В последнее время в России появилось немало кино- и телефильмов, посвященных Великой Отечественной войне: «Апостол», «Бронепоезд», «Сволочи», «Штрафбат», «Мы из будущего» – список при желании можно продолжить. Само по себе такое внимание деятелей кино к военной истории Отечества, особенно к Великой Победе над фашизмом, можно только приветствовать. В любом случае это лучше, чем убогие бандитско-ментовские сериалы, заполонившие телеэфир в 1990-ые и 2000-ые.
Однако впечатление от фильмов на военную тематику было бы гораздо приятнее, если бы их создатели внимательнее относились к историческим реалиям и не повторяли набившие оскомину мифы.
Первое, что бросается в глаза, - набор одних и тех же штампов, кочующих из фильма в фильм. Так, например, советский солдат на экране непременно грязный, небритый, в рваной гимнастерке и с одной винтовкой на двоих. В отличие от гитлеровцев, которые, по мнению киношников, воевали исключительно в чистеньких, наглаженных мундирах и все поголовно были вооружены автоматами.
То же самое и с немецкой бронетехникой. Если на экране появляется немецкий танк, то он непременно похож на грозного «Тигра». Причем, это относится даже к начальному периоду войны. Выходит, что советскую границу в июне 1941 года фрицы пересекли исключительно на «Тиграх», которые, разумеется, вгоняли в ужас наших желторотых необстрелянных бойцов.
На самом деле основное оружие немецкого пехотинца, особенно в начальный период войны, - это карабин, что хорошо видно на кадрах кинохроники. А знаменитые «Тигры» и «Пантеры», которые фигурируют в каждом современном российском фильме о войне, появились у немцев только летом 1943 года на Курской дуге. В начале войны на вооружении Вермахта были, в основном, легкие и устаревшие машины, причем собранные со всей Европы. Однако германские танкисты значительно превосходили советских в тактике ведения боя. Это и послужило одной из главных причин поражения советских механизированных корпусов уже в первые дни Великой Отечественной войны, в результате чего Красная армия потеряла почти все свои танки. Паритета с немцами удалось добиться только к лету 1943 года.
Еще один любимый киношниками штамп - образ сотрудника государственной безопасности: чекиста, особиста, смершевца и иже с ними. Все они стараниями режиссеров и продюсеров в лучшем случае ничего не делают, только ошиваются в тылу и жрут без толку доппаек, а в худшем – еще и мешают нашей армии воевать. В результате на экране сотрудник госбезопасности появляется лишь в обличье эдакого живодера, для которого единственная отрада в жизни – расстрелять как можно больше соотечественников. И этот миф упорно навязывается современному зрителю посредством киношного языка. Кино, как известно, вообще состоит из штампов и условностей, но в случае с чекистами и особистами это переходит уже все границы здравого смысла.
А теперь посмотрим кинопремьеры 2019 года на предмет соответствия исторической правде. В минувшем году на экраны страны вышли два полнометражных художественных фильма о Великой Отечественной войне: «Т-34» и «Ржев». Начнем со «Ржева».
Как явствует из названия, фильм посвящен ликвидации так называемого Ржевского выступа. Этот выступ появился в результате ожесточенных боев под Москвой и довольно лихо вдавался в нашу оборону, нависая, как Дамоклов меч, над столицей. Уничтожить Ржевскую группировку противника советские войска безуспешно пытались в течение всего 1942 года. И только в начале 1943-го в результате общего наступления Красной армии по всем фронтам Ржев, наконец, удалось освободить.
Впрочем, ничего этого зритель не увидит. О времени и месте действия говорит лишь название фильма. Никаких других примет, по которым можно было бы догадаться, о какой операции идет речь, в картине просто нет. То, что показано на экране, могло произойти на любом участке огромного советско-германского фронта. Тем более что ситуация, положенная в основу сюжета, вполне типична для начального периода войны. Наши войска, перейдя в контратаку, занимают какую-то деревушку, коих на просторах Русской равнины видимо-невидимо, а потом пытаются ее удержать. При чем тут Ржев – непонятно. С таким же успехом фильм можно было назвать именем любого другого советского города или населенного пункта, где в годы войны шли ожесточенные бои.
Поэтому, строго говоря, «Ржев» - это не исторический фильм. По сути, это боевик, снятый по всем законам жанра, с использованием спецэффектов, просто его действие разворачивается в условиях, напоминающих Великую Отечественную войну. В таких фильмах главное – передать атмосферу военного времени, чувства бойцов, накал страстей, поразить зрителя спецэффектами и лихо закрученным сюжетом. О том, насколько это удалось авторам «Ржева», пусть судят кинокритики, психологи и прочие знатоки человеческих душ.
Историку же приходится лишь с сожалением констатировать, что очередной российский киношедевр не обошелся без набивших оскомину штампов. Здесь и грязные советские бойцы, одетые почти в лохмотья, и опрятные немцы, и не в меру ретивый особист, готовый расстрелять полроты, и бездарность командования, бросившего на произвол судьбы своих бойцов… Словом, полный набор всех тех несуразностей, которые, по мнению современных кинематографистов, являются отличительной чертой Красной армии в период Великой Отечественной войны.
Таким образом, слово «Ржев» в одноименном фильме - это не просто название населенного пункта. Это – символический образ того, как бездарно мы воевали и буквально чудом вырвали победу, завалив противника трупами. Миф о чудовищных потерях Красной армии, во много раз превышающих потери немцев, как известно, отнюдь не свеж. Однако по-прежнему популярен среди определенной части общества, в том числе и благодаря неустанным стараниям киношников.
