… Что за картина
Лугов уснувших, буйной пашни черной,
Весенним ливнем щедро напоенной,
Цветущей ветви, что во мраке светит
И месяца хранит далекий трепет
Безмолвно все...
Милан Ракич «На Косове» (пер. И.М. Числова)
Косово - родная земля и живая память сербского народа… Каждая пядь земли Косова и Метохии («метох» - в переводе с греческого означает «церковный надел») напоминает сербам о их предках и древних монастырях, построенных ими. Это Печская Патриархия - главная резиденция Сербских Патриархов, монастыри Грачаница, Высокие Дечаны, церковь Богородицы Левишка. Косово - живая память о святынях, которыми так дорожат православные славянские народы, где молитвы в древних монастырях не прекращаются и по сей день. Помнит эта земля и кровавую сечу в Видовдан. Здесь на Косовом поле в день святого Витта 15/28 июня 1389 года произошла битва между войском под предводительством сербского князя Лазаря и армией османов, которая закончилась поражением сербов, гибелью князя и его воинов.
Как гласит народное предание, накануне сражения князю Лазарю было видение: Господь предлагал ему выбор — победу в бою и царство земное царство или гибель в бою и Царство Небесное. Князь Лазарь избрал Царство Небесное. Мог ли он поступить иначе на святой сербской земле, вступив в бой с иноверцами? Нет. Но избрав Царство Небесное, он вышел на битву и за свое земное славянское Отечество. Это был выбор за весь сербский народ, подвиг верности и любви ко Христу и Православной вере, основы которой утвердил святитель Савва, а Косовские мученики подтвердили это своим страданием.
В сердце народа верность князя Лазаря отозвалась поэтическим слогом:
При жизни Князь — и Царь по смерти,
Легенда целого народа,
Граница, где не раз, поверьте,
Сойдутся рабство и свобода —
И все, что Князь в борьбе кровавой
Утратит, как последний воин,
От Бога примет Царь со славой,
Венца средь первых удостоен…
Зоран Костич «Лазарь» (перевод И. Числова).
Выбор не земного суетного мира, а Царства Небесного и веры в воскресение обернулось духовной победой князя Лазаря и всех сербов. Этот выбор стал точкой самостояния многострадального, но непокоренного народа-воина, позволив сербам сохранить их идентичность. В одной из публикаций сербист и переводчик Илья Михайлович Числов процитировал поэта Йована Дучича: «Мой сербский народ по своему устроению духа и идеалам есть величайший христианин меж народами, …он более, чем кто-либо обожествил героизм и мученичество. Один идеал - греческий, а другой - арийский, и оба - воплощенные во Христе…». Сербская национальная традиция рассматривает историю сквозь призму Косовской жертвы и Косовского завета. Исторически оплотом национального самосознания сербов стала вера в Воскресение Христово и соединенные воедино крепкими узами родная земля и Царство Небесное. По словам народной песни Косовского цикла, «Краткое есть царствие земное, Небесное же будет вечно». Поэтому двуединство веры и крови, национального и духовного начала - важнейшая особенность сербской традиции.
Косово и Метохия - полное и правильное наименование этого края. Однако в мировых СМИ отсекается вторая, очень важная часть названия. Нет Метохии, а значит нет и памяти о сербских святынях, нет сербского присутствия, нет и образного единства земного и небесного. Такое сокрытие смысла названия края облегчало многие негативные политические решения, вплоть до изменений этнической ситуации в крае. Это и происходило в результате последовательных решений и действий Иосифа Амброза Тито. В 2012 году в Сербии вышла книга ставрофорного протоирея, секретаря Священного Синода Сербской Православной Церкви о. Саввы Йовича «Этническая чистка и геноцид славянской культуры на Косове и в Метохии». Книга написана на основании редких архивных документов, раскрывающих суть происходивших в этом крае событий, и сообщает нам о постепенных изменениях этнической ситуации региона, о создании там неприемлемых условий для жизни коренного славянского населения, о притеснениях Сербской Православной Церкви. В 2014 году книга о. Саввы Йовича вышла на русском языке, но осталась известна совсем небольшому кругу славистов, прошла мимо внимания более широких кругов историков и гуманитариев. К сожалению, среди многих преобладает стихийное и расхожее мнение: да что нам до Косова и Метохии? Чем это можно объяснить: равнодушием? - потерей чувства сопричастности судьбам славянства? - сложностью политических обстоятельств? Задумываемся ли мы, что трагедия Косова и Метохии - это результат сценарных планов глобалистов, готовых разрушить границы, образующие исторические контуры порубежья культур и цивилизаций?
Сербию справедливо называют западным форпостом Православия и славянства - этномим «сербы» восходит к латинскому слову servo, servare, что значит «охранять, сберегать, защищать». Судьба Сербии неразрывно связана с судьбой России. Об этом напоминает и один из ведущих отечественных сербистов Иван Федорович Прийма в своей книге «Голоса Сербии», когда пишет, что «совершенно ясно, что сербская трагедия сегодня - это и наша, русская, трагедия. Ведь и воины, и мирное население в Сербии помимо самих себя защищают сегодня Россию…». Несмотря на все тяжелейшие испытания, выпавшие на долю сербского народа в XX веке, сербское Косово сегодня живо, благодаря Сербской Православной Церкви и лично Святейшему Патриарху Сербскому Павлу, который во время событий 1999 года призвал свою мужественную паству не покидать родных очагов.
