В последние дни смертельная авария, которую устроил «знаменитый актёр» Михаил Ефремов, является главной темой в средствах массовой информации и дезинформации. Их заполнили многие домыслы, видеосюжеты и комментарии самых различных лиц - от родственников Ефремова до так называемых «известных звёзд», от адвокатов до официального представителя Кремля. Кто-то требует «строжайшего наказания для негодяя», кто-то старается оправдать «бедного талантливого Мишу», и эти стороны уже начинают выяснять отношения между собой. Порой в самых резких тонах...
В актёрском рейтинге Михаил сразу после аварии опередил многих грандов американского и европейского кинематографа, а со стороны артистического сообщества появляются буквально шокирующие заявления: «С одной стороны, на опасном повороте в Москве общество потеряло провинциального экспедитора. С другой стороны, через два месяца русская культура, кинематограф, театр, телевидение, миллионы зрителей могут на несколько лет потерять выдающегося актёра и режиссёра Михаила Ефремова. Что страшнее для российского общества, вот вопрос!»
До какой же степени безнравственности и цинизма нужно дойти в таком случае?!
Да, в России в ДТП погибает до 20000 человек в год. И о всех вместе взятых виновниках этих трагедий не написано столько, сколько написано об одном Ефремове. Как случилось, что лицедей стал героем? Почему шуты с подмостков стали «элитой» общества? Разве так было всегда?!
В средние века на Руси актёров называли скоморо́хами, иначе - глумцами, игрецами, «весёлыми людьми». Они были участниками театрализованных обрядов и игр, исполняли песни и танцы фривольного (а иногда глумливого и кощунственного) содержания, обычно ходили ряжеными в маски.
В народе ещё говорили, что скоморох - от слов «скомкать рожу». В наши дни скоморохов называют артистами или актёрами. Эта профессия со временем стала весьма престижной. Многие молодые люди мечтают стать известными актёрами «с громкими именами».
Мало кто задумывается, что актёр в процессе своей театральной работы входит в тот или иной образ и какое-то время «живёт» в этом образе. Свойства этого образа накладывают свою печать на саму личность актёра. В конце концов, он теряет своё истинное лицо...
Хорошо сказано об этом у святителя Иоанна Златоуста: «Умер богач, и был похоронен. Отошел и Лазарь... Отошли оба туда, где предметы имеют истинный вид. Театр закрылся и маски сняты. На здешнем театре в самый полдень употребляются завесы, и многие являются на сцене в чужом виде и с масками на лице, пересказывают старую басню и повествуют о тогдашних делах. Иной представляется философом, не будучи философом; иной царем, не будучи царем, но только имея вид царя по содержанию басни; иной - врачом, не умея управиться и с деревом, но только надевши платье врача; иной - рабом, будучи свободным; иной - учителем, не зная и грамоты. Представляются не тем, что они суть на самом деле... Показывается врачом тот, кто вовсе не врач; показывается философом тот, кто только на маске имеет философскую прическу; показывается воином тот, у кого только платье воина; но как ни обманчив вид маски, он не изменяет природы, которую извращает. Маски держатся, пока увеселяющиеся сидят в театре, но, когда наступит вечер, театр закроется, и все разойдутся, тогда маски сбрасываются, и кто в театре представлялся царем, вне его оказывается медником.
Маски сброшены, обман прошел, открылась истина: и оказывается вне театра рабом, кто внутри его представлялся свободным. Внутри театра, как я сказал, - обман, а вне - истина. Настал вечер, кончилось зрелище - и открылась истина. Так и в жизни, и при кончине. Настоящее - театр; здешние предметы - обманчивая внешность, и богатство, и бедность, и власть, и подвластность, и тому подобное; а когда окончится этот день и наступит та страшная ночь, или лучше - день: ночь для грешников, а день для праведников.
Когда закроется театр, когда обманчивые виды будут отброшены, когда будет судим каждый со своими делами, - не с богатством своим, не с властью своею, не с почестями и могуществом своим, но каждый с делами своими - и начальник, и царь, и женщина, и мужчина.
