Поэтическая и историческая память Косова

И ее отзвуки в современности

к.п.н. Наталья Бондаренко 
Косово 
0
29.06.2020 384

… Что за картина

Лугов уснувших, буйной пашни черной,

Весенним ливнем щедро напоенной,

Цветущей ветви, что во мраке светит

И месяца хранит далекий трепет

Безмолвно все...

Милан Ракич «На Косове» (пер. И.М. Числова)

Косово - родная земля и живая память сербского народа… Каждая пядь земли Косова и Метохии («метох» - в переводе с греческого означает «церковный надел») напоминает сербам о их предках и древних монастырях, построенных ими. Это Печская Патриархия - главная резиденция Сербских Патриархов, монастыри Грачаница, Высокие Дечаны, церковь Богородицы Левишка. Косово - живая память о святынях, которыми так дорожат православные славянские народы, где молитвы в древних монастырях не прекращаются и по сей день. Помнит эта земля и кровавую сечу в Видовдан. Здесь на Косовом поле в день святого Витта 15/28 июня 1389 года произошла битва между войском под предводительством сербского князя Лазаря и армией османов, которая закончилась поражением сербов, гибелью князя и его воинов.

Как гласит народное предание, накануне сражения князю Лазарю было видение: Господь предлагал ему выбор — победу в бою и царство земное царство или гибель в бою и Царство Небесное. Князь Лазарь избрал Царство Небесное. Мог ли он поступить иначе на святой сербской земле, вступив в бой с иноверцами? Нет. Но избрав Царство Небесное, он вышел на битву и за свое земное славянское Отечество. Это был выбор за весь сербский народ, подвиг верности и любви ко Христу и Православной вере, основы которой утвердил святитель Савва, а Косовские мученики подтвердили это своим страданием.

В сердце народа верность князя Лазаря отозвалась поэтическим слогом:

При жизни Князь — и Царь по смерти,

Легенда целого народа,

Граница, где не раз, поверьте,

Сойдутся рабство и свобода —

И все, что Князь в борьбе кровавой

Утратит, как последний воин,

От Бога примет Царь со славой,

Венца средь первых удостоен…

Зоран Костич «Лазарь» (перевод И. Числова).

Выбор не земного суетного мира, а Царства Небесного и веры в воскресение обернулось духовной победой князя Лазаря и всех сербов. Этот выбор стал точкой самостояния многострадального, но непокоренного народа-воина, позволив сербам сохранить их идентичность. В одной из публикаций сербист и переводчик Илья Михайлович Числов процитировал поэта Йована Дучича: «Мой сербский народ по своему устроению духа и идеалам есть величайший христианин меж народами, …он более, чем кто-либо обожествил героизм и мученичество. Один идеал - греческий, а другой - арийский, и оба - воплощенные во Христе…». Сербская национальная традиция рассматривает историю сквозь призму Косовской жертвы и Косовского завета. Исторически оплотом национального самосознания сербов стала вера в Воскресение Христово и соединенные воедино крепкими узами родная земля и Царство Небесное. По словам народной песни Косовского цикла, «Краткое есть царствие земное, Небесное же будет вечно». Поэтому двуединство веры и крови, национального и духовного начала - важнейшая особенность сербской традиции.

Косово и Метохия - полное и правильное наименование этого края. Однако в мировых СМИ отсекается вторая, очень важная часть названия. Нет Метохии, а значит нет и памяти о сербских святынях, нет сербского присутствия, нет и образного единства земного и небесного. Такое сокрытие смысла названия края облегчало многие негативные политические решения, вплоть до изменений этнической ситуации в крае. Это и происходило в результате последовательных решений и действий Иосифа Амброза Тито. В 2012 году в Сербии вышла книга ставрофорного протоирея, секретаря Священного Синода Сербской Православной Церкви о. Саввы Йовича «Этническая чистка и геноцид славянской культуры на Косове и в Метохии». Книга написана на основании редких архивных документов, раскрывающих суть происходивших в этом крае событий, и сообщает нам о постепенных изменениях этнической ситуации региона, о создании там неприемлемых условий для жизни коренного славянского населения, о притеснениях Сербской Православной Церкви. В 2014 году книга о. Саввы Йовича вышла на русском языке, но осталась известна совсем небольшому кругу славистов, прошла мимо внимания более широких кругов историков и гуманитариев. К сожалению, среди многих преобладает стихийное и расхожее мнение: да что нам до Косова и Метохии? Чем это можно объяснить: равнодушием? - потерей чувства сопричастности судьбам славянства? - сложностью политических обстоятельств? Задумываемся ли мы, что трагедия Косова и Метохии - это результат сценарных планов глобалистов, готовых разрушить границы, образующие исторические контуры порубежья культур и цивилизаций?

