Знакомясь с информацией из социальных сетей, наткнулся в газете «Советская Россия» на материал Федора Подольских от 28 мая 2020 г. о проблемах с выращиванием зерновых в Центральном федеральном округе, в частности на Рязанщине: «…на протяжении четверти века заброшено более половины (!) посевных площадей, и только в последние годы стали их чуть-чуть возвращать в обработку. Но не поднялись даже до уровня 2000 года. Тогда новый президент обещал удвоить «продукт», но многое уполовинили.
Деревни на Рязанщине вымирают, как и везде. Работать некому. Один фермер, член нашей организации КПРФ, говорит: совершенно невыгодно заниматься ни растениеводством, ни животноводством. Кредит не смог взять, а вырастил урожай – не смог сдать посредникам в полном объеме и по той цене, на которую надеялся».
Эта статья — полный диссонанс с приятными новостями о том, что РФ становится крупнейшим экспортером зерна в мире и что доходы от продажи последнего сравнимы с доходами от продажи вооружения. Я сам вижу невооруженным взглядом, что поля Центрального федерального округа заросли соснами, зерновые не выращиваются, но откуда-то (наверное, из южных районов страны) на экспорт идет поток зерна. Я достаточно старый человек и еще помню, как все поля в стране были засеяны, хотя считалось, что зерна маловато и его докупали за границей. А сейчас поля стоят необработанные, заросшие борщевиком Сосновского, для внутреннего употребления зерна-то должно бы не хватать, но все наоборот: мы вывозим его на экспорт! Видимо, где-то произошла революция!
Революция в агротехнике на самом деле произошла. Появились ГМО-семена, гибриды F1, новые методы обработки земли, исчезли колхозы, появились фермеры. Но способны ли они обеспечить нужный для страны валовый сбор зерна на достойном уровне в свете недавно изданного Указа Президента РФ «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности РФ» (от 21 января 2020 г. № 20)?
Согласно официальному изданию «Российский статистический ежегодник; социально-экономические показатели», в 2018 г. потребление хлебных продуктов на одного жителя РФ (включая грудных детей) составило 116 кг в год, откуда следует, что, чтобы прокормить россиян хлебом, валовый сбор зерна в стране должен быть не меньше 17,03 млн тонн. Это внушает оптимизм – валовый сбор зерна в 2018 г. на порядок больше – 113,3 млн тонн.
Однако не все так однозначно. В Доктрине перечислены другие продукты, обеспечивающие безопасность, например, мясо и мясопродукты (не менее 85 % отечественного производства); молоко и молокопродукты (не менее 90%). Все это имеет животное происхождение: крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот и т.д., и вся эта живность потребляет зерновые.
Существует известная методика, в соответствии с которой общее количество фактически потребленного зерна делится на количество жителей, в том числе и грудных детей, и получается оценочная величина продовольственной безопасности для страны. В СССР этой величиной была 1 тонна зерновых на человека. Надо сказать, что Россия в советский период к этому пределу стремилась, но в силу естественных причин (страна находится в зоне неустойчивого земледелия), эту величину наше сельское хозяйство за всю историю достигло всего один раз – в 1978 году.
Вкратце прокомментирую этот рисунок. Локальные минимумы валового сбора зерна на душу населения за столетие были в
- 1920 г. (гражданская война и «военный коммунизм»);
- 1945 г. (Великая Отечественная война);
- 1995 г (разрушение советского сельского хозяйства).
Локальные максимумы в этом ряду за столетие были в
- 1916 г.;
- 1937 г. (результат коллективизации) (Вот о чем нужно трубить! Результатом т.н. репрессий стало хлебное изобилие. Однако большинство СМИ пишет о исчезновении комиссаров в пыльных шлемах);
- 1978 г. (результат целенаправленной деятельности советского правительства);
- 2017 г.
