Добрая традиция появилась в православной общине арктического города Нарьян-Мара - совершать весной, когда лютые морозы пойдут на убыль, поход в места несуществующего ныне древнего Пустозерска, верой и правдой в былые времена послужившего России.
Года два назад была образована Нарьян-Марская епархия, самая северная в России. С тех пор стало традицией проводить молебны в месте, где некогда стоял Пустозерск. Заложенный в 1499 году по велению царя Ивана III в ходе державного строительства Московского государства, это поселение сыграло важнейшую роль в освоении Крайнего Севера и Сибири. Отсюда торговые люди торили пути за Урал, промышленники выходили на освоение Матки (Новой Земли) и Гурманта (Шпицбергена), научные экспедиции отправлялись на изучение Печорского края и морей Ледовитого океана, а миссионеры - обращать в веру Христову кочующую с оленями по бескрайним тундровым просторам самоядь (так прежде именовали ненцев). Пустозерск не только положил начало всем появившимся впоследствии в Припечорье населенным пунктам, но и в течение веков являлся административным центром земель от Мезени до Урала. Благодаря ему крайние земли Севера навсегда стали русскими и православными.
Нет больше на географических картах первого за Полярным кругом города. Разве покосившиеся кресты на погосте, да бесхитростный монумент, сложенный неподалеку из камней фундамента пустозерской Преображенской церкви, напоминают о том, что когда-то здесь, на тундряном студеном берегу Пустоозера, стояла «порубежная государева крепость».
Но Пустозерск не канул в Лету.
- Главное не камни, а люди, - говорит епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков (Тисленко). - Эстафету великой миссии первой заполярной столицы - стать не только перекладной станцией для дальнейшего движения к высоким широтам, оплотом развития Крайнего Севера, но и духовным центром Русской Арктики, утверждать здесь православную веру - принял Нарьян-Мар. Ответственность это налагает безмерную. Тем более, что многое из достигнутого первопроходцами растеряно. Пришла наша очередь подставить плечи под нелегкий крест, который с ХV столетия несли пустозеры. Связь времен, возрождение традиций, нашу готовность служить Богу и Отечеству столь же достойно, как предшественники, и знаменует крестный поход.
Слушаешь владыку и становится понятно: именно в этом кроется глубинный смысл начинания, а вовсе не в том, чтобы преодолеть некое расстояние от точки «А» до точки «Б». И по-особому звучит давно, казалось бы, усвоенное: Господь дает крест каждому по силам его.
На «Лосе» к святым истокам
Нынешний крестный поход на пустозерское городище уже пятый в истории молодой Нарьян-Марской епархии.
Летние - их было два - приурочены к дню памяти Сергия Радонежского (18 июля), заложившего основы московской государственности на Севере. Благословением преподобного его учениками созидалась Северная Фиваида - скиты, монашеские общины, обители, часовни и храмы, приуготовившие устроение северной земли как неотъемлемой части Святой Руси. Очень точно отмечено мыслителем Николаем Бердяевым: «Русское религиозное призвание, призвание исключительное, связывается с силой и величием русского государства...»
Зимние походы проводятся в марте. Формально - уже весна. Однако именно что формально. В это время в Заполярье зима еще в разгаре. И в труднодоступный Пустозерск (от Нарьян-Мара всего километров тридцать, но дороги туда нет) паломники отправляются на снегоходах да вездеходах.
Потому и называется экспедиция походом, а не крестным ходом, когда к святым местам паломники топают ножками. Вот и сейчас по закованным льдом протокам Печоры растянулась колона из двух десятков снегоходов, Трэкола - большого вездехода на устрашающего вида широченных колесах размером с невысокого человека и гусеничного снегоболотохода «Лось».
Можно, конечно, считать это совпадением, однако природа неизменно благоволит паломникам. Год назад крестный поход состоялся при двадцатиградусном морозе. Было солнечно, безветренно, но прохлада во время молебна, казалось, только бодрила. Однако уже на следующий день, когда столбик термометра резко пополз вниз и остановился только на отметке в 36 градусов, та температура показалась весенней заполярной оттепелью. На этот раз колонна минула уже деревню Устье, от которой до Пустозерска - рукой подать, а все вокруг было укутано тоскливой мглистой пеленой. Но прибыли на место - высокие голубые небеса и залитая слепящим солнечным светом неоглядная ширь укрытой снегом мерзлой тундры.
