырастает в определенных условиях жизни – географических, исторических, технологических, бытовых. Она творит свою историю, вырабатывает свой язык, формирует свое мировидение и традиции, в том числе и образовательные. Так в странах православного вероисповедания сложилась православная культура, ставшая традиционной для России. Отечественная педагогика и образование на протяжении тысячелетия развивались под влиянием православной культура, поэтому правомерно говорить о существовании в России такого феномена, как православная педагогическая культура.
Даже по этим, коротким, и, наверное, субъективным мнениям о докладах, можно наглядно представить нравственный уровень развернувшихся на Чтениях дискуссий. Наверное, стоит упомянуть о том, что хорошим дополнением к серьёзному разговору было выступление творческого коллектива клиросного ансамбля «ЛиК», художественный руководитель которого - клирик Воскресенского кафедрального собора Твери иерей Сергий Губский-Борисов.
Очередные Чтения регионального этапа завершены. Если говорить об итогах, то, думаю, будет уместно привести мнение пресс-службы Тверской Епархии, которое вполне можно считать официальной оценкой: «За эти годы Фаддевские образовательные Чтения стали главной площадкой по обмену педагогическим опытом в вопросах формирования семейных и духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения. Чтения направлены на укрепление взаимодействия органов управления образованием и Тверской митрополии в решении общих задач в различных сферах жизни региона».
Борис Алов, публицист, Тверская область, г. Торжок