Пример стойкости и мужества сербского народа очень важен для нашего молодого поколения, за чьи души сейчас борется множество злых сил, отрывающих его жизнь и судьбу от традиций и христианских корней культуры. Все, что сегодня происходит в образовании: приоритет цифры над живым словом, оторванность от истоков русской истории и культуры, преобладание визуально-чувственного удовольствия над разумным смыслом, - все это воспитывает человека, ограниченного сиюминутными потребностями и кругом стандартных земных благ. Это и ведет к подмене «живого духа» - искусством потребления, и в конечном итоге - к формированию не народа, который любит свою землю, а «стаи перелетных птиц».
Битва на Косовом поле в 1389 году - событие эпохального масштаба, по смыслу своему оно далеко превосходит узко национальные рамки. Выбор князя Лазаря Царства Небесного, а не земного - выбор судьбоносный не только для сербов, но и для нас, русских: оставаться непреклонным, стоять до конца со Христом, положить душу за свою землю и свой народ.
Последний он, чья мысль едина
Родную кровь на смерть послала,
Но первый, чья Душа-Дружина
За Царство и Христа восстала —
Свершить завет креста честного
Для Господа и Сербства снова.
Зоран Костич «Лазарь» (перевод И. Числова).
Не это ли напоминание сегодняшнему поколению о высоком предназначении человека и народа? Помнит ли кто-либо из наших школьников, о рязанском вельможе Евпатии Коловрате - герое русской летописи? Предание гласит, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия: «Чего вы хотите?». И получил ответ: «Только умереть за землю и веру свою!». В этой готовности до последней капли крови отстаивать родную землю и свою православную веру русские и сербы всегда были едины. Сражение русских воинов на поле Куликовом несет в себе такие же смыслы христианской истории, как и Косовская битва. Но найдет ли сегодняшний школьник в учебнике стихи Сергея Орлова «Монолог воина с поля Куликова» – битвы, которую русские по праву считают битвой за честь оставаться в истории и стать источником великой судьбы?
…Чем так жить - лучше быть убиту,
А для нас это дело чести.
Все сомнут мохнатые кони,
По степи помчат на аркане.
Но на нас наткнется погоня.
Ну а мы отступать не станем.
Конь мой гривой мотает рыжей,
Прыщут тучей на солнце стрелы,
Кычут коршуны, кружит крыжень,
И какое до них нам дело!
Как орда Мамая качнется,
Так мы ляжем костьми на поле, —
Так Россия с нас и начнется
И вовек не кончится боле.
Единое христианское начало светило светом своим и для русских, и для сербов, устраивало их жизнь в согласии с землей и обращало их веру к Царствию Небесному. И в произведениях современных сербских писателей этот свет не меркнет, сохраняя в неприкосновенности истоки национального самосознания: «Народ, не имеющий собственной земли, не может называться народом. Народ — это не стая перелетных птиц и не бессловесное стадо, кочующее с юга на север…и делающее привал на этой земле лишь затем, чтобы поплотнее забить зоб и брюхо и вволю напиться из ближайшего источника. Никогда не отрывайтесь от земли. Не нарезайте наделов ни себе ни другим. Возьмите в горсть землю свою и никогда и ни за что не выпускайте ее из рук. Ибо пока она у вас на ладони, вы - народ! А без нее - с пустыми руками - вы будете только вечными скитальцами, жалкими странниками меж иными народами» (Миле Медич, «Неманино завещание»).
Не это ли ответ нашему молодому поколению на вопрос, для чего человек живет на свете и как следует отстаивать свое право жить на своей земле, чтобы не стать «стаей перелетных птиц? Глубинный смысл этих строк понятен каждому. Так поступали и сербы и русские в прошлом. Но и сегодня стойкость духа, мужество, жертвенность - эти важные составляющие исторического опыта и сербов, и русских современны как никогда.
К счастью, это понимают русские ребята, в первую очередь, те, кто хотя бы раз побывал в Сербии, прикоснулся к святыням этого народа и понял, что нас связывает исторически и почему мы так близки друг другу. Вот цитата студентки Свято-Тихоновского Православного Университета Анастасии Кобелевой: «Молодые люди должны понимать, что им есть что выбрать в качестве ориентира для своей жизни... Кроме везде пропагандируемых западных образцов, у нас есть свои, родные, - гораздо более глубокие по смыслу и содержанию... Сербия - небольшая по территории (и то только на современной политической карте), но великая по духу страна. Это оплот Православия на земле, это та соль, которая не даст испортиться своими славянским братьям и сестрам. И пока будут люди, готовые поддерживать связь России и Сербии, мы не потеряем надежды вернуться на свой Богом заповеданный путь. Мы сможем дать отпор внешним врагам и сохранить свою самобытность».
Будем молиться за наш братский православный народ и верить, что Косовский завет также станет неотъемлемой частью нашего самостояния, пробуждая в молодом поколении верность Отечеству, твердость духа, мужество, любовь к православному сербскому народу.
Бондаренко Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, славист, автор учебных программ по изучению славянских культур в средних и высших учебных заведениях, обладатель Ордена Святого Константина (Философа) Славянского Союза Чехии за вклад и развитие славянской науки и культуры
На верхнем фото: монастырь Грачаница
Святой великомученик князь Лазарь Косовский
Христос с мечом в руке. Фреска монастыря Высокие Дечаны