- Так нас Господь благословляет, - улыбается епископ Иаков. И направляется по снежной целине, проваливаясь по колена, к увенчанной крестом деревянной пирамидке. Она указывает место, где стояла соборная Преображенская церковь - главный и последний из действовавших некогда в Пустозерске пяти храмов.
У памятного знака и проходят теперь дважды в год молебны на испрошение помощи в совершении Божьих дел, знаменуя возрождение православной жизни на Крайнем Севере.
Значение главного транзитного пункта на пути в Сибирь Пустозерск начал терять после того, как с покорением Казанского ханства для Московского государства открылись более удобные пути за Урал. Во второй половине ХVIII века, когда по указу Сената оборонительные деревянные сооружения крепости «за ветхостью их» были разобраны и пущены «в топление казенных покоев», закончилась и военная история Пустозерска. Однако городок держался еще долго. Последний дом перевезли отсюда в соседнюю деревушку Устье в 1962 году.
Пятиглавая Преображенская церковь, построенная в 1837 году из лиственничного леса, продержалась до 1953-го. Куполов и колокольни она лишилась гораздо раньше. Новая советская власть приспособила просторное здание, ничем больше не напоминавшее храм, под школу, потом - под Народный дом. Затем его перенесли в Устье, устроили там склад, а со временем - конюшню.
Сейчас церковь реставрируется. Но даже воссозданная в первозданном виде, она останется в Устье, пусть даже и считается памятником архитектуры. На Пустозерском городище уже ничего никогда не появится.
- Пустозерск - исторический памятник федерального значения. Законом об охране объектов культурного наследия здесь строжайше запрещено любое строительство, - рассказывает директор музея-заповедника «Пустозерск» Андрей Торопов. - Можно только проводить археологические раскопки. А вот в Устье, где создается музейно-туристический комплекс «Пустозерье», работа кипит. Уже к концу года там должна быть воссоздана усадьба жителя Пустозерской волости конца ХIХ - начала ХХ веков. На Большой земле срубят типичный для пустозеров деревянный двухэтажный дом с хозяйственной постройкой, доставят в Устье и соберут на месте как конструктор. По такой же схеме к концу 2015-го должны построить уменьшенную копию Пустозерского острога, каким он был в ХVII веке: бревенчатые стены с въездной башней, а внутри крепости - дом воеводы, амбар с мягкой рухлядью, съезжая изба, баня, лабаз. Почти окончены работы по созданию для удобства туристов пяти смотровых площадок по периметру акватории Пустого озера (ныне - Городецкое. - В.К.). Проект амбициозный и дорогой.
Что ж, дело нужное. Как говорится, Бог в помощь! Но мне интересно: удастся ли заменить выкрашенную голубой краской пирамидку на месте Преображенской церкви памятным крестом, или закон запретит, чтоб ландшафт не портил?
Пустозерские зоны
Есть и еще вопрос. Почему в Городке, близ предполагаемого места сожжения знаменитого пустозерского сидельца неистового протопопа Аввакума вдруг поднялись старообрядческая часовня и трапезная? На основании чего для ревнителей старой веры сделали исключение?
- Сейчас прокуратура как раз проводит проверку - насколько обоснованно на заповедной территории появились эти временные строения, - ответил прокурор Ненецкого автономного округа Николай Егоров.
Что значит «временные строения» и каким образом они материализовались там, где ничего строить нельзя, мне разъяснили в музее Пустозерска. В 2012 году к Игорю Фёдорову, тогда ещё губернатору Ненецкого округа, обратились представители Русской Православной Старообрядческой Церкви с просьбой установить на городище часовню и трапезную. Губернатору идею понравилась. Поддержало её и министерство культуры Архангельской области (Ненецкий округ - так называемый матрешечный регион, административно входит в соседнюю Архангельскую область. - В.К.). Мотивировали тем, что охранная территория в Пустозерске разделена на зоны. И новые постройки поставили вроде бы не на территории памятника (412 га), а на близлежащей к нему, в так называемой зоне регулируемой застройки. Опять же, фундаментов под срубами нет, они опираются на лаги, землю при строительстве не рыли, культурный слой не тронут. Кроме того, есть договоренность с руководством Культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума, одного из инициаторов стройки: при необходимости часовню с трапезной разберут и перенесут на другое место.
Потребуется ли это делать - пока не ясно. Окончательно с границами городища не определились. Ненецкая прокуратура настаивает, что эту работу необходимо ускорить.
