Стратегия единения или раздора?

Принятая Стратегия развития татарского народа, допуская двухконфессиональность, игнорирует национальные чаяния большинства кряшен

Кряшенский вопрос 
0
1915
Время на чтение 10 минут

29 августа президент Татарстана Рустам Минниханов, заместитель председателя Правительства России Марат Хуснуллин и государственный советник Татарстана, Герой труда РФ Минтимер Шаймиев приняли участие в пленарном заседании «Миллэт Жыены - 2020» («Национальное Собрание - 2020»), организованном Всемирным конгрессом татар, сообщается на официальном сайте главы республики.

Встреча состоялась на площадке Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Мусы Джалиля в Казани. Также в работе приняли участие председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин, руководитель аппарата президента РТ Асгат Сафаров, заместитель премьер-министра РТ - председатель нацсовета «Милли Шура» Всемирного конгресса татар Василь Шайхразиев, мэр Казани Ильсур Метшин и другие.

«Миллэт Жыены» организован впервые и прошёл 28-30 августа. В мероприятии, приуроченном к 100-летию ТАССР, приняли участие около 500 человек. Свыше 250 гостей прибыли из 68 регионов России. Представители зарубежных стран присоединились к пленарному заседанию в режиме видеоконференции. В ходе заседания участники обсудили широкий спектр вопросов: были подведены итоги деятельности Всемирного конгресса татар за 2017-2020 годы, рассмотрены механизмы по сохранению татарского языка и национальных традиций, формирование национально-культурных ценностей у молодёжи, обсудили проект Стратегии развития татарского народа.

Рустам Минниханов поздравил участников пленарного заседания с Днём Республики и со знаковой датой - 100-летием образования Татарстана. «На таких встречах мы можем пообщаться друг с другом, обсудить актуальные вопросы, посвящённые сохранению наших национальных традиций, культуры и языка», - сказал он. По его словам, все эти темы нашли отражение в Стратегии развития татарского народа: «Мы собрали много предложений по сохранению и развитию нашего национального богатства. Конечно, по отдельным вопросам были жаркие дискуссии. Но несмотря на это, сегодня документ готов и мы можем его принять. Хочу поблагодарить каждого, кто принял участие в разработке проекта Стратегии». Минниханов также выразил слова благодарности Президенту России Владимиру Путину и федеральному Правительству за оказываемую поддержку. 

В завершение мероприятия участники пленарного заседания проголосовали за принятие Стратегии развития татарского народа «ТАТАРЫ: СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЯ». «Огромную роль в деле сплочения нации, в сохранении и развитии языка, культуры и традиций сыграл ислам, добровольно принятый предками татар в качестве государственной религии в 922 году. Следование нравственным установкам и духовным ценностям ханафитского мазхаба способствовало, в том числе, выстраиванию добрососедских отношений с разными народами и религиями, успешной интеграции татар в многонациональные сообщества.  Исторически часть татар исповедует православие. Татары всегда относились с глубоким уважением к верующему, а значит надежному человеку. Именно убеждение и вера служат опорой, дают духовную силу человеку в преодолении жизненных испытаний», - говорится, в частности, в Стратегии, опубликованной на портале «Бөтендөнья татар конгрессы».

«Я лично обращалась к президенту Татарстана с просьбой поддержать ту часть татар, которые исповедуют Православие, указывая на то, что татары - двухконфессиональный народ», - пишет на портале «Православные татары» руководитель «Союза православных татар», директор Татарской национально-культурной автономии района Тёплый Стан ЮЗАО г.Москвы, руководитель Московской татарской православно-христианской общины Динара Абдулбяровна Бухарова. «После моего обращения к Рустаму Нургалиевичу многие высказывали мне своё недовольство, мол зачем ты поставила президента республики в неудобное положение неудобным вопросом, но я верила, что моё обращение и наши общие труды принесут плод», - заявляет она.