Сербию справедливо называют западным форпостом Православия и славянства - этномим «сербы» восходит к латинскому слову servo, servare, что значит «охранять, сберегать, защищать». Судьба Сербии неразрывно связана с судьбой России. Об этом напоминает и один из ведущих отечественных сербистов Иван Федорович Прийма в своей книге «Голоса Сербии», когда пишет, что «совершенно ясно, что сербская трагедия сегодня - это и наша, русская, трагедия. Ведь и воины, и мирное население в Сербии помимо самих себя защищают сегодня Россию…». Несмотря на все тяжелейшие испытания, выпавшие на долю сербского народа в XX веке, сербское Косово сегодня живо, благодаря Сербской Православной Церкви и лично Святейшему Патриарху Сербскому Павлу, который во время событий 1999 года призвал свою мужественную паству не покидать родных очагов.

Пример стойкости и мужества сербского народа очень важен для нашего молодого поколения, за чьи души сейчас борется множество злых сил, отрывающих его жизнь и судьбу от традиций и христианских корней культуры. Все, что сегодня происходит в образовании: приоритет цифры над живым словом, оторванность от истоков русской истории и культуры, преобладание визуально-чувственного удовольствия над разумным смыслом, - все это воспитывает человека, ограниченного сиюминутными потребностями и кругом стандартных земных благ. Это и ведет к подмене «живого духа» - искусством потребления, и в конечном итоге - к формированию не народа, который любит свою землю, а «стаи перелетных птиц».

Битва на Косовом поле в 1389 году - событие эпохального масштаба, по смыслу своему оно далеко превосходит узко национальные рамки. Выбор князя Лазаря Царства Небесного, а не земного - выбор судьбоносный не только для сербов, но и для нас, русских: оставаться непреклонным, стоять до конца со Христом, положить душу за свою землю и свой народ.

Последний он, чья мысль едина

Родную кровь на смерть послала,

Но первый, чья Душа-Дружина

За Царство и Христа восстала —

Свершить завет креста честного

Для Господа и Сербства снова.

Зоран Костич «Лазарь» (перевод И. Числова).

Не это ли напоминание сегодняшнему поколению о высоком предназначении человека и народа? Помнит ли кто-либо из наших школьников, о рязанском вельможе Евпатии Коловрате - герое русской летописи? Предание гласит, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия: «Чего вы хотите?». И получил ответ: «Только умереть за землю и веру свою!». В этой готовности до последней капли крови отстаивать родную землю и свою православную веру русские и сербы всегда были едины. Сражение русских воинов на поле Куликовом несет в себе такие же смыслы христианской истории, как и Косовская битва. Но найдет ли сегодняшний школьник в учебнике стихи Сергея Орлова «Монолог воина с поля Куликова» – битвы, которую русские по праву считают битвой за честь оставаться в истории и стать источником великой судьбы?

…Чем так жить - лучше быть убиту,

А для нас это дело чести.

Все сомнут мохнатые кони,

По степи помчат на аркане.

Но на нас наткнется погоня.

Ну а мы отступать не станем.

Конь мой гривой мотает рыжей,

Прыщут тучей на солнце стрелы,

Кычут коршуны, кружит крыжень,

И какое до них нам дело!

Как орда Мамая качнется,

Так мы ляжем костьми на поле,

Так Россия с нас и начнется

И вовек не кончится боле.

