«Сентиментальность – это не любовь, а заглушенная истерика»

Проповедь «Об исцелении слуги сотника» в Свято-Никольском храме Киева

0
833
Время на чтение 5 минут

Сегодня на службе читался фрагмент об исцелении находящегося при смерти слуги сотника Иисусом Христом. Он проявил к этому страждущему действенную любовь, а не слёзную сентиментальность, как это часто делаем мы с вами.

Подлинная любовь всегда основана на желании блага другим людям. Она отличается от сентиментальности тем, что последняя ищет собственного душевного комфорта (что бы она при этом не декларировала!), а страдания других воспринимает как неприятный диссонанс, заботясь только о собственном душевном покое. Сентиментальность – это не любовь, а лишь болезненная впечатлительность, хроническая заглушенная истерика, заменяющая любовь.

Что же мы видим из текста Мф. 8? Парализованный слуга сотника лежит при смерти. Слугами у римских офицеров были рабы. Их покупали на рыночных площадях как товар и часто обращались весьма жестоко, не считая их даже за людей.

Но этот сотник, как мы видим, был всем сердцем привязан к своему слуге и искренне желал его выздоровления. Сотник ни разу не видел Христа, но народ уже шумел о Нём на улицах и площадях, и эти вести вселили в него уверенность, что Иисус может исцелить слугу. Сотник, очевидно, давно преодолел барьер национальных предрассудков и ненависти, которые тогда разделяли победителей и побежденных. В учении Христа он нашёл то, в чём нуждалась его душа. Поэтому он всем существом откликнулся на слова Спасителя. Он интуитивно прозрел – вот в Ком подлинное исцеление от духовной немощи!

И если иудейские старейшины были далеки от понимания евангельского духа, не сознавая того, что только терпя великую нужду в Нём, они могут рассчитывать на милость Божию, поэтому просто находились в самоупоении своей праведностью, - то сотник сказал о себе просто: «Я недостоин!».

Люди могут исповедовать веру в Истину, но если это не делает их искренними, добрыми, терпеливыми, сдержанными, милосердными, то вера становится проклятием для них – ибо «по плодам их узнаете их» (Мф. 7:16), и «Доброе дерево познается по доброму плоду» (Мф. 7:17).

Христос, как мы помним, однажды не найдя плодов на смоковнице, проклял её и предложил употребить на дрова.

И раввины тоже считали, что пропуском на Небо будет их праведность (давно уже переросшая в величайшую гордыню), но Христос объявил о несостоятельности таких надежд. Вспомните притчу Иисуса о мытаре и фарисее, молившихся в храме рядом (Мф. 17:1-9). Кто же из них ушёл оттуда оправданным?

Пока человек не признает свою духовную нищету – то есть нужду в Искупителе, - до тех пор он не войдет в ограду Божьих милостей и вообще останется вне врат спасения. Евангелие не открывается гордым духом, не открывается тем, кто считает себя богатым – но открывается смиренным и кающимся.

Христос увидел сердце сотника, глубочайшее его смирение в словах: «Не трудись, Господи! Ибо я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой». Спаситель всё продолжал Свой путь, и тогда сотник криком отчаяния закончил просьбу: «Потому и себя самого не почёл я достойным прийти к Тебе, но скажи слово, и выздоровеет слуга мой». И дальше он стал говорить о субординации в римской армии, желая этим подчеркнуть, что точно также, как он представляет власть Рима, и солдаты признают эту его власть, так и Ты, Господи, представляешь власть на земле бесконечного Бога, и всё творение повинуется Слову Твоему…

Ты можешь лишь приказать, и болезни удалятся; Ты можешь призвать небесных посланников, и они изольют исцеляющую благодать. Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой. Сотник видел своё недостоинство, и все же не побоялся попросить о помощи. Ведь он уповал не на своё благочестие – но доводом его была неизбывная нужда. Нужда как в своём духовном исцелении от неверия, так и физическом исцелении слуги.

Дорогие, братья и сестры!

Как мы выше указали, сотник был рожден среди язычников и воспитывался в идолопоклонстве имперского Рима, зная лишь только воинскую службу, поэтому был далёк от какой бы то ни было духовной жизни. К тому же фанатизм евреев и презрение его соотечественников к народу израильскому ещё дальше уводили его от еврейского Бога. И вот такой человек постиг истину, к которой дети Авраама остались слепы. Сотник не стал дожидаться, примут ли сами евреи Того, Кто называл Себя их Мессией. Когда «свет истины, просвещающий всякого человека» (Ин. 1:9), озарил его, он не стал советоваться со своей плотью и кровью, но поспешил к тому Свету.

