Отче, зачем подыгрывать тем, кто презирает Церковь?

От призыва о. Владимира Василика демонтировать памятник Цою я опешил

Прочитав статью о.Владимира Василика с призывом демонтировать памятник Виктору Цою, я, честно говоря, просто опешил. Уважаемый мною о.Владимир, конечно, нередко перегибает палку в полемических материалах, но мы же понимаем, что есть «сценический образ», а есть личность исполнителя.

Вполне допускаю то, что о.Владимир, будучи моим ровесником и жителем Питера, не совсем в теме Русского Рока. Возможно, и вправду верит, что весь этот рок является одним из спецпроектов ЦРУ в рамках «плана Даллеса». Дескать, отечественная госбезопасность пыталась возглавить протест, с которым уже невозможно было бороться, однако, «карманные протестуны» вышли из-под контроля и начали рассыпать направо и налево искры пожаров. Т.е. если бы не игры внешних разведок и местных контрразведок, то молодёжь продолжала бы удовлетворять свои эстетические потребности музыкально-поэтической продукцией, производимой «Песнями-77» про БАМ, Тундру, Вологду и т.д.

И вот тут появляется первая логическая неувязка. Когда мы говорим о трагедии 1917-го, то соглашаемся с тем, что не будь у России фундаментальных проблем, никакие Швондеры с Шариковыми никогда бы государства не разрушили. Однако, стоит нам начать разговор о 1991-м, как во всём оказываются виновны Солженицын с Высоцким, да ещё Виктор Цой. Которые и разложили советский народ.

Кстати, хоть о.Владимир, судя по всему, не очень разбирается в рок-музыке, но, тем не менее, мне странно, что такой прекрасный знаток и ценитель Русской Поэзии, каковым, несомненно, он является, воспринимает Виктора Цоя только лишь в качестве автора гимна «Перемен».

Сделаю небольшое отступление.

Вообще, исполнителей, создавших Русский Рок, можно разделить на три основных группы. (Сразу оговоримся, что речь идёт о той поре, когда Русский Рок ещё был явлением, а не сегментом развлекательного контента эпохи шансонов и вечноживучих «Коркиров Филипповых»).

В первую очередь, это, конечно, «пишущие композиторы». Суть их творчества предельно точно выражена словами из песни Бориса Гребенщикова: «Ко мне приходит мотив // Я подбираю слова…». Причём «пишущими композиторами» могли быть не только лидеры андерграунда, но и вполне респектабельные труженики филармоний. Правда, рокеры, переквалифицировавшиеся из участников вокально-инструментальных ансамблей, в отличие от настоящих рокеров из Питера, Москвы, Сибири и т.д., как правило, сочетали высокий музыкальный профессионализм с вторичностью текстов.

Вторую группу составляли собственно музыканты. Там могла быть либо чистая инструменталка – в спектре от высокоэстетического джаз-рока и авангарда до какого-нибудь совершенно примитивного «кача», исполнявшегося харизматичными умельцами «заводить» толпу при посредстве несложных риффов.

Наконец, третья, самая «русская» часть Русского Рока – «поющие поэты». Майк Науменко, Александр Башлачёв и, конечно же, Цой.

Несмотря на то, что сегодня песня «Перемен» звучит по всей бунташной Белой Руси, я бы не стал сводить творчество Цоя к этому гимну. Но даже если и свести. Что, разве ничего тогда не нужно было менять? Разве всё было у нас в стране правильно? Избирательная у нас какая-то память. Как будто про маразмы советской обыденности всё насочиняли В.И. Новодворская и В.Н. Войнович в компании с А.И.Солженицыным. (Как бы мы ни относились к таким разным представителям антисоветчины).

Тут мы можем попасть в новую смысловую ловушку.

Нередко нас примиряют с режимом именно оппоненты этого режима. Посмотришь на какого-нибудь господина, пана или товарища… И подумаешь: «Нет-нет. Не надо! Уж лучше пусть остаётся всё как есть. Дай таким порулить – будет только хуже».

