«Банк России снизил свою ключевую ставку сразу на 1% – с 5,5 до 4,5 процента годовых. При этом было заявлено, что "нулевой" ставки не будет. Наверное, вопреки большинству комментариев, я бы не стал придавать этому решению нашего отечественного Центробанка какое-то особо важное значение», - пишет экономист Михаил Хазин в статье «Не около нуля», опубликованной в газете «Завтра».
Он пояснил, что «теоретически снижение ключевой ставки влечёт за собой и понижение ставок в коммерческих банках, и это, в свою очередь, должно облегчить жизнь бизнесу, увеличить экономическую активность в стране. Но дело в том, что банковское кредитование бывает двух типов: залоговое и проектное. В первом случае обеспечением кредита выступают какие-то реальные активы, а во втором — какие-то будущие. Мало того, что наша банковская система сегодня выдаёт бизнес-кредиты только под залог существующих активов — она при этом ещё и оценивает данные активы по очень низкой стоимости. Методики этой оценки выдаёт как раз Центробанк, и по ним активы оцениваются в полтора-два раза ниже их рыночной стоимости. Фактически это означает следующее: если банк выдаёт кредит под залог какого-то актива, то ему становится страшно выгодно, чтобы этот кредит не возвращался. Поскольку тогда он получает актив стоимостью во много раз дороже, чем выданный кредит вместе со всеми процентами по нему».
«Отсюда не следует, что банки участвуют в рейдерских захватах, но такая ситуация сама по себе "заточена" на уничтожение любого бизнеса, - считает эксперт. - Плюс к этому, у российского малого и среднего бизнеса залоговые активы практически отсутствуют, а потому радоваться снижению ключевой ставки для него никаких причин нет — он в любом случае остаётся лишён возможности эти кредиты получать. Под свои проекты, под бизнес-планы он ничего получить не может, в большинстве отечественных коммерческих банков даже нет отделов, занимающихся проектным кредитованием, а залога, нужного для развития размера, у него нет».
«Для крупных компаний, особенно — сырьевых, снижение ключевой ставки ЦБ тоже никакой практической роли не играет, - отметил он. - Они намного больше зависят от колебаний цены своей продукции на мировом рынке. Цены же на нефтяном рынке сейчас восстанавливаются и, полагаю, будут немного расти и дальше. Кризисные явления, которые наблюдаем несколько месяцев подряд, во многом преодолены. Но в целом падение мировой экономики продолжится ещё достаточно долгое время. И, несмотря на все западные санкции, у них не полностью закрыта возможность кредитоваться на внешних рынках, где процентные ставки всё равно намного меньше российских».
«То есть реальная эффективность снижения ключевой ставки ЦБ РФ, на мой взгляд, сильно преувеличена. Гораздо большую роль могли бы сыграть изменения в методике оценки активов и формирование механизмов проектного кредитования, в том числе — под государственные гарантии», - заключил Михаил Хазин.