Когда Судия спросит нас о жизни и добрых делах, а не о важности званий, не о низком состоянии бедности, не о высоком состоянии надменности, и скажет: “Подай Мне дела, хотя ты был раб, - лучшие, чем у свободного; хотя ты была женщина, - более мужественные, чем у мужчины”.
Когда отброшены будут обманчивые внешности, тогда обнаружится и богатый, и бедный. И как здесь, по окончании театра, иной из сидевших вверху, увидев в театральном философе медника, говорит: “Э, не был ли этот в театре философом? - а теперь вижу его медником; этот не был ли там царем? - а здесь вижу в нем какого-то низкого человека; этот не был там богачом? - а здесь вижу его бедным”. Так будет и там». Вот так предупреждает нас великий вселенский учитель.
Театр, кинематограф и эстрада - это калейдоскоп ложных образов, а служители этих культов являются посланниками врага спасения рода человеческого. Как говорят святые, вступая в общение с ложными образами, человек невольно вступает в общение с лукавыми духами и попадает под их власть.
Хорошо известно, что у христиан с самых ранних веков сложилось крайне отрицательное отношение к театру и лицедейству, которые родились из языческих культовых обрядов и идолопоклонства. Тогда театр называли «школой разврата», а актёров «обольстителями слушателей» и «наставниками пороков».
Вспомним, что говорят о театрах великие русские подвижники, движимые Духом Святым.
Праведный Иоанн Кронштадтский: «Что вносят театры в сердца человеческие? Дух этого века, дух праздности, празднословия, пустословия, смехотворства, хитрости и лукавства, дух гордости, чванства, и никому нимало доброй нравственности не дают. Сочинители пьес и актеры передают народу то, что имеют в себе сами, свой дух, ни больше, ни меньше. А думают ли актеры о нравственности народной? Имеют ли они в намерении исправить народные нравы? Нет, нет и нет... Театр - школа мира сего и князя мира сего - диавола, а он иногда преобразуется и в Ангела света (см. 2 Кор. 11: 14), чтобы прельщать удобнее недальновидных, иногда ввернёт, по-видимому, и нравственную пьеску, чтобы твердили, трубили про театр, что он пренравоучительная вещь и стоит посещать его не меньше церкви, а то, пожалуй, и больше, потому-де, что в церкви одно и то же, а в театре разнообразие и пьес, и декораций, и костюмов, и действующих лиц... Театр и церковь - противоположности. То - храм мира, а это - храм Божий; то - капище диавола, а это - храм Господа».
Преподобный Амвросий Оптинский: «Что представляют зрителям в театрах, как не сцены из народной жизни. Прибавить к сему нужно, что сцены эти, по временам, бывают очень грязны. Кроме того, какая обстановка в театре? Светская музыка, не дающая возникнуть в душе человека ни одной духовной мысли, ни одному духовному чувству. А эти рассеянные лица зрителей, переглядывающихся, смеющихся, иногда пересмеивающих друг друга, а при некоторых сценических представлениях приходящих в негодование, выражающееся в бурных криках, или увлекающихся сладострастными чувствами, сопровождающимися неумолкаемым смехом и азартными рукоплесканиями, и прочее. Это ли школа нравственности? Наоборот, это школа безнравственности, способная заморить в душе человека последние остатки доброй нравственности, если только она в нём есть... Спросим ещё: всё, делающееся в театрах, какое должно иметь влияние на неиспорченную натуру молодого человека? Без сомнения, оно должно породить и укрепить в нём звериные чувства с неизменными скотскими потребностями».
Святитель Игнатий Брянчанинов: «Оставь угождение диаволу в различных мирских забавах, послушайся Спасителя, возвестившего: горе смеющимся ныне! Горе насыщенным ныне! - Вопреки завещанию Сына Божия, диавол установил балы, театры и прочие забавы; деньги те приносятся в жертву диаволу, кои могли бы быть принесены в лице нищих Господу Иисусу Христу, Который воздаст дающему милость сторицею в будущем веке».
Чтущий да разумеет.
Валерий Павлович Филимонов, русский православный писатель
1. Чернели избы здесь и там,Приют убогого чухонца;...(А.С.Пушкин).