Сегодня на службе читался фрагмент об исцелении находящегося при смерти слуги сотника Иисусом Христом. Он проявил к этому страждущему действенную любовь, а не слёзную сентиментальность, как это часто делаем мы с вами.
Подлинная любовь всегда основана на желании блага другим людям. Она отличается от сентиментальности тем, что последняя ищет собственного душевного комфорта (что бы она при этом не декларировала!), а страдания других воспринимает как неприятный диссонанс, заботясь только о собственном душевном покое. Сентиментальность – это не любовь, а лишь болезненная впечатлительность, хроническая заглушенная истерика, заменяющая любовь.
Что же мы видим из текста Мф. 8? Парализованный слуга сотника лежит при смерти. Слугами у римских офицеров были рабы. Их покупали на рыночных площадях как товар и часто обращались весьма жестоко, не считая их даже за людей.
Но этот сотник, как мы видим, был всем сердцем привязан к своему слуге и искренне желал его выздоровления. Сотник ни разу не видел Христа, но народ уже шумел о Нём на улицах и площадях, и эти вести вселили в него уверенность, что Иисус может исцелить слугу. Сотник, очевидно, давно преодолел барьер национальных предрассудков и ненависти, которые тогда разделяли победителей и побежденных. В учении Христа он нашёл то, в чём нуждалась его душа. Поэтому он всем существом откликнулся на слова Спасителя. Он интуитивно прозрел – вот в Ком подлинное исцеление от духовной немощи!
И если иудейские старейшины были далеки от понимания евангельского духа, не сознавая того, что только терпя великую нужду в Нём, они могут рассчитывать на милость Божию, поэтому просто находились в самоупоении своей праведностью, - то сотник сказал о себе просто: «Я недостоин!».
Люди могут исповедовать веру в Истину, но если это не делает их искренними, добрыми, терпеливыми, сдержанными, милосердными, то вера становится проклятием для них – ибо «по плодам их узнаете их» (Мф. 7:16), и «Доброе дерево познается по доброму плоду» (Мф. 7:17).
Христос, как мы помним, однажды не найдя плодов на смоковнице, проклял её и предложил употребить на дрова.
И раввины тоже считали, что пропуском на Небо будет их праведность (давно уже переросшая в величайшую гордыню), но Христос объявил о несостоятельности таких надежд. Вспомните притчу Иисуса о мытаре и фарисее, молившихся в храме рядом (Мф. 17:1-9). Кто же из них ушёл оттуда оправданным?
Пока человек не признает свою духовную нищету – то есть нужду в Искупителе, - до тех пор он не войдет в ограду Божьих милостей и вообще останется вне врат спасения. Евангелие не открывается гордым духом, не открывается тем, кто считает себя богатым – но открывается смиренным и кающимся.
Христос увидел сердце сотника, глубочайшее его смирение в словах: «Не трудись, Господи! Ибо я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой». Спаситель всё продолжал Свой путь, и тогда сотник криком отчаяния закончил просьбу: «Потому и себя самого не почёл я достойным прийти к Тебе, но скажи слово, и выздоровеет слуга мой». И дальше он стал говорить о субординации в римской армии, желая этим подчеркнуть, что точно также, как он представляет власть Рима, и солдаты признают эту его власть, так и Ты, Господи, представляешь власть на земле бесконечного Бога, и всё творение повинуется Слову Твоему…
Ты можешь лишь приказать, и болезни удалятся; Ты можешь призвать небесных посланников, и они изольют исцеляющую благодать. Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой. Сотник видел своё недостоинство, и все же не побоялся попросить о помощи. Ведь он уповал не на своё благочестие – но доводом его была неизбывная нужда. Нужда как в своём духовном исцелении от неверия, так и физическом исцелении слуги.
Дорогие, братья и сестры!
Как мы выше указали, сотник был рожден среди язычников и воспитывался в идолопоклонстве имперского Рима, зная лишь только воинскую службу, поэтому был далёк от какой бы то ни было духовной жизни. К тому же фанатизм евреев и презрение его соотечественников к народу израильскому ещё дальше уводили его от еврейского Бога. И вот такой человек постиг истину, к которой дети Авраама остались слепы. Сотник не стал дожидаться, примут ли сами евреи Того, Кто называл Себя их Мессией. Когда «свет истины, просвещающий всякого человека» (Ин. 1:9), озарил его, он не стал советоваться со своей плотью и кровью, но поспешил к тому Свету.
