Сегодня мы прославляем всех святых нашей Церкви, которые святы святостью Божией. И все мы призваны к этой святости. Для того мы крещены во имя Отца и Сына и Святого Духа, для того мы приобщаемся святых Христовых Таин. «Святая святым» — слышим мы перед самым причастием. «Кто не свят, — говорит по этому поводу святой Кирилл Иерусалимский, — да не приступает». «Един свят, един Господь Иисус Христос», — исповедует Церковь. И святые отцы-монахи из своих пустынь, которые были полем их духовной битвы, вместе с мучениками говорят каждому из нас об одной-единственной тайне жизни: «Отдай кровь, и прими Дух».
Где нам взять эту силу самоотдачи? Только у Господа. Мы должны принять в Евхаристии кровь Первомученика, Первосвятого, единого святого Господа нашего Иисуса Христа, через Него приобщиться Божественному Духу, с тем, чтобы быть способными отдавать себя и быть святыми, Христовыми.
«Всякий, кто исповедует Меня перед людьми, — говорит нам сегодня в Евангелии Спаситель, — Я исповедую его перед Отцом Моим Небесным, и всякий, кто отвержется Меня перед людьми, того отвергнусь Я перед Отцом Моим Небесным». Вот эта верность перед лицом страданий, перед лицом смерти — то, что определяет святых. Быть верующим — значит быть верным, и этим только Церковь жива. Нам надо услышать сегодня слова Спасителя о том, что мы можем отречься от Него, и можем оказаться лишенными Царства святости, Божественной жизни.
Как мы отрекаемся? Мы отрекаемся от Христа словами, когда говорим, что не знаем Его. Неужели мы можем такое сказать? Одна женщина с покаянием рассказывала, как в 30‑е годы, во время переписи населения, на вопрос в анкете о вероисповедании, она ответила «неверующая». И миллионы как будто принадлежащих Церкви отреклись в те страшные годы от своего Господа.
Это отречение может быть как бы не прямым. В «Древнем Патерике» рассказывается об одном монахе, который отправился в город по послушанию, чтобы купить что-то для монастыря. Там он встретил одного иудея, очень красноречивого, который стал рассказывать ему о своей вере. Монах выслушал его, и сказал как-то очень отвлеченно: «Может быть, и правда то, что ты говоришь». Когда он вернулся в монастырь, то его духовный отец сказал ему: «Ты больше не христианин. Ты отрекся от Господа. Какой мрак я вижу в твоей душе!»
Это отречение может быть и таким, каким было оно у одного весьма образованного богословски человека. Однажды его спросили, как он, такой просвещенный человек, может верить в Бога. «Неужели Вы правда верите во Христа?» «Да, — ответил тот, — но не фанатично». Это означало, что вера его — сама собой, а мир — сам собой, одно другого не касается. Мир может не беспокоиться — он не доставит ему никаких неприятностей своей верой, не потревожит ничем, чтобы заставить уважать те смутные принципы, на которых зиждется его вера.
Нам нужно абсолютно ясно увидеть, что мы тогда только верующие, когда отличаемся от мира. Само слово «святой» означает «отличающийся от мира», святой — это тот, кто посвящен Богу. Мы знаем, что храм — свят, он отличается от всех других зданий, потому что он посвящен Богу. Суббота в Ветхом Завете была свята — она отличалась от всех других дней, потому что она была посвящена Богу. Христианин — это человек, который посвящен Богу, и потому он должен отличаться от других людей.
Самое ужасное — когда мы ничем не отличаемся от других. Еще не так давно многие христиане спокойно отдавали своих детей в пионеры, комсомольцы, не задумываясь даже, что это — участие в организации, которая официально и обязательно исповедует атеизм, то есть косвенное отречение от Бога. Точно так же сейчас многие из нас готовы отдавать своих детей на какое угодно растерзание, каким угодно программам — телевизионным и другим, еще более глобальным программам воспитания человека с полным истреблением самого главного, что есть в нем, — разума, стыда и совести. И при этом мы как будто верующие.
Мы живем в мире, но мы призваны не смешиваться с ним. Побеждать мир мы можем только тем, чем мы отличаемся от мира, то есть Божиим присутствием в нас — тем Христовым, Божественным и подлинно человеческим, которое ничего не уступает зверю-растлителю в нашей вере.
Еще отрекаться от Христа можно не словами, а просто молчанием. Снова и снова жизнь дает нам возможность заступиться за нашего Господа, когда Он поруган, когда вокруг бесчестие, кощунство и богохульство. Выступить против зла, открытого, наглого, в котором — явное присутствие диавола, человекоубийцы, отца лжи. А мы снова и снова храним молчание! Когда появилась возможность для Церкви говорить, когда объявили как будто бы все свободы, неужели это была свобода говорить только полуправду-полуложь — только ложь, а не слово правды!