В урожайном 2017 г. валовый сбор зерна в РФ впервые за 40 лет вплотную приблизился к желаемой норме и составил 92,2%. Это успех, но недолговечный – в следующим году результат упал до 77,2%. По-хорошему это означает, что в 2018 г. надо было бы ввозить в страну недостающие 23% зерна (или 33,5 млн т), но было совсем другое: страна не только не ввозила, но и экспортировала зерно. Нетрудно из этого сделать вывод, что собственного обеспечивающего продовольственную безопасность мясо-молочного стада у нас пока нет (Я обращаю ваше внимание, что на Руси словом мясо обозначается говядина, а не бройлерные цыплята. Кур на Руси обычно не ели, предпочитая держать эту птицу для получения яиц).
Советское государство в свое время обеспечивало свое существование, не только расходуя огромные средства на советскую армию и флот, но и поддерживая сельское хозяйство. С 60-х годов прошлого века до 90-х годов производство зерна на душу населения в стране возросло в два раза (см. рисунок). Это было следствием огромных непропорциональных вложений государства: энерговооруженность с/х за тридцать лет возросла в 30 раз, внесение удобрений в 44 раза, площадь осушенных земель в 2 с небольшим раза, капитальные вложения в сельское хозяйство в 2,6 раза. В конце концов, национальная безопасность первична и «торг здесь не уместен».
При тогдашнем уровне развития агрономической науки повышение валового сбора в два раза было блестящим результатом. И, тем не менее, где-нибудь в Техасе в силу природно-климатических условий (это практически тропики) с 1 га земли получают столько же пшеницы, сколько мы в Подмосковье или в Ополье с четырех гектаров. Понятно, что и себестоимость техасской пшеницы будет как минимум в 4 раза дешевле нашей (я имел в виду трудозатраты, а не цену реализации).
Однако в лихие 90-е у некоторых власть предержащих появился соблазн перестать поддерживать совхозы–колхозы, которые якобы превратились в «высокопроизводительную машину по разорению страны» [А. Прохоров. Русская модель управления], дескать дешевле купить зерно за нефтедоллары, наплевав при этом на продовольственную безопасность. И вот теперь по прошествии стольких лет невооруженным взглядом виден результат – эти решения привели к гибели сельского хозяйства, по крайней мере на Русской равнине.
В настоящее время в России явно наблюдается конфликт интересов: для суверенного государства важна продовольственная безопасность, т.е. восстановление и развитие собственного сельского хозяйства в интересах населения страны, а для бизнеса – получение прибыли за счет экспорта зерна. Если раньше в советские и ранние перестроечные времена последний составлял в среднем 1,3 млн т в год, то в 2018 экспорт составил уже 54,8 млн т, или 48,4% от валового сбора этого года (чем РФ не сырьевой придаток!) Об экспортной направленности нашего сельского хозяйства говорит и то, что в РФ практически перестали возделывать озимую рожь, а ведь эта культура идеально подходит к природно-климатическим условиям Нечерноземья. К сожалению, приходится констатировать, что ее посевы сокращаются, я уверен, потому, что на Западе рожь не котируется. Приведу цифры: в 2000 г. в РФ засевали озимой рожью 3530 тыс. га, а в 2018 –только 978 тыс. га, в том числе в Ярославской области, например, ныне посевные площади составили всего 15% от уровня 1990 г.
Продовольственная безопасность обеспечивается тогда, когда продовольствие идет на нужды населения нашей страны, и экспортируются только излишки, а не половина произведенного зерна. Следствием правильной политики будут не только продовольственная безопасность, но и социально-экономические показатели такие, как восстановление сельского населения, увеличение продолжительности жизни, рост рождаемости, снижение безработицы, уверенность в завтрашнем дне.
В План мероприятий по реализации положений Доктрины продовольственной безопасности необходимо обязательно вести количественную расчетную норму достаточности зерновых, это показатель – валовый сбор зерна на одного гражданина, – и законодательно запретить вывоз зерна на экспорт, в случае невыполнения этого показателя.
Подводя итог, надо сказать, что в настоящий момент жизнь ставит перед нашей страной (нашей, а не этой) гамлетовский вопрос «Быть или не быть?», и, как сто лет назад, мы на перепутье: или вернуть статус независимой самостоятельной страны-сверхдержавы, или стать сырьевым придатком, страной-бензоколонкой. Каков будет выбор русского народа?! Хотелось бы быть достойными наших предков.
Киселёв Владимир Николаевич, публицист, член Русского военно-исторического общества