Японские ВВС не в коем случае не могут отставать, так как являются серьезной силой в Тихоокеанском регионе. Основные оппоненты Токио делают успехи в техническом развитии ВВС, поэтому Япония активно реализовывает проект своего истребителя F-X. Подробнее в материале ФАН.
Когда в прошлом веке в 90-е США отказали в продаже своих самолетов F-22 кому бы то ни было, Япония задумалась о создании своего стелс-истребителя. Большая часть развития F-X взаимосвязана с разработкой другого истребителя Mitsubishi X-2 Shinshin. Это позволяло Японии опробовать новые технологии в следующих поколениях истребителей. Первый полет Х-2 состоялся 22 апреля 2016 года.
Но осенью 2018 Минобороны Японии исключило возможность создания истребителя на основе имеющихся разработок. Были определены пять основных приоритетных аспектов в разработках: 1) возможность долгосрочного превосходства в воздухе; 2) расширение возможностей нового истребителя за счет внедрения технологий следующего поколения; 3) возможность модификации и обновления новой платформы; 4) непосредственное участие японской промышленности в производстве истребителя; 5) доступная стоимость.
В феврале 2019 года было объявлено о запуске новой программы Future Fighter под руководством Токио. Но при этом, не исключалась возможность сотрудничества с иностранными подрядчиками.
В конце декабря 2019 года Министерство обороны Японии присвоило проекту наименование F-X и опубликовало его предполагаемый облик. Также было заявлено, что данный истребитель заменит собой стоящий на вооружении японских ВВС Mitsubishi F-2 (модификация Lockheed Martin F-16 Fighting Falcon).
В СМИ стала появляться информация с примерным описанием самолета:
Истребитель-невидимка с двумя двигателями. Основываясь на классификации Минобороны Японии этот самолет можно было назвать истребителем шестого поколения. По сравнению с американским самолетом F-X больших размеров, а значит и летать он способен дальше и сможет нести больше вооружения.
В начале 2020 года стало известно, что программа разработки истребителя потребует 256,5 млн долларов, большая часть 60% пойдёт на исследования, остальное на проектирование. В этом же году необходимо было отобрать иностранных партнеров для программы.
Как сообщают японские СМИ ведутся активные переговоры с европейскими командами. Конкретные правила, бюджет и структура проекта будет обсуждаться в ходе политических и парламентских переговоров. Начало проекта планируется на 2031 год.
«F-2 ВВС Японии должны быть выведены из боевого состава примерно с 2035 года. Мы будем разрабатывать F-X, чтобы мы могли поставить первый производственный тип [нового самолета] до начала вывода F-2. Мы продолжим обсуждение с потенциальными партнерами, затем мы хотели бы определить предварительные рамки в отношении партнеров по развитию к декабрю этого года, когда мы завершим разработку проекта бюджета Кабинета министров на 2021 финансовый год», — заявил пресс-секретарь министерства обороны Японии.
По заявлению Министра обороны Японии Таро Коно планируется назначить контролирующим подрядчиком проекта Mitsubishi Heavy Industries (MHI). Также он отметил, что рассматривается возможность работать по проекту совместно с Соединённым Королевством и США.
Япония пока что закупает у США более 100 истребителей F-35. Но серьёзно настроена по поводу своего проекта и пойдёт до конца. Остается только наблюдать, надеясь увидеть самолёт в действии.