За последнюю четверть века мне, в числе прочего, довелось пообщаться с антисоветчиками самого разного калибра, начиная с диссидентских кухонь своих родителей, затем с коллегами по соросовской конторе, а там в 90-е годы были отнюдь не одни лишь сплошь «либерасты». Затем было общение с авторами «Посева», например, с легендарными И.В.Огурцовым и А.Ю.Штаммом. И, наконец, с менее легендарными и менее умными ребятами и девчатами из тенет интернета.

Общение это не то, чтобы посеяло зёрна сомнений в верности антисоветчины и т.о. настроило меня на прокоммунистический лад, но, тем не менее, заставило понять ту горькую истину, о которой писал в своё время Довлатов: «Антисоветчики ничем не лучше советчиков».

Собственно говоря, Русская Народная Линия – в том виде, в котором она существует на сегодняшний день – это и есть попытка преодоления этих бессмысленных боданий «белых» с «красными». Потому что послушаешь иного потомка советских вождей, как уже и февралисты начинают казаться не такими уж из рук вон разрушителями.

В своё время протоиерей Г.Митрофанов своими заведомо провокационными выходками сделал совершенно невозможным какой бы то ни было серьёзный и плодотворный диалог с теми, кто оказался в силу разных причин по ту сторону баррикад во время Второй Мировой. Всех мы записали во «власовцы», а потом удивляемся: почему это во всех странах Восточной Европы (кроме пока ещё Сербии) идёт дружный повал памятников?

Сейчас произошло нечто аналогичное.

Изобразив Цоя «наркоманом», противопоставив Церковь мнимым антисоветчикам, о.Владимир помогает нашим заклятым партнёрам по идеологической войне выстроить несложную диспозицию.

Есть те, кто борется против превращения людей в стадо (а Цой пел именно об этом, а не о «гласности», «ускорении» и «перестройке»), а есть те, кто против Цоя, а следовательно, за «превращение людей в стадо».

Церковь – исходя из такой постановки вопроса – получается в одном смысловом ряду с теми, кто «за стадо». Как вы думаете: улучшит ли это отношение широких масс трудящихся к Русской Православной Церкви?!

И хотя сегодня в стадо загоняют уже совсем под другими, как бы «антисоветскими» лозунгами, но человек, которому преподнесут скрины статьи о.Владимира, будет уверен в том, что если Церковь выступает против Цоя, значит, правы те, кто утверждает, будто «христианство – это политотдел новых феодалов». Вывод будет предельно прост: «Нет, с ними мне не по пути».

П.С.: И вот ещё что. Не был Цой наркоманом. Он же увлекался всеми этими популярными в то время ниндзями да каратистами.

 

П.П.С.: Я никого не призываю ставить памятники "певунам и певуницам" (как выразился один коллега), но выступаю против призывов ниспровергать уже установленные. Прошу обратить внимание на этот момент.

И ещё добавлю фрагмент комментария Андрея Х., с тезисами которого полностью согласен:

«…Сам памятник не имеет никакого религиозного значения и не является центром какого-либо культа, поэтому его нельзя считать языческим идолом в собственном смысле слова. Конечно, Цой является кумиром для своих поклонников, но демонтаж памятника нисколько не ослабит его позицию в их сердцах. Тем более не сделает их нравственно чище и не обратит к Церкви, чего в древности добивались святые разрушители идолов. Да Цой, собственно, и не воспевает никакие нравственные пороки.

Зато снос памятника может послужить прекрасным поводом для антицерковной пропаганды т. к. инициатива исходит из церковных кругов. Во что это можно раздуть, расписывать не буду, это прекрасно понимает каждый, кто с такой пропагандой сталкивался. В итоге молодые люди, что находят для себя в творчестве Цоя нечто светлое, решат, что с Церковью им явно не по пути. А немолодые подивятся в очередной раз человеческой глупости - сорок лет назад КПСС запретительными мерами сама сделала рок-музыкантов врагами себе, а теперь по тому же пути пытаются направить Церковь.

Смысл же православного миротворчества в данном контексте я вижу в том, чтобы не давать повода ищущим повода в очередной раз выставить Церковь в неприглядном свете».

