«Зритель нуждается в честном показе героев прошлого»

Создатели фильма «Ленинградская сюита», посвященного жизни артистов Мариинского и Кировского театров во время Блокады, просят о помощи

0
830
Время на чтение 10 минут

Как это и бывает каждый год, близость 9 мая дарит людям не только множество поводов вспоминать великие события прошлого, гордиться подвигами предков но и, к сожалению, поводы для расстройства... Регулярно в новой истории России мы можем увидеть непонятный парадокс: вроде бы с экранов телевизора главы государства говорят о важности Дня победы, о важности сохранения памяти, о заботе о ветеранах и одновременно с этим государство тратит огромные (и по меркам киноиндустрии также) деньги на фильмы, которые не просто показывают обратное, но и которые нижайшим образом растаптывают представления о Великой победе и о огромнейшей жертве наших дедушек и бабушек.

8 мая 2020 года в сети появился трейлер фильма «Блокадный дневник». Большая аудитория просмотревших была поражена и уязвлена. Многие даже не могли досмотреть до конца, смотрели с двух, трех заходов, хоть это и всего лишь трейлер на несколько минут. Показанное на экране – ужасно и мерзко, и самое интересное – абсолютно глупо.

Почему ужасно и мерзко? Потому что люди, и не просто люди – блокадники, представлены в этом отрывке, как тупые зомби, орущие и протягивающие руки к выпавшему на снег хлебу. Они ползут, чуть ли не корчась, по снегу, сбивая других на своем пути. Абсолютно американизированная манера для создания блокбастера и хоррора. Но только в Голливуде это используют в определенных жанрах, в которых понятная мера условности и нацеленность на развлечение и адреналин. Зачем это нужно здесь? 900 дней и ночей благородства и мужества, видимо, не вызывают у современных режиссеров интереса, обязательно надо, чтобы был «хайп» и «чернуха».

Почему глупо? Потому что любой человек, знакомый с историей войны, историей Ленинграда и Блокады, прекрасно понимает – показанное в фильме не имеет ничего общего с правдой. Да, были случаи каннибализма, воровства и других бесчеловечных поступков. Но это не было тенденцией, как показано в фильме, когда толпа из 8-10 человек превращается в тупых существ, это было исключением из правил, единичными и частными случаями. Любая трагедия отсеивает слабейших духом. Они первыми сдаются и идут на низости, спасая свою жизнь любыми способами, пусть и бесчестными. Но в Ленинграде таких было меньшинство, именно поэтому город и выстоял. Именно поэтому каждый год мы вспоминаем погибших и отдаем дань уважение до сих пор живущим. Ленинградцы – люди большой культуры, ума, образования и настоящие стойкие солдаты по духу, вне зависимости от того работали ли они на заводе в блокадное время, лечили пациентов в госпитале, гасили «зажигалки» на крышах, убирали улицы весной 1942 года, или выступали на сцене Театра Музкомедии... Это были настоящие Люди, Люди с большой буквы. И становится больно за то, что они дожили до такого времени, когда их в фильмах показывают подобным образом. 

Тенденция обнуления подвига наших предков происходит постоянно. Раз в год обязательно выходит фильм, показывающий «настоящую» правду. Например, в 2018 год вышел фильм «Праздник», ставший скандалом еще до выхода, как и «Блокадный дневник». Праздник показывает семью известного ученого, у которой есть все, что только душе угодно. И, когда дети приводят в семью своих голодных избранников «простых смертных», то становится крайне неловко. Фильм полон несмешных шуток, недостоверности блокадного быта в каждом кадре и неуважения к прошлому. Режиссер Алексей Крассовский жалко оправдывался тем, что хотел показать наше современное общество, в котором у кого-то все, а у кого-то ничего, в зависимости от связей и положения. Но неужели фантазия и эрудиция режиссера настолько слаба, что невозможно было подобрать другой сеттинг происходящего? Глубоко запоминается момент, когда молодая девушка рассказывает, как убила свою сестру, то ли маму, чтобы съесть ее. Фильм не вышел в прокат, но широко транслировался в сети.