Раньше нашу Церковь называли «Церковью молчания», потому что ей насильно был замкнут рот. Неужели она и теперь будет этой Церковью молчания! Если бы с самого начала так называемой перестройки Церковь возвысила свой голос против этого страшного сатанинского растления, которое совершается в нашем Отечестве, а не молчала, то, конечно, многое сейчас было бы иным. Тогда по всем опросам социологов авторитет Церкви был самым высоким. Люди за годы безбожного коммунизма изголодались по слову высшей правды, растление еще ужасало нормальное сознание, еще не привыкли к нему, как сейчас. То, что упущено, уже не вернешь. Но если и сейчас мы будем продолжать хранить молчание, которое может восприниматься обществом как знак согласия с беззаконием, плохо, конечно, будет и нам, и всем, кто ждет от Церкви спасения.
Но бывает еще отречение от Христа всей жизнью своей. Мы так живем, что непрестанно отрекаемся от Христа. Слишком часто мы оказываемся только слушателями Слова Божия, а не делателями его. «Из-за вас, — говорит апостол Павел именно о таком отречении, — имя Божие хулится, подвергается поруганию у язычников» (Рим. 2, 24). Если все слова о правде, о чистоте, о любви, которые мы произносим, не осуществляются в нашей жизни, то они делаются подозрительными для тех, кто слушает нас. И имя Божие, и Церковь Христова снова подвергаются бесчестию.
Верность Христу дорого стоит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Это означает, что мы всегда стоим перед выбором, всегда должны принести в жертву либо Христа и заповедь Его, либо себя и свое благополучие. Не бывает такого, чтобы мы смогли сохранить и то, и другое. И до тех пор, пока в нашей жизни не будет решимости: «Да будет воля Твоя!» — не только во всех обстоятельствах, самых страшных и скорбных, которые посылает нам Господь, но во всем, что мы исполняем в жизни, — до тех пор наше исповедание не будет истинным. И Господь предупреждает, что кто хочет жизнь свою, душу свою сохранить в этом мире, тот ее погубит. Мы знаем, что именно так всегда бывает, и в годы страшных гонений очень многие хотели сберечь свою жизнь, потому и отрекались от Христа, и потому погубили свою жизнь.
Сейчас главный принцип для мира — сохранить жизнь и приобрести все, что необходимо для этой жизни (как мир это понимает). Но при этом невозможно не видеть, что теряется то единственное, что делает эту жизнь драгоценной. То, благодаря чему действительно стоит жить, потому что без Христа, без любви к Нему жизнь бессмысленна и пуста, и только через жизнь по вере, через бескорыстную любовь ко Господу и к людям, через отдачу себя, через трату своей жизни ради этого, мы приобретаем ее.
Мы очень немощны и слабы. Никто из нас не может сказать, что он сильнее Петра, который от одного слова служанки отрекся от своего Спасителя. И каждый из нас должен сегодня увидеть, сколько раз он отрекался от Христа или словом, или молчанием, или жизнью своей. И все мы должны обратиться к нашим святым, которые тоже были немощны и хрупки. У них тоже были порой колебания в вере, некоторые даже отрекались от Господа, но они знали, что Господь, если всем своим сердцем, с покаянием обращаться к Нему, все может восстановить.
Эти святые напоминают нам, что хотя по естеству своему мы не имеем порой сил противостоять самым малым скорбям и искушениям, но когда придет самое главное испытание, то будет действовать в нас Христос. Господь Духом Святым дает утешение всякому страданию и крепость всякой немощи человеческой. Он говорит нам: «Не бойся, малое стадо!» Он говорит нам: «Посмотрите, не множество ли птиц продаются за два ассария, но всякая из них в памяти Отца Небесного, Который заботится о них и знает, что с каждой из них произойдет, не дороже ли вы этих малых птиц?» «Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать». Неужели меч или гонения, говорит нам вся Церковь святых, — или мука какая-нибудь, или какое-либо горе могут одолеть любовь Божию, которую Он имеет к каждому из нас? Будем верны нашему Господу заступничеством всех наших святых. А Господь всегда будет нам верен, ибо Он не может, как говорит Писание, не быть верным Себе.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
2. Непонятно
1. "Без Меня...".
Да, Батюшка, если бы 30 лет назад священство приступило бы к организации регулярного общеправославного делания мысленной общероссийской Иисусовой молитвы В БЫТУ /секунды!/, скажем в 9-12-15-18-21ч, то сколько б у нас сейчас было бы /пусть не очень продвинутых, но несколько раз в день в единстве друг с другом в Духе Святом вспоминающих Бога.../ молитвенников?! Ниневия... † "Просите, и дано...", "Где 2-3 миллиона собраны во Имя Мое...", "Без Меня..."... Но..! народ плохой, интеллегенция плохая, будем строить храмы и штамповать священников... Наших учителей, которые заведомо всегда правы... Жизнь...
Хотя, лучше поздно... Но священство и сейчас против организации такой молитвы!!! Нет у нас ни единства в молитве, а след, и в душах христиан, ни, даже, призыва к реализации такого регулярного осознанного соборного единства /в Духе Святом!/ на основе краткого, посильного для любого обращения к Господу: - ИИСУСЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, СПАСИ НАС, ПОГИБАЕМ... Жизнь...