Единое христианское начало светило светом своим и для русских, и для сербов, устраивало их жизнь в согласии с землей и обращало их веру к Царствию Небесному. И в произведениях современных сербских писателей этот свет не меркнет, сохраняя в неприкосновенности истоки национального самосознания: «Народ, не имеющий собственной земли, не может называться народом. Народ — это не стая перелетных птиц и не бессловесное стадо, кочующее с юга на север…и делающее привал на этой земле лишь затем, чтобы поплотнее забить зоб и брюхо и вволю напиться из ближайшего источника. Никогда не отрывайтесь от земли. Не нарезайте наделов ни себе ни другим. Возьмите в горсть землю свою и никогда и ни за что не выпускайте ее из рук. Ибо пока она у вас на ладони, вы - народ! А без нее - с пустыми руками - вы будете только вечными скитальцами, жалкими странниками меж иными народами» (Миле Медич, «Неманино завещание»).

Не это ли ответ нашему молодому поколению на вопрос, для чего человек живет на свете и как следует отстаивать свое право жить на своей земле, чтобы не стать «стаей перелетных птиц? Глубинный смысл этих строк понятен каждому. Так поступали и сербы и русские в прошлом. Но и сегодня стойкость духа, мужество, жертвенность - эти важные составляющие исторического опыта и сербов, и русских современны как никогда.

К счастью, это понимают русские ребята, в первую очередь, те, кто хотя бы раз побывал в Сербии, прикоснулся к святыням этого народа и понял, что нас связывает исторически и почему мы так близки друг другу. Вот цитата студентки Свято-Тихоновского Православного Университета Анастасии Кобелевой: «Молодые люди должны понимать, что им есть что выбрать в качестве ориентира для своей жизни... Кроме везде пропагандируемых западных образцов, у нас есть свои, родные, - гораздо более глубокие по смыслу и содержанию... Сербия - небольшая по территории (и то только на современной политической карте), но великая по духу страна. Это оплот Православия на земле, это та соль, которая не даст испортиться своими славянским братьям и сестрам. И пока будут люди, готовые поддерживать связь России и Сербии, мы не потеряем надежды вернуться на свой Богом заповеданный путь. Мы сможем дать отпор внешним врагам и сохранить свою самобытность».

Будем молиться за наш братский православный народ и верить, что Косовский завет также станет неотъемлемой частью нашего самостояния, пробуждая в молодом поколении верность Отечеству, твердость духа, мужество, любовь к православному сербскому народу.

Бондаренко Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, славист, автор учебных программ по изучению славянских культур в средних и высших учебных заведениях, обладатель Ордена Святого Константина (Философа) Славянского Союза Чехии за вклад и развитие славянской науки и культуры

На верхнем фото: монастырь Грачаница


Святой великомученик князь Лазарь Косовский



Христос с мечом в руке. Фреска монастыря Высокие Дечаны

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Загрузка...
к.п.н. Наталья Бондаренко
Поэтическая и историческая память Косова
И ее отзвуки в современности
29.06.2020
Все статьи к.п.н. Наталья Бондаренко
Косово
Возрождение, поиск правды, изгнание
Некоторые особенности празднования годовщины Косовской битвы
06.07.2021
Видовдан
Как проигранное сражение стало сербским национальным праздником
01.07.2021
Патриарх Порфирий приобрел большой авторитет у русского народа
Предстоятель Сербской Церкви принял в Белграде заместителя министра иностранных дел России Александра Грушко
26.06.2021
Италия на Балканах, зажатая между Германией и Турцией
«Пороховая бочка» Европы ещё может подарить миру сюрпризы
17.06.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не всякая цифровизация полезна и оправдана»
Новый комментарий от kalugg-sanches
27.07.2021 19:36
За чистоту мундира
Новый комментарий от Георгий
27.07.2021 18:54
Новая волна антипрививочного безумия в нашей Церкви
Новый комментарий от Константин В.
27.07.2021 18:33
Почему социализм — это утопия
Новый комментарий от Андрей Карпов
27.07.2021 18:12
Великая ложь «Белого дела»
Новый комментарий от Zakatov
27.07.2021 17:55
Размышление о феномене Ельцина
Новый комментарий от Zakatov
27.07.2021 17:50
Время Российской Федерации истекает?
Новый комментарий от Георгий(Юрий)
27.07.2021 16:35