Притяжение Севера
После молебна епископу Иакову преподнесли новописанную икону покровителя земли Тульской - преподобного Макария Жабынского, Белёвского чудотворца. Владыка поблагодарил дарителей и пообещал поместить образ, предварительно его освятив, в кафедральный собор Нарьян-Мара.
Оказалось, не только северяне принимают участие в крестных походах в Пустозерск. Супруги Дмитрий и Лада Сахаровы специально ради этого приехали из Тулы.
- Были уже в Пустозерске в прошлом году, - рассказывает Дмитрий. - И не могли дождаться, когда попадем снова. Север тянет к себе магнитом. А ставишь себя на место тех, кто обживал эти суровые места века назад, осознаешь могущество их веры - так просто в дрожь бросает.
В Нарьян-Маре живет сестра Лады. Она и зазвала родственников в гости. В заполярную столицу Дмитрия с Ладой просто влюбились. А когда приехали сюда снова, попали на зимний крестный поход в Пустозерск. Тогда, год назад, священнослужители доставили на молебен несколько колоколов, специально ради этого случая снятых на время с нижнего яруса колокольни нарьянмарского храма. Но на месте выяснилось - укрепить их не на чем. Помог Дмитрий Сахаров. Споро устроил импровизированную звонницу, положив на сидения снегоходов деревянный брус, одолженный у эмчеэсовцев, сопровождавших поход. И над Пустозерском раздался не звучавший здесь уже многие десятилетия жизнеутверждающий звон возрождения, призывающий к молитве и жизни в Боге.
Епископ Иаков, видимо, это запомнил. Незадолго перед очередным походом он связался с туляками, пригласил поучаствовать в нем. Ехать без подарка Сахаровым не хотелось, и Дмитрий заказал у знакомого тульского иконописца икону месточтимого святого. Освящать ее времени уже не осталось.
Супруги добирались до Ненецкого округа пять дней на своей машине. В прицепе везли специально изготовленное Дмитрием основание для небольшой звонницы.
- Хорошо, что снегоходы прихватили. Они пригодились раньше, чем предполагали, - говорит Дмитрий. - В Ненецком округе дорог практически нет, с материка в Нарьян-Мар можно попасть только самолетом, либо по зимнику (временная автотрасса, эксплуатация которой возможна лишь в зимних условиях. - В.К.). Но он оказался просто ужасным, прежде такого не было никогда. Где-то посредине пути на прицепе полетела подвеска - вырвало рессору и сломалась колесная ось. Пришлось пересаживаться на вездеходы. Больше всего боялись, что от холода пострадает икона. Закутали ее как могли, я укрепил сверток на груди, доехали с Божьей помощью уже без происшествий. Этот образ и преподнесли владыке.
За это Дмитрий удостоился чести нести на Пустозерском городище хоругвь.
В очередной раз Сахаровы будут в Нарьян-Маре в мае. Епископ Иаков их обвенчает. Удобнее бы, конечно, прямо сейчас, но таинство во время Великого поста не совершается. А время - пришло. В браке Дмитрий с Ладой уже четверть века.
Зерно духовного опыта
А вот пятнадцать учеников нарьянмарской школы № 1 участвовали в крестном походе впервые. Присоединиться к нему восьмиклассникам предложил директор школы Юрий Канев. По желанию, конечно. Юрий - известный в округе краевед, недавно выпустил очередную книгу - «Канувший в Лету: заполярный Пустозерск». Книга - замечательная. Только с названием я не согласен категорически.
- О Пустозерске мы говорили на занятиях по краеведению. Побывать здесь хотелось давно, но попала впервые, - призналась Ксюша Остальцева. - К сожалению сейчас в городе, не дожившем до наших дней, ничего нет, но все равно красиво необыкновенно. Трудно объяснить, но чувствуется, что-то такое, глубинное. А еще появилось желание пойти в храм. На свой день рождения буду там обязательно.
Сергей Лунгу (в Нарьян-Мар он приехал с родителями из Кишинева) прежде в Пустозерске тоже не бывал.
- А что тебе крестный поход дал? - спрашиваю мальчика. Хотя понимаю - что тут ответишь? И вдруг слышу:
- Что-то во мне изменилось. Только я ещё не понимаю - что...
Нарьян-Мар - Пустозерск
http://www.stoletie.ru/russkiiy_proekt/_pustozersk_ne_kanuvshij_v_letu_887.htm