Однако, есть примеры менее скандальные, но не менее вызывающие вопросы.

В 2019 году в кинотеатрах был показан семейный комедийный фильм «На Париж!». По сюжету солдаты, дошедшие до Кенигсберга, решают отметить 9 мая в Париже и отправляются туда через всю Европу на автомобиле. А теперь вспомните солдатские лица из учебников по истории, лица с ваших старых выцветших фотографий в бабушкином фотоальбоме, в конце концов, лица из советских фильмов (которые действительно прошли то время, или же жили позже, но относились к тому обществу, той эпохе): могли ли эти люди, прошедшие войну, гнать во всю мощь в какой-то там Париж? К людям, спокойно поднявшим лапки и приветствующих захватчиков? Зачем? Просто зачем? Смешно. Эти люди поехали к своим матерям, женам, детям, товарищам, в свои дома, если было такое везение найти дом, улицу, а не сожжённое поле и ямы от бомб...  Начало фильм просто глупое, но дальше начинается совершенно не смешная мерзость, почему-то веселая для создателей фильма. Перемещаясь по Европе, советские солдаты не вылезают из борделей, делая перерыв только на пьянство.  И в главном городе поездки – Париже – конечно, происходит тоже самое. 

Два из трех этих фильмов финансировались Министерством Культуры и Фондом Кино, а иногда даже совместно. Деньги налогоплательщиков. Наши деньги, которые идут на такое вот «поддержание памяти». Что посмотрят наши дети и что они подумают о своей стране, о прошлом? И все чаще мы слышим среди молодежи версии о том, что Ленинград «надо было сдать», подобно тем самым французам. Как жаль, что молодые не изучают достаточно историю, чтобы понять, чем ситуация с войной в Европе отличалась от войны с Советским Союзом. Как правильно сказано в книге историка Егора Яковлева, это была война на уничтожение. Европейцев надо было захватить, но оставить в живых и предоставить в будущем им определённые права, на условиях победителя. Славяне, как и евреи, считались нелюдями, унтерменшами, и годились в лучшем случае в рабы победителям. Немало интересных записей можно найти в дневниках немцев, как солдат, так и обычных людей, которые в ходе «знакомства» с русскими в концлагерях, на поле боя, в захваченных деревнях, которые обнаруживали ум, смекалку, находчивость, образованность, что совсем не соответствовало образам, распространявшимся о советском народе Геббельсом и его мощной машиной пропаганды. Сегодня, к сожалению, тема расизма не менее актуальна, и каждый день мы видим печальные новости из США, которые многие годы закрывали глаза на отсталые расовые предубеждения огромной части общества... Конечно же, ситуации кардинально разные, но почва возникновения у нее одна, и, как ни пытается цивилизованное общество ее обезвожить, так или иначе она все равно прорастает....

История дала нам множество уроков. И сейчас самое время показать, как мы «усвоили материал». Первое важнейшее решение – это способ показа войны, как мы рассказываем о ней своим детям. Здесь кино – один из важнейших инструментов. Интересно, что фильмы, демонстрирующее неуважительное отношение к прошлому и ветеранам, как упоминалось ранее, финансируются за счет государственных средств.

Показательно также, что молодым талантам, стремящимся рассказывать истории прошлого намного сложнее даже просто попасть в список претендентов на государственную поддержку из-за огромной конкуренции в киноиндустрии и «семейного» разделения мест внутри нее.

Фильм «Ленинградская сюита» хорошо демонстрирует этот путь. Сценарий создавался молодыми кинематографистами из Санкт-Петербурга Светланой Николаенко и Егором Шиловым. Тема фильма уникальна – жизнь артистов Мариинского и Кировского театров во время Блокады Ленинграда. Команде удалось найти редкие дневники артистов, поговорить с их родственниками, составить интересный калейдоскоп историй артистов, который они опубликовали в книге «Танцуя под обстрелами», и подготовить сценарий по мотивам реальных событий. Самоотверженная работа артистов, служение народу через искусство, моральная поддержка и поддержание духа Ленинградцев вдохновили режиссера Светлану Николаенко и сценариста Егор Шилова.