По её мнению, «православная же часть татарского народа со времён хана Узбека развивалась по-своему: часть православных татар вошла в состав русских царей, князей, дворян и казаков, другая часть довольно длительное время существовала и в наше время существует вместе с татарами мусульманами в составе мещёрских татар, третья часть обособилась в отдельную общность крещёных татар, которые сегодня чаще называются кряшенами».

«В то же время, у части кряшен появилось стремление к самоопределению, к выделению в отдельный от татар народ, и причина тут кроется в том самом нежелании некоторых представителей татарского мусульманского большинства признавать право на полноценное и равноправное существование православной части двухконфессионального татарского народа, непризнание исторической и традиционной двухконфессиональности татар. Сейчас кряшены разделены на три лагеря, одни - следуют принятой в 2001 году декларации о самоопределении себя как этноса, другие в 2014 году на Третьей отчётно-выборной конференции Региональной общественной организации кряшен Республики Татарстан во главе с Егоровым Иваном Михайловичем приняли решение о том, что они желают оставаться внутри большого татарского народа в качестве субэтноса с особым названием, а третьи не видят противоречия в том, чтобы в равной степени называться и кряшенами и крещеными татарами и православными татарами», - отмечает Бухарова.

По её словам, происходит «впервые за 7 веков возвращение татарского общества к принципам Ясы Чингисхана, когда у татар была свобода вероисповедания, при этом значительная часть татар исповедовала Христианство». «Теперь любой православный христианин любого происхождения без тени сомнения при переписи населения может записать себя татарином, не опасаясь, что его запись татарином увеличит статистику количества мусульман и уменьшит статистику христиан как в Татарстане, так и во всей России. Следующим правильным шагом будет, чтобы Богослужение во всех православных храмах Татарстана хотя бы частично проводилось на татарском языке!» - пишет руководитель «Союза православных татар».

Обозреватель EADaily Сергей Николаев полагает, что «отмечаемое с пышным размахом 100-летие Татарской АССР, которое в Казанском кремле стараются представить как возрождение татарской государственности, утраченной в середине XVI века, прошло под знаменем принятия программного документа - "Стратегии развития татарского народа"». «Следует отметить, что официально идея создания "Стратегии" принадлежит Рустаму Минниханову - он заявил о ней еще в 2018 году. Именно Шайхразиеву была поставлена задача подготовить "Стратегию развития татарского народа". Он в свою очередь обратился к татарским академикам из Академии наук Татарстана, причем на общественных началах», - пишет публицист.

Говоря о Стратегии, эксперт отметил, что «это не первый подобный манифест в истории татарского национализма, а во-вторых, у других народов в РФ подобное почти не встречается». Публицист обратил внимание, что положение Стратегии о том, что «исторически часть татар исповедует православие», вызвало «бурю негодования у кряшен», но «не у тех, кто сидел на торжественном собрании в Казани, а у тех, кого принято именовать "обычные", то есть независимые кряшены». По его мнению, разработчики Стратегии «явно имеют в виду кряшен, которые как раз себя татарами никак не считают. Стремление кряшен к национальному самоопределению (они приняли даже соответствующую Декларацию о самоопределении себя как этноса в 2001 году) идет вразрез с концепцией "единства татарской нации", отсюда и негатив, которым сейчас пестрит кряшенский сегмент социальных сетей».

«Вероятно, единственные, кто обрадуются упоминанию о татарах, исторически исповедующих православие, будут прихожане общины православных татар Москвы, которая сконцентрирована вокруг храма Св. Апостола Фомы. Он был построен известным православным миссионером о. Даниилом Сысоевым (1974−2009), священником, имевшим татарские корни. Их нынешний лидер Динара Бухара уже долгие годы безрезультатно отстаивает идею двухконфессиональности татарского народа. Впрочем, не думаем, что авторы «Стратегии» имели в виду именно этих православных татар. Речь шла именно о кряшенах, которые как раз татарами себя считать не стремятся», - полагает обозреватель EADaily Сергей Николаев.