Как жаль, что такие очевидные вещи приходится проговаривать снова и снова...

Павел Вячеславович Тихомиров, публицист, общественный деятель, помощник главного редактора «Русской народной линии»

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

14. Не быть категоричным...

По большому счету отец Василик конечно прав, но всегда ли нужно быть столь категоричным вот в чем главный вопрос. У Цоя есть свои поклонники которые в его творчестве находят нечто достойное. Собственно там причудливо перемешано многое. Ну Бог с ним, пусть будет памятник лучшим надеждам и чаяниям этого пусть и не идеального человека. Сокрушенный ангел в душе каждого человека тоже имеет право на любовь и сочувствие.

13. Ответ на 9, Порфирий:

Уважаемый, Павел, мне понравился Ваш "отлуп" ... Приятно отметить Вашу самостоятельную позицию в верхушке РНЛ. В будущем будет на кого положиться. Спасибо!

Так у Вас и цензура есть? Ознакомьте, пожалуйста с правилами...

Порфирий / 18.08.2020

12. Отче, зачем подыгрывать тем, кто презирает Церковь?

Что не сделаешь, ради страха иудейска? Например, напишешь статью. С НАМИ БОГ!

Валерий / 18.08.2020

11. Стадо

Есть те, кто борется против превращения людей в стадо (а Цой пел именно об этом, а не о «гласности», «ускорении» и «перестройке»), а есть те, кто против Цоя, а следовательно, за «превращение людей в стадо».

Вот оно, стадо. Там же и "рок на баррикадах"

https://www.youtube.com/watch?v=l2-f2Gz2Mh8

10. не

Не в курсе - есть ли памятник Игорю Талькову? По всем параметрам таких памятников должно быть много. Но Цой заслуживает страницы в книге рок-культуры. Только автор рассуждает в чёрно-белой логике, а это по-большевистски...

9. Завтра будет лучше, чем вчера. Реплика.

Уважаемый, Павел, мне понравился Ваш "отлуп" ... Приятно отметить Вашу самостоятельную позицию в верхушке РНЛ. В будущем будет на кого положиться. Спасибо!

Порфирий / 18.08.2020

8. Ответ на 5, Сергей К.:

Г-н Тихомиров. а вы согласны. что у вас мама анархия? А папа?

Стакан портвейна )) Пожалуй, тоже черкану статью. Против обоих ))

Полтораки / 18.08.2020

7. Ответ на 4, Наблюдатель:

Все правильно о. Владимир Василик написал.

Абсолютно правильно.

6. Автору

Согласен с вами, Павел Вячеславович. Одно осталось неясным - если Цой не был наркоманом, что мешает исправить заголовок обсуждаемой статьи?

Андрей Х. / 18.08.2020

5. ответ

Г-н Тихомиров. а вы согласны. что у вас мама анархия? А папа?

Сергей К. / 18.08.2020
Павел Тихомиров:
С камешком в башмаке
Антиутопия. Часть первая. Главы 7-12
10.10.2020
С камешком в башмаке
Антиутопия. Часть первая. Главы 1-6
08.10.2020
«Накал ненависти к многодетным отцам обескураживает»
Размышления многодетных отцов о причинах кризиса отцовства и современной лёгкости разводов
05.10.2020
Для русских Гаврила Принцип народоволец, для сербов — мститель за Косово
Или почему российских легитимистов смущает сербский культурный код
22.09.2020
Это изображение прошлого освещает путь в будущее
В Сербии вышел перевод книги Владимира Анищенкова
18.09.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
Начать движение к истокам
Новый комментарий от Сергей иванович
2020-10-10 08:25
Что будем отмечать: «Разгром белых», «Русский Исход», или?
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-10-10 07:25
«Грамотным потребителям» чуждо обществознание
Новый комментарий от электрик
2020-10-10 06:53
С камешком в башмаке
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-10-10 06:12
У «Фонтанки.ру» приступ безбожия
Новый комментарий от Игорь Валерьевич
2020-10-10 04:39