Надо сказать, что изначально фильм планировался, как короткометражный. Однако, осенью 2017 года авторы решили участвовать в одном престижном питчинге (конкурсе) для молодых кинематографистов Санкт-Петербурга, но там подавались только полнометражные работы. Команда успешно поучаствовала, заняв одно из призовых мест, но в награду получила только небольшое техническое обеспечение всего на 2 смены.

Время шло, сценарий дописывался, обновлялся, улучшался, переснимался и в итоге проектом заинтересовалась киностудия Алексея Учителя «РОК». Продюсеры предложили команде участвовать от своей студии в Питчинге Министерства культура, где и получают финансирование все крупные проекты. Следует подчеркнуть, что в подобном питчинге не могут участвовать физические лица — участие возможно только от лица уже известной на рынке студии. Кроме того в те годы еще требовалось выплатить финансовую гарантию при подаче заявки. Сам процесс подачи заявок довольно утомительный и многие из подающих получают отказ только из-за неправильного оформления документов.  Приняв участие в питчинге после одного из этапов, команда фильма узнала об отказе Минкульта. Причин, конечно же, не объясняют, но авторы заверили студию «РОК» о своей готовности дорабатывать сценарий, работать над идеей, чтобы профессионализм проекта не уступал актуальности идеи и амбициозности авторов. И тем не менее киностудия отклонила предложения о дальнейшем сотрудничестве, и команда опять перешла в «одиночное плавание».

Было принято новое современное решение: краудфандинг. Не сразу, но за полгода команда фильма собрала около 500 тысяч рублей. Это небольшие деньги по меркам киноиндустрии, но большие, если понимаешь, что пожертвования приходили искренне, от чистого сердца. Фильм начал получать некоторую известность, авторы приглашались на радио, телевидение, на популярные ютуб-каналы, например, в программу «РазведОпрос» известного писателя и блогера Дмитрия Пучкова «Гоблина». Команда приняла решение: отснять небольшой кусочек из фильма самостоятельно, чтобы с помощью него искать партнеров и спонсоров, которые готовы были бы помочь и дальше штурмовать Минкульт. Киностудия РОК помогла команде с техникой для съемки эпизода, но дальше на сотрудничество не пошла.

Эпизод фильма сейчас можно посмотреть на нашем сайте и просто в сети: 13 минут материала, 2 съемочных дня, специально построенные декорации на территории Военно-исторического центра Карельского перешейка, артистки балета, танцевавшие при минусовой температуре, как это и было в Блокадные годы... Премьера прошла на фестивале «Цифровая история» и канале «Город плюс». Эпизод был хорошо принят зрителями, хоть и являлся не законченным произведением, а лишь отрывком, в котором даже и не все было понятно. Но реакция показала в очередной раз, как зритель нуждается в честном показе героев прошлого и событий, которыми мы гордимся.

Прошел еще год и, несмотря на многочисленные письма и звонки разным студиям, никто пока не готов представлять проект на питчинге Министерства Культуры, даже хваля идею и сценарий фильма. Многие дают поправки и дополнения по улучшению сценария, но пока никто не готов протянуть руку помощи и взять под свое творческое и продюсерское крыло, может быть, молодых и неопытных, но очень горящих и желающих сделать большое прекрасное кино.

Краудфандинговая компания продлилась еще год после съемок фильма и, конечно же, пошла на спад, но тем не менее принесла создателям еще примерно 200 тысяч рублей. Теперь очевидно, что вкладывать деньги в продолжение съемок самостоятельно рискованно: в будущем компании могут просить все переснять, например. Но останавливаться нельзя. Поэтому кинематографисты решили попробовать еще один путь выхода на продюсеров и, даже более важное, трансляции своей идеи: на оставшиеся деньги снять еще материал, но теперь это будет отдельный короткометражный фильм внутри «вселенной» фильма, но не связанный сюжетно с героями полнометражной версии. Поскольку история блокадных артистов настолько полна и интересна, сюжетов для вдохновения в ней масса. Короткометражный фильм уже не будет выложен в интернет в открытом доступе, как было сделано с отрывком из фильма, что даст возможность участия в различных фестивалях, что и является надеждой команды фильма на продолжение проекта.