На принятие Стратегии развития татарского народа «ТАТАРЫ: СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЯ» обратил внимание «Русской народной линии» руководитель православного Медико-просветительского центра «Жизнь» протоиерей Максим Обухов. Напомним, что отец Максим был участником секции «Православные татары (крещёные татары, крещены, кряшены, нагайбаки). История. Миссия. Будущее Православия среди татарского народа», прошедшей 25 января 2017 года в храме апостола Фомы в Москве в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений. Проведение этой секции, как помнят читатели РНЛ, вызвало серьёзные разногласия, продиктованные различным отношением к национальному статусу кряшен, многие из которых не причисляют себя к татарскому народу.

Протоиерей Максим Обухов так прокомментировал РНЛ принятие Стратегии развития татарского народа «ТАТАРЫ: СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЯ»:

Татарский народ состоит из нескольких субэтносов, как, впрочем, и русский народ. Русские же состоят из поморов, липован, великороссов, малороссов, сибиряков, дальневосточников, которые перенимают некоторые традиции народа. Есть русские, проживающие на Кавказе, они перенимают традиции окружающих народов. Этнографическое разнообразие - это нормально.

У татар тоже есть субэтносы, которые проживают довольно длительное время в своих регионах. Это сибирские, крымские, казанские, московские, нижегородские татары. Более 10 субэтносов, которые имеют разные диалекты и разные конфессии. Всё это нормально. Но единого органа, который отражал бы мнение всего татарского народа, не существует.

Что касается вероисповедания, то для тюркских народов исторически сложившейся религией было тенгрианство, которое близко к единобожию. Из истории известно, что татары были людьми веротерпимыми и допускали у себя существование любых религий. Это была большая сверхимперия, где существовал определенный баланс за счет веротерпимости. Мы это прекрасно знаем из истории. После принятия татарами ислама многое изменилось.

Хочу отметить, что люди, которые принимают христианство, не отказываются от своей идентичности, а также не хотят и не желают антагонизма со своими родственниками. Но бывают проблемы. Иногда их воспринимают как предателей. Те, в свою очередь, пытаются доказать, что это не так, что при крещении, при принятии христианства, вовсе не требуется отказаться от национальной идентичности, от своих корней, языка. Наоборот, существует мнение, что необходимо развивать татарское богослужение, переводческую деятельность, переводить богослужения и молитвы на современный татарский язык. Такая работа ведётся уже давно.

Существуют разные группы татар, тюрков, которые давно исповедуют христианство (было распространено среди предков татар и чувашей еще за 300 лет до крещения Руси).

Многие, (большинство) татар принимают Христианство не из ислама, а из атеизма или безрелигиозного состояния: кто-то верил в Бога, не причисляя себя ни к какой религии - был монотеистом, деистом, агностиком и пр. У всех был свой путь ко Христу, осознанный, свободный, без насильственного Крещения и без отказа от национальной идентичности, от своих корней, от своей культуры и языка. Бывает конверсия из ислама в христианство и обратно, но это не является массовым явлением, тем не менее, подобные случаи бывают. Такие люди хотят, чтобы они не подвергались остракизму, чтобы не нарушалась коммуникация с другими членами общины, чтобы был мир внутри народности, внутри семей.

Русская Православная Церковь не ведёт прозелитическую миссию, направленную на ассимиляцию татар и против ислама, но в то же время на нас лежит ответственность за духовное окормление паствы. Выход, конечно, в том, чтобы развивать, поддерживать язык и прочие атрибуты национальной идентичности. Татарскому народу совершенно не нужно и даже вредно разделение на враждующие группы, поэтому Стратегия развития татарского народа «ТАТАРЫ: СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЯ» - это очень важное решение, которое, уверен, будет способствовать миру и межконфессиональному согласию.

