Вчера архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон в интервью «Интерфакс-Религия» прокомментировал решение Анкары отменить статус музея для комплекса Святой Софии в Стамбуле и вновь сделать его мечетью.
«Я выражу моё личное мнение: я этим решением возмущен. И возмущен, в том числе недостаточной, на мой взгляд, реакцией христианского мира. Даже по российским каналам телевидения довелось услышать высказывания, что храм возвращается к его первоначальному назначению, то есть чтобы в нём молились. Но первоначальная-то молитва там была христианская, константинопольская!» - заявил архиепископ в Брюсселе.
«Там начинала молиться Православная Церковь, - продолжил иерарх. - Я с уважением отношусь к исламу, и ясно, что мусульмане составляют в Турции большинство. Но там станут молиться не те верующие, для которых изначально создавался этот храм».
Он считает, что статус храма-музея Святой Софии как памятника всемирного наследия ЮНЕСКО был нейтральным вариантом: и православные, и католики, и мусульмане могли туда приходить.
«И, кроме того, я вижу в этом первый удар по православным на территории Константинополя, Турции. В Турции, насколько мне известно, число православных константинопольских храмов должно соответствовать определенному количеству верующих. Не будет ли следующим шагом заявление, что православных верующих в стране меньше, чем необходимо, и им не должно принадлежать столько храмов?» - поставил вопрос архиепископ.
«В этом решении, мне кажется, выражено не только отношение к Православию, но также и известное отношение к Константинопольскому патриарху, вселенский статус которого Турция не желает признавать. За этим шагом могут последовать другие, и что будет дальше, трудно даже представить», - полагает он.
На вопрос, как решение турецких властей воспринимается в христианском сообществе Европы в целом, иерарх ответил: «Воспринимается в основном исходя из того, что их это пока не коснулось. В этом самое страшное - что начинают что-то делать, только когда их коснётся. А это касается всех христиан».
«И когда здесь говоришь им, что в Святой Софии будет мусульманская мечеть, многие воспринимают это как естественное явление, мол, это исламская страна, и храм "возвращается к мусульманам". А то, что его воздвигли православные, это будто бы уже ничего не значит!» - заявил архиепископ.
Он убежден, что превращение Святой Софии в музей было приемлемым для всех. «Люди приходили туда, и многие там молились», - добавил архиепископ.
«А теперь как? Прийти в мечеть и креститься там? Какие будут последствия? Я возмущен этим шагом!» - сказал архиепископ Брюссельский и Бельгийский.
О решении Эрдогана высказался в эфире радио «Радонеж» заслуженный профессор МДА Алексей Ильич Осипов.
Профессор отметил, что «этот поступок Эрдогана вызывает недоумение».
По его мнению, «сделан принципиальный шаг, который затрагивает межрелигиозные отношения. А в наше время, когда они являются серьезной и возбуждающей людей проблемой, такой акт сделать – это просто опрометчиво и, я бы сказал, нецелесообразно. Какие мотивы были у него - мы до конца не знаем, но и с религиозной, и с политической точки зрения этот шаг может вызывать только глубокое недоумение».
«Одно дело заявление о себе как о светском государстве, а с другой стороны такой поступок, который противоречит изначальному направлению политической жизни этой страны. Поэтому нам остается только выразить недоумение тем, что тут происходит и что кроется за этим. Дело в том, что, как у нас сейчас принято говорить, существуют "некие силы", уже не только в Турции, а международные, чрезвычайно мощные, цель которых возмутить всюду, где только можно, обстановку. Всюду. Если Бог есть Бог мира и любви, то ясно, что такие идеи, такие поступки, такие акции, которые нарушают мир, являются действием противников Бога. У меня впечатление, что в духовном плане тут действуют люди, зараженные сатанизмом. Я не знаю в какой степени принадлежит к таким людям Эрдоган, но, по крайней мере, сейчас он оказался слугой, инструментом этих сил», - полагает Алексей Ильич.
«Мы выражаем сожаление по поводу акции Эрдогана. По поводу Константинопольского патриарха скажу следующее: мы все никак не можем поверить, что духовные законы незыблемы и существуют, и действуют в нашей жизни. И это может служить еще одним указанием на то, что такие вещи, которые сейчас совершает патриарх Варфоломей, не проходят бесследно, и одним из знаков его антиканонической деятельности является и то, что происходит со Святой Софией. Я думаю, что Русская Церковь уже отреагировала на это и будет еще реакция», – не сомневается профессор МДА.
«Нам говорят: посмотрите, это же явный взрыв мирной, нейтральной обстановки, которая ещё недавно была. Кому это надо? Кому нужно, чтобы по телевидению крутили только всякую пакость – насилие, измены, убийства, кровь? Кому это нужно? И зачем? Мы все возмущаемся и говорим, но никто не думает, какие люди это делают, какая у них цель? Зачем? Вот то же самое происходит сейчас с Собором Святой Софии. То же самое будет – ура, будет опять взрыв, вражда, негодование, а то и война, да все, что угодно. Но то, видимо и требуется», - сказал Алексей Ильич.
Тем временем пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков заявил журналистам, что в Москве с удовлетворением восприняли заявления турецкой стороны о том, что доступ в Собор Святой Софии после придания ему статуса мечети будет оставаться открытым, передаёт «Интерфакс-Религия».
«Мы слышали заявления наших турецких коллег, и президента Турции в первую очередь, о том, что Святая София будет сохранена и что доступ туда будет оставаться открытым. Это вызывает удовлетворение», - сказал Песков.
Он подчеркнул, что общественный резонанс среди православных в России был очень эмоциональным в связи с тем, что собор Святой Софии «имеет сакральное значение для всех православных».
«Вместе с тем в официальном плане мы повторяли: это внутреннее дело Турецкой Республики, мы не можем и не собираемся в него вмешиваться. Для нас важно, чтобы Айя-София как памятник всемирного наследия ЮНЕСКО был сохранен в том виде, в котором он есть сейчас, и чтобы допуск в него был открыт для всех, кто приезжает в Турцию», - добавил пресс-секретарь Президента.
В свою очередь официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что в дипломатическом ведомстве «с сожалением восприняли решение руководства Турецкой Республики о преобразовании храма-музея Святой Софии в мечеть и возобновлении в нем мусульманских богослужений», сообщает пресс-служба внешнеполитического ведомства.
«Постановление о статусе музея, принятое по инициативе основателя современного турецкого государства Мустафы Кемаля Ататюрка в 1934 г., на долгие десятилетия превратило Св.Софию в символ мира и межрелигиозного согласия, сыграло важную роль в укреплении атмосферы веротерпимости и диалога между народами», - подчеркнула Мария Захарова.
В МИД России рассчитывают, что «управление Собором Святой Софии, до недавнего времени носившего статус музея и являющегося святыней для всего христианства, достоянием мировой культуры и евразийской цивилизации, будет в полной мере соответствовать статусу объекта Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО» и ожидают, что «любые действия в отношении этого уникального памятника будут учитывать его исключительное значение для верующих всего мира».
1. А зачем возмущаться?