Надо сказать, что на страницах Евангелия два случая вызвали удивление Христа: первый – женщина, сказавшая, что и псы питаются с господского стола крошками падающими (Мф. 15:27), а второй – это сотник-язычник, поразивший своим смирением, о котором мы сейчас говорим.
Святоотеческая мысль о смирении говорит много. Приведем несколько примеров. «Смиренномудрие – это риза Божества. В него облеклось вочеловечившееся Слово и через Него беседовало с нами в теле нашем» - говорит препод. Исаак Сирин.
«Смиренный никогда не падает, да и куда ему падать, когда он ниже всех» - научает преп. Макарий Египетский.
Другой святой, преподобный Авва Исайя, пишет: «Смирен тот, кто хранит молчание, кто считает себя за ничто, не склонен к спорам, повинуется всем… Кто тщательно размышляет о смерти, хранит себя от лжи, удаляется от праздных и неполезных бесед, не противоречит старшим… Кто не настаивает на своем мнении, кто переносит оскорбления, ненавидит покой, охотно несёт труды и никого не прогневляет».
Сотнику подчиняются сто человек личного состава римской армии. Это в нашем измерении сегодня где-то командир роты. Обычно власть развращает людей. А абсолютная власть развращает абсолютно. Говорят: если хочешь узнать человека, дай ему неограниченную власть.
Но, братья и сестры, каждый грешник может сегодня прийти ко Христу таким же путём, как этот смирившийся сотник. Ибо Христос «спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (Тит. 3:5) – говорит апостол Павел.
Когда сатана говорит каждому приходящему к Богу, что он грешник, а поэтому не может надеяться на благословения Божии – отвечать ему следует так, что Христос пришел в мир, чтобы спасти именно грешника. «Не здоровые нуждаются во враче, но больные» (Мф. 9:12). У нас с вами нет ничего, что могло бы явиться нашей заслугой перед Богом, а единственное, на что мы можем ссылаться, так это на наше беспомощное состояние. Только тогда появляется нужда в искупительной силе Спасителя-Христа. И Церковь – это лечебница для всех нуждающихся в помощи, ищущих исцеления своим душевным немощам и грехам, поскольку «все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим. 3:23), «Нет праведного ни одного» (Рим. 3:10).
Чудеса Иисуса Христа были высшим доказательством Его божественности и неопровержимым удостоверением Его мессианства. Именно в этих двух главах (8 и 9-й) Матфей описывает серию чудес, совершенных Господом из тысяч других, не описанных на страницах Евангелия. Трагично то, что некоторые из видевших эти чудеса, заключили для себя, что они совершаются «силою вельзевула» (Мф. 12:24). И по мере того, как евреи всё более и более отвергали Его (как «погибшие овцы дома Израилева»), Иисус направлял Свои усилия на основание Церкви из язычников («И в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8:10)).
Первым, кому Иисус помог, был прокажённый человек, вторым – воин язычник и его слуга, третьей была женщина. Эти три чуда Он совершил для самых презренных людей в очах гордых еврейских вождей.
Друзья мои, то, что Сын Божий родился, жил и умер как еврей, было важной частью Божьего плана спасения. Авраам, Исаак и Иаков, или иной другой еврей – будут в Царстве Небесном не по своему «еврейству», которым так кичились книжники и фарисеи, а от спасающей веры. На этом Небесном Пире будет много язычников, а многих евреев там не будет. Они будут там, где «плач и скрежет зубовный». Бог дал евреям удивительные обетования и привилегии Царства, но как они отвергли своего Царя, то потеряли право «приоритетного достоинства» вхождения в это Царство (Рим.11:17-20). Постараемся же мы с вами приложить усилия для сохранения веры нашей, которая «есть осуществление ожидаемого», - чтобы это «ожидаемое» совершилось для нас по воле Всемогущего Бога. Аминь.
Виктор Михайлович Чернышёв, профессор богословия Киевской Духовной академии и семинарии (КДАиС), руководитель информационно-просветительского Центра «Надежда»