Татарская общественность вполне резонно, обоснованно и правильно говорит о необходимости сохранения национального языка. Потому что сокращается число людей, использующих татарский язык и другие национальные языки России. Молодежь предпочитает лучше выучить английский, чем язык своих предков. Против татарского языка играет и то, что исламская религия запрещает полноценное использование иных языков, кроме арабского. По мнению большинства мусульманских богословов, идентичные тексты - только арабские, а переводы носят вспомогательный характер, следовательно, в сложном положении оказываются многие народы, которые не говорят по-арабски. На пространстве бывшего Советского Союза люди не слышат в мечети молитвы на родном языке, а государственный язык - русский, как язык межнационального общения.

Перевод православного богослужения на татарский язык смог бы сделать его сакральным хранилищем традиций, позволил бы верующим знать язык молитв, помог бы сохранению татарского языка среди интеллигенции, народа и молодёжи. Поэтому сейчас развивается богослужение на национальных языках, самый распространенный из которых - татарский (второй после русского). Вот уже который год в Храме Христа Спасителя Пасхальное Евангелие читают на разных языках народов Российской Федерации, в том числе на современном татарском.

От редакции РНЛ: Поднятая проблема весьма сложна, она имеет давние корни. На сайте «Русской народной линии» с 2003 года ведётся актуальная тема «Кряшенский вопрос». Обозреватель EADaily Сергей Николаев прав в том, что принятая в Татарстане Стратегия развития татарского народа «ТАТАРЫ: СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЯ» направлена против большинства кряшен. Вновь предпринимается попытка доказать, что кряшены являются этническими татарами. А между тем, подавляющее большинство кряшен и их лидеров не причисляют себя к татарскому народу и многие годы борются за то, чтобы их признали самостоятельным народом, ибо никогда не считали себя этническими татарами. И все эти годы они встречают противодействие как со стороны националистически настроенной части татарской профессуры, так и со стороны официальной Казани. Стратегия развития татарского народа однозначно свидетельствует о том, что власть республики не готова откликаться на чаяния кряшен.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. «На таких встречах мы можем пообщаться друг с другом, обсудить актуальные вопросы, посвящённые сохранению наших национальных традиций, культуры и языка», -

Мыслимо ли нечто подобное,на таком уровне в России? Стратегия развития Русского народа - кто из высших чиновников российских захочет(!) произнести такую фразу?)
электрик / 10.09.2020, 20:33
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Максим Обухов
Меня беспокоит, что мы можем прийти к разделению в Церкви
О попытках некоторых представителей Церкви признать на церковном уровне «православное ЭКО»
08.02.2023
«Нет поводов для оптимизма»
Что реально стоит за сокращением числа абортов более чем в два раза? Так ли уж всё хорошо?
02.02.2023
Церковь сатаны сплетается с проабортным движением
Установление в Нью-Йорке сатанинской статуи в поддержку абортов – сигнал для России
27.01.2023
Россия перестала играть роль поставщика «живого товара»
Но возможно ли добиться полного запрета суррогатного материнства?
12.12.2022
«Деятельность ювенальной юстиции нужно разрушить!»
Нужно заниматься не введением генетических паспортов, а защитой семей от разросшегося беспредела ювенальщиков
03.12.2022
Все статьи Протоиерей Максим Обухов
Кряшенский вопрос
Все статьи темы
Последние комментарии
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
14.12.2024 20:40
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Наталья Сидорина
14.12.2024 19:56
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Игорь Ал
14.12.2024 19:28
Мы не знаем, чем все кончится
Новый комментарий от Игорь Ал
14.12.2024 19:16
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от Алексей Ощепков
14.12.2024 18:58
Улетайте в Париж, пока не наступила «нелётная погода»
Новый комментарий от Владимир Николаев
14.12.2024 16:08
Чем больше планов «хороших» и «мирных», тем лучше
Новый комментарий от Калужанин
14.12.2024 15:20