В этом отношении «Т-34» производит куда более приятное впечатление. Во всяком случае, советский солдат в фильме показан не пушечным мясом, а достойным противником, а события, разворачивающиеся на экране, вполне можно идентифицировать и по месту, и по времени.
Итак, начинается фильм с того, что советская полуторка проезжает по заснеженному полю мимо таблички с указанием расстояния до Москвы и Берлина на немецком языке. Судя по тому, что до Москвы всего 35 километров, можно сделать вывод, что действие происходит в ноябре 1941 года, когда фрицы действительно подошли к столице России на расстояние пушечного выстрела. А дальше зрителю показана танковая дуэль, в которой принимают участие экипаж советского «Т-34», с одной стороны, и целая танковая рота немцев, с другой. В этом неравном поединке наши танкисты во главе с лейтенантом Николаем Ивушкиным подбили четыре вражеские машины.
Эпизод в целом достаточно правдив. Трудно сказать, было ли что-либо похожее именно в ноябрьские дни под Москвой, но примеры такой артиллерийской дуэли история войны знает, и немало. Например, в июне 1942 года на Воронежском фронте командир орудия истребительной противотанковой батареи 49-й танковой бригады сержант Зубков с первого же выстрела поразил цель, находившуюся на расстоянии восьми километров!
Далее по сюжету картины главный герой попадает в плен, три года мыкается по фашистским лагерям и каким-то чудом остается жив. А в 1944-м бывшего лейтенанта Красной армии Ивушкина вместе с другими его товарищами-танкистами немцы используют в качестве подопытных кроликов для тренировок своих панцер-ваффе. Во время учебного боя экипаж нашего Т-34 во главе с Ивушкиным угоняет танк на глазах у немцев и несколько дней блуждает по вражеским тылам.
Несмотря на кажущуюся фантастичность сюжета, в реальной истории Великой Отечественной есть похожие эпизоды. Известно, к примеру, как пленный советский летчик Михаил Девятаев угнал в Германии самолет. Случилось это 8 февраля 1945 года в секретном концлагере на острове Узедом, где фрицы испытывали новейшие самолеты и ракетные комплексы.
Удрать из такого лагеря в принципе невозможно. Однако Михаил Девятаев и девять его товарищей по лагерю сумели не только поднять в воздух тяжелый немецкий бомбардировщик, но и перелететь за линию фронта к своим. Все выглядело настолько фантастично, что Девятаеву и его команде просто не поверили. Любой киношный особист расстрелял бы их не раздумывая, как вражеских агентов. Однако реальные особисты, проведя проверку, не нашли оснований для ареста. Все беглецы были возвращены в действующую армию и воевали до конца войны. Правда, самого Девятаева в авиацию больше не пустили, как он ни просил, а заслуженная награда – Золотая Звезда Героя Советского Союза - нашла его только много лет спустя, в конце 1950-ых.
Что касается танков, нечто похожее произошло 3 июля 1941 года в оккупированном немцами Минске. Туда средь бела дня въехал советский танк, правда, не Т-34, а Т-28 - средний трехбашенный танк, разработанный в начале 1930-ых годов. Очевидно, танк отстал от советских частей, откатившихся на восток, и оказался в немецком тылу. В кабине машины находились советские танкисты: майор Васечкин (фамилия, кстати, перекликается по звучанию с фамилией главного героя кинофильма – Ивушкина), старший сержант Малько и пятеро курсантов военного училища.
Подъехав к ликероводочному заводу, танкисты расстреляли группу фрицев, грузивших ящики с алкоголем, а стоявшую рядом бронемашину сожгли. Пока немцы соображали, что к чему, советский танк переехал речку Свислочь и, встретив колонну немецких мотоциклистов, расстрелял ее в упор. После чего выехал на центральную улицу Минска – Советскую, обстрелял немцев у здания театра, а затем свернул на Пролетарскую. Улица была забита пехотой и техникой врага. Уже через несколько минут та же улица была усеяна трупами и обломками вражеских машин.
Неизвестно, сколько еще немцев нашли бы смерть на улицах оккупированного ими Минска, но тут у наших танкистов закончился боезапас. Тогда танк стал прорываться за город, на Московское шоссе, но на выезде из Минска попал под огонь противотанковой батареи. После двух удачных попаданий Т-28 загорелся и остановился, экипаж покинул его. В перестрелке с гитлеровцами погибли майор Васечкин и два курсанта. Сержант Малько сумел выбраться из города, встретил в лесу окруженцев и вместе с ними добрался до своих. После чего прошел всю войну в составе бронетанковых частей Красной армии. Еще один участник этой потрясающей истории - Фёдор Наумов – несколько дней прятался в доме у местного жителя, а затем ушёл в партизаны. Пулемётчик правой башни Николай Педан попал в плен, до конца войны провел в концлагерях и был освобожден Красной армией весной 1945 года.
Так что киношная история, показанная в «Т-34», имеет вполне реальную основу: на войне, как говорится, и не такое случалось. Но в целом, как и «Ржев», киноленту вряд ли можно считать историческим фильмом в прямом смысле этого слова. «Т-34» – это эффектно снятый боевик, действие которого перенесено на 75 лет назад. От «Ржева» его выгодно отличает лишь то, что авторы сумели избежать расхожих мифов, без которых, увы, не обходится ни один современный фильм о войне.
Сергей Альбертович Холодов, историк, член Попечительского совета Войсковой Православной Миссии
2. ...
1. Внезапно