В субботу, 4 мая, Бенедикт XVI прибыл в Хорватию для участия в проведении 1-го Хорватского Дня католических семей. «Хорватия – это христианская и, вместе с тем, подлинно-гуманная страна», – передает слова понтифика «Сибирская католическая газета». По словам папы Римского, именно этим «духом гуманизма» и руководствовался причисленный Иоанном Павлом II к лику блаженных хорватский кардинал Алоиз Степинац, который, по словам понтифика, оказал сопротивление двум диктатурам: фашистской и коммунистической. «Его битва с духом времени во имя подлинного гуманизма, проистекающего из христианской веры, является великим примером не только для хорватов, но и для всех нас», – заявил Бенедикт XVI.
На следующий день, 5 июня, папа Римский возглавил служение вечерни в Кафедральном соборе Загреба вместе с представителями хорватского духовенства, которое проходило у гробницы Алоизия Степинаца. Бенедикт XVI, произнося проповедь, вновь подчеркнул сопротивление кардинала Степинаца «всем формам тоталитаризма» и заверил, что в годы нацистской и фашистской диктатуры он стал заступником «всех гонимых», а затем, в эпоху коммунизма, он «защищал истину и право человека жить с Богом». «Его мученичество – это кульминационная точка насилия по отношению к церкви в страшные времена коммунистических гонений», - подчеркнул понтифик.

«Слова Римского папы о том, что Степинац сопротивлялся двум диктатурам – нацистской и коммунистической – в первой своей части являются ложью, - отметил в комментарии РНЛ диакон Владимир Василик. – Никакого реального сопротивления он не оказывал, напротив, делал все для легитимации кровавого и бесчеловечного усташского режима, стремился к тому, чтобы навести мосты между режимом Павелича и Ватиканом, для официального признания той большой помощи, которую Ватикан оказывал для признания независимой хорватской державы. Он не только не посмел сказать миру правду об истреблении хорватскими усташами сотен тысяч православных сербов, виновных лишь в том, что они были православными, но создавал своими речами иллюзию духовного и правового благополучия в этой стране. Он взывал к ценностям семьи, народности, веры, когда у него на глазах его подчиненными, такими как кровавый палач Ясеноваца францисканец Филиппович, истреблялись под корень сербские семьи, и Христос вновь и вновь распинался в православных сербах».

«Бенедикт XVI представляет Степинаца страдальцем от коммунистов. Между тем, сомневаться в обоснованности приговора, вынесенного хорватскому архиепископу коммунистической властью, оснований нет. Его мученичество ограничилось тем, что он умер под домашним арестом, находясь в нормальных человеческих условиях, несравнимых с тем, как погибали жертвы его подчиненных в Ясеноваце, когда перед смертью им приходилось пить воду, смешанную с испражнениями. Нельзя не отметить духовного мужества Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви, который выступил с протестом против канонизации Алоизия Степинаца и отказал Римскому папе во встрече в 2013 году. Естественно, что при таком циничном отношении к истории, к страданиям сотен тысяч невинных, разговаривать с ним не о чем», - заключил диакон Владимир Василик.