В связи с приближающимся индиктом (церковным новым годом - 1 сентября по «новоюлианскому» календарю), который совпадает с экуменическим Всемирным днём молитвы о защите Божьего творения, патриарх Константинопольский Варфоломей выпустил послание, сообщает Православный исследовательский центр «Хризма».
В нём говорится, что «в наше время природной среде как никогда в истории человечества угрожает опасность»: «мы видим эволюционирующее разрушение природной среды, биоразнообразия», «загрязнение водных ресурсов и атмосферы».
Патриарх Варфоломей отметил «экологическую чувствительность» Православия и сказал, что «природоохранная деятельность Вселенского патриархата - это продолжение его церковного самосознания».
Православный исследовательский центр «Хризма» отметил, что «экологическая тема является для Константинопольского патриархата одним из средств демонстрации "вселенскости", развития экуменического диалога и внешних связей, тем более что экологическую повестку активно поддерживают Ватикан, "Конференция европейских церквей" и прочие структуры. Даже последний визит Варфоломея в США в 2009 г. формально был связан с участием в экологической конференции (как и несостоявшийся визит этого года). Об экологии Варфоломей вещал и на последнем Давосском форуме.
Казалось бы, что плохого в защите природы? Проблема возникает в связи с тем, что современный экологический дискурс смещает фокус внимания верующих с первостепенных задач (хранение Истины веры и проповедь Евангелия) на чисто светские и материальные. При этом экологический дискурс развивается в исключительно адогматическом и экуменическом ключе, близком к идеям "Нью Эйдж", порождая пренебрежение Истиной веры. Сформировано своеобразное религиозно-экологическое сознание, со своими экологическими "добродетелями" и "грехами"».
В Православном исследовательском центре «Хризма» подчеркнули, что «трогательная забота Константинополя об экологии и связанное с этим экуменическое дружелюбие резко контрастируют с действиями Фанара в отношении своих православных вроде как единоверцев. Не пренебрегая в обычной жизни бережным отношением к природе, всё же в первую очередь нужно заботиться о духовной "экологии" - чистоте веры и истинном православном благочестии».