Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл выступил с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова), сообщает сайт епархии.
«Почитаю своим долгом более подробно разъяснить каноническое положение бывшего схиигумена Сергия (Романова), который с 24 июля сего года уже окончательно и без надежды на восстановление извержен из священного сана, лишен благодати хиротонии и утерял право совершать Таинства и вообще какие-либо священнические действия как ныне, так и когда-либо в будущем.
Вначале брат Сергий признал лишение сана, сказал, что и почитаемые им Афонские старцы благословили ему более не приступать к священству, назвал себя схимонахом Сергием и по-видимому принял справедливое о себе решение Церкви. По своему обыкновению он записал об этом видеообращение. Однако буквально через несколько часов передумал, видеозапись удалил, возложил на себя священнический крест и самовольно приступил к священнослужению», - отмечает владыка.
«В настоящее время схимонах Сергий, презрев Церковь Христову, находясь в дерзновенном самообольщении, по внешнему виду воспроизводит чинопоследование Божественной Литургии. Однако она, в силу безблагодатности служителя, не только не совершается, но является для него самого и соучастников смертным грехом кощунства и поругания святыни. Присоединяя к своим грехам ещё и грех Иуды, схимонах Сергий (Романов) влечёт в след за собой и души доверившихся ему людей», - пишет митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.
Архиерей вспоминает, что «в жизни брата Сергия было чудо покаяния, было сокрушение сердечное и место самоотверженному подвигу. Но тщеславие – сладкий яд Сатаны и приятный малозаметный порок – отравило его душу, превратило его монашество в актерство, проповеди в агитацию, пастырство в диктат, а возглавляемую им евхаристическую общину в политический клуб или, что ещё хуже, в беззаконное собрание.
Брат Сергий, обладая многими дарами деятельной жизни, но лишенный дара трезвенного разумения, стал учить».
«Будоража кровь наивных слушателей, устрашая и нервируя пасомых, - говорится в обращении митрополита, - манипулируя страхами и страстями, вместо того, чтобы исцелять от них – брат Сергий попрал схимнические обеты, возненавидев безмолвие и полюбив обличения, которые раз от раза становились всё ярче, несправедливее, лживее, злее. Став марионеткой у людей злонамеренных, использующих его страсть к популярности, брат Сергий не остановился на обличении реальных пороков (хотя даже это не дело схимника, избравшего для себя путь самоуничижения и покаяния), а стал поучать и саму Церковь, Её епископат, высшие гражданские власти и воинство. Ослеплённый прелестью он не замечает остроумную глупость в том, что сей новый самозванный обличитель есть пастырь - убийца, непослушный монах и необразованный учитель».
«Клевета на священноначалие, неграмотность и пересказ чужих страхов оказались для брата Сергия столь привлекательными, что он предпочел их своему священству и впал в раскол, который, как известно, не смывается даже мученической кровью», - пишет владыка.
По его словам, «брат Сергий внешне сохраняет своё монашество, но на деле предпочёл подлинному иноческому житию деятельность медиаперсоны, облаченной в схимнические одежды, чем лишь бесчестит одежду смирения. Помолимся о спасении его заблудшей души, да возвратится в неё спасительное покаяние и смирение. А наипаче помолимся о Святой Церкви, раздираемой ныне безумным расколом взбунтовавшегося монаха, дабы не мирные, не смиренные и лишенные любви выступления брата Сергия не губили доверчивых и простодушных слушателей».
«Священник, изверженный из сана, но не покорившийся и продолживший самовольно служение, согласно канонам, сам себя отлучает от Церкви и не имеет права быть восстановлен в служении даже Поместным собором. Но отлучают себя от общения церковного и те, кто участвуют в этих самовольных и кощунственных "богослужениях". Прошло достаточно времени, чтобы каждому определиться что для него важней: Христова Церковь или обаяние личности бывшего схиигумена Сергия», - призывает митрополит Кирилл.
«Поэтому, охраняя святость Литургии и чистоту наших богослужебных собраний, я обязан довести до сведения нашего благочестивого клира и богобоязненных мирян, что те, кто участвовал в каких-либо священнодействиях, совершаемых или схимонахом Сергием (Романовым) или примкнувшими к нему и находящимися в запрещении священнослужителями, приступал к Таинствам Исповеди и Причащения – вольно или невольно, сознательно или по наивности, но совершили предательство Христовой Церкви, осквернили себя участием в расколе и более не могут быть допущены к каким-либо Таинствам и обрядам без предварительного возвращения в лоно Церкви через открытое отвержение прежнего своего заблуждения», - говорится в обращении.
«Поскольку принятие из раскола совершается по архиерейскому благословению, желая облегчить возвращение в Церковь тем, кто по каким-либо причинам имел общение с раскольниками, я благословляю вверенным мне пресвитерам принимать от моего лица покаяние обратившихся от раскола с условием принятия у них письменного прошения о возвращении в лоно Церкви и обещанием более не иметь общения с раскольниками. Лишь после подписания такового прошения они могут быть допущены до Исповеди и далее иметь общение церковное. Пресвитерам, принимающим покаяние мирян, имевших общение с раскольниками, надлежит немедленно сообщать мне о таковых случаях рапортом с приложением подлинников прошений. Тех же, кто, имея общение с раскольниками захочет без обращения и покаяния участвовать в благодатной жизни Христовой Церкви, таковых пресвитерам надлежит не допускать до общения, не преподавать им никаких Таинств, не поминать на проскомидии, а если таковые преставятся – не сподоблять отпевания и заупокойного поминовения, как врагов Христа и Его Церкви», - указал митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.
Это обращение было воспринято СМИ однозначно («Сторонников лишенного сана схимонаха Сергия отлучили от церкви», «Митрополит Кирилл отлучил от Церкви всех, кто участвовал в служениях скандального отца Сергия», «Митрополит Кирилл отлучил сторонников Сергия от Церкви»).
1. были, знаем...