Надо сказать, что на страницах Евангелия два случая вызвали удивление Христа: первый – женщина, сказавшая, что и псы питаются с господского стола крошками падающими (Мф. 15:27), а второй – это сотник-язычник, поразивший своим смирением, о котором мы сейчас говорим.

Святоотеческая мысль о смирении говорит много. Приведем несколько примеров. «Смиренномудрие – это риза Божества. В него облеклось вочеловечившееся Слово и через Него беседовало с нами в теле нашем» - говорит препод. Исаак Сирин.

«Смиренный никогда не падает, да и куда ему падать, когда он ниже всех» - научает преп. Макарий Египетский.

Другой святой, преподобный Авва Исайя, пишет: «Смирен тот, кто хранит молчание, кто считает себя за ничто, не склонен к спорам, повинуется всем… Кто тщательно размышляет о смерти, хранит себя от лжи, удаляется от праздных и неполезных бесед, не противоречит старшим… Кто не настаивает на своем мнении, кто переносит оскорбления, ненавидит покой, охотно несёт труды и никого не прогневляет».

Сотнику подчиняются сто человек личного состава римской армии. Это в нашем измерении сегодня где-то командир роты. Обычно власть развращает людей. А абсолютная власть развращает абсолютно. Говорят: если хочешь узнать человека, дай ему неограниченную власть.

Но, братья и сестры, каждый грешник может сегодня прийти ко Христу таким же путём, как этот смирившийся сотник. Ибо Христос «спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (Тит. 3:5) – говорит апостол Павел.

Когда сатана говорит каждому приходящему к Богу, что он грешник, а поэтому не может надеяться на благословения Божии – отвечать ему следует так, что Христос пришел в мир, чтобы спасти именно грешника. «Не здоровые нуждаются во враче, но больные» (Мф. 9:12). У нас с вами нет ничего, что могло бы явиться нашей заслугой перед Богом, а единственное, на что мы можем ссылаться, так это на наше беспомощное состояние. Только тогда появляется нужда в искупительной силе Спасителя-Христа. И Церковь – это лечебница для всех нуждающихся в помощи, ищущих исцеления своим душевным немощам и грехам, поскольку «все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим. 3:23), «Нет праведного ни одного» (Рим. 3:10).

Чудеса Иисуса Христа были высшим доказательством Его божественности и неопровержимым удостоверением Его мессианства. Именно в этих двух главах (8 и 9-й) Матфей описывает серию чудес, совершенных Господом из тысяч других, не описанных на страницах Евангелия. Трагично то, что некоторые из видевших эти чудеса, заключили для себя, что они совершаются «силою вельзевула» (Мф. 12:24). И по мере того, как евреи всё более и более отвергали Его (как «погибшие овцы дома Израилева»), Иисус направлял Свои усилия на основание Церкви из язычников («И в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8:10)).

Первым, кому Иисус помог, был прокажённый человек, вторым – воин язычник и его слуга, третьей была женщина. Эти три чуда Он совершил для самых презренных людей в очах гордых еврейских вождей.

Друзья мои, то, что Сын Божий родился, жил и умер как еврей, было важной частью Божьего плана спасения. Авраам, Исаак и Иаков, или иной другой еврей – будут в Царстве Небесном не по своему «еврейству», которым так кичились книжники и фарисеи, а от спасающей веры. На этом Небесном Пире будет много язычников, а многих евреев там не будет. Они будут там, где «плач и скрежет зубовный». Бог дал евреям удивительные обетования и привилегии Царства, но как они отвергли своего Царя, то потеряли право «приоритетного достоинства» вхождения в это Царство (Рим.11:17-20). Постараемся же мы с вами приложить усилия для сохранения веры нашей, которая «есть осуществление ожидаемого», - чтобы это «ожидаемое» совершилось для нас по воле Всемогущего Бога. Аминь.

Виктор Михайлович Чернышёв, профессор богословия Киевской Духовной академии и семинарии (КДАиС), руководитель информационно-просветительского Центра «Надежда»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Чернышев
Духовное преемство гуманизма, материализма и сатанизма
Начнётся борьба с Богом в пользу сатаны
21.02.2022
Духовная преемственность гуманизма, материализма и сатанизма
Современное безбожное общество восхищается прогрессом, который обусловил процесс деградации духовной жизни человека
16.02.2022
«Будем помнить свое призвание к "жизни будущаго века" через крещение»
Проповедь, произнесенная 16 января в Свято-Воскресенском храме Киева
17.01.2022
Сокровенная добродетель
На праздник Успения Божией Матери, 28 августа 2021 г.
26.08.2021
Все статьи Виктор Чернышев
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 12:00
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
24.04.2024 11:26
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Русский Сталинист
24.04.2024 09:36