Кроме того, новые веяния времени показывают постепенно угасание кинотеатрального просмотра и сосредоточение финансов и людей индустрии в интернет-платформах и в самом распространенном сериальном формате. Сам факт показа фильма в кинотеатрах ставит перед создателями огромные задачи и огромные риски для продюсеров: чтобы фильму окупиться после создания ему необходимо собрать кассу минимум в два раза больше, чем было потрачено при создании. Причем, сбор кассы в два раза больше едва ли покрывает огромные расходы. Большую долю сборов забирает кинотеатр, дистрибьютеры и рекламная компания отсюда и такие огромные требуемые показатели на выходе. Именно поэтому формат подписки и дистрибуции продукта, без такого огромного отдельного организма, как прокат, является спасением для кинематографа и особенно для фильмов молодых авторов, которые не могут завоевать доверие продюсеров на начальном этапе.

Как уже говорилась, истории артистов балета, найденные командой фильма, уже были изданы в виде книги. Однако детали блокадных выступлений в филармонии, городском театре, госпиталях, на линии фронта поражают воображение — неопубликованных историй артистов и героев множество. Именно все эти причины и подтолкнули авторов к решению пойти по новому пути - созданию сериала.

Сейчас команда собирается уточнять и корректировать сценарий под сериальный формат и готовится к съемкам короткого метра. Краудфандинговая компания, которую до сих пор можно поддержать, должна окончательно закрыться в конце лета. Множество сложностей и долгий путь уже в несколько лет не погасил желания авторов работать и не породил желание сдаться. Современная система кинопроизводства сложна для дебютантов, но великие темы прошлого и ужасное их современное воплощение на экране, дают мотивацию и заряд, чтобы реализовать это в лучшем виде. И поэтому мы просим всех заинтересованных людей, наших патриотически настроенных граждан, не желающих видеть зарубежную пародию на наше великое прошлое, поддержать молодых авторов.

На нашем сайте есть раздел «Сбор средств», там можно перечислить денежные суммы для продолжения работы над созданием фильма «Ленинградская сюита». Также можно поддерживать нас ежемесячно с помощью платформы sponsr. Но, понимая сложность сбора этой суммы, этим летом мы планируем снять короткометражный фильм и в дальнейшем работать над сценарием сериала. Мы очень рассчитываем на протянутую вами руку помощи и поддержки в завершении создания хоть и игрового, но почти документального фильма, рассказывающего о до сих пор редко кому известном срезе нашей великой истории мужества, стойкости и победы над злейшим врагом.

Светлана Николаенко, режиссер, продюсер и соавтор сценария фильма «Ленинградская сюита»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Ответ на 3. Владимиру:

Спасибо Вам. С уважением, Андрей.
Андрей Козлов / 14.06.2020, 15:16

2. Ответ на 1, Андрей Козлов:

Вот до тех пор, пока «показанное в фильме не имеет ничего общего с правдой» , до тех пор мы тут и будем считать ковид знаменем чиновничьего беспредела, а про предстоящее голосование говорить, что «явку нарисуют».

Андрей, как Вы правы.. спаси Господи.
ВладимирАз / 14.06.2020, 14:41

1. О правде кино

Вот до тех пор, пока «показанное в фильме не имеет ничего общего с правдой»

, до тех пор мы тут и будем считать ковид знаменем чиновничьего беспредела, а про предстоящее голосование говорить, что «явку нарисуют».
Андрей Козлов / 12.06.2020, 19:35
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от Русский Иван
19.12.2024 15:41
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Человек
19.12.2024 15:30
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от учитель
19.12.2024 15:25
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от учитель
19.12.2024 15:12
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Nicola
19.12.2024 15:01
Зачем?
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.12.2024 14:59
«Все развивается, всё активно движется вперед»
Новый комментарий от Мирянин
19.12.2024 14:01