14 мая, в праздник святого апостола Матфия, папа Римский Франциск совершил утреннюю Мессу, молясь о прекращении всех пандемий, которые угнетают человечество, дабы Небесный Отец благословил и помиловал Своих детей, сообщает Радио Ватикана.
«Верховный комитет по осуществлению Декларации о человеческом братстве установил сегодня день молитвы и поста, чтобы испросить у Бога милости и сострадания в это трагическое время пандемии. Все мы братья, об этом говорит и святой Франциск Ассизский. Поэтому мы – люди всех религиозных конфессий – сегодня объединяемся в молитве и покаянии, дабы взывать о благодати исцеления от этой пандемии», - призвал понтифик.
Всеобщая молитва, считает Франциск, вовсе не является проявлением религиозного релятивизма: «Мы не молимся друг против друга», но в согласии с собственной культурой, традицией и убеждениями каждый верующий молится в духе братского единства, постится и творит дела милосердия, дабы Господь простил наши грехи, помиловал нас и остановил пандемию. «Сегодня день братства, когда мы смотрим на единого Отца и на братьев».
Сегодняшняя общая молитва должна помочь нам задуматься и о других глобальных несчастьях: в Книге пророка Ионы Бог увидел покаяние людей и не стал уничтожать Ниневию, напоминает глава Ватикана.
Молитва свойственна всем людям, к какой бы религии они ни принадлежали, и, возможно, она присуща и тем, кто не исповедует никакой религии, уверяет папа Римский.
В России инициативу Верховного комитета по осуществлению Декларации о человеческом братстве поддержал президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) раввин Александр Борода, передаёт РИА Новости. «Мы поддерживаем все инициативы, направленные на установление мира и согласия. Начиная с 29 марта, мы ежедневно объединяемся в общей молитве за исцеление больных и прекращение пандемии в мире. И, разумеется, 14 мая мы также будем молиться. То, что не только еврейская община, но и множество других религиозных общин по всему миру будут обращаться к Богу с мольбой - безусловно, придаст этой молитве особую силу», - убеждён Борода.
Поднятую проблему проанализировал в телефонном интервью «Русской народной линии» известный миссионер и сектовед, руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.C.Хомякова протоиерей Олег Стеняев:
Православная традиция запрещает совместную молитву с неправославными. Однако православная традиция не бросает вызов молитве людей самых разных религий – к Богу могут обращаться все части Его творения. Ибо в глазах Бога – все они Его дети.
В Евангелии есть пример, когда неверующий человек пришёл ко Христу и сказал Ему: в неверии моем услышь меня. Это была молитва атеиста. Поэтому молитва человека уже является проявлением религиозности. Религиозное чувство всеяно во всех людей.
Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Ибо знание того, что Бог существует, Им естественным образом всеяно во всех». И в Православии никогда не было концепции двух богов. Православие не воспринимает дьявола как противоположного Богу. Сказано: «И бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2, 19). Бесы выполняют функцию, которая им попущена (Иов. 1).
Люди молятся Творцу, независимо от того, насколько они Его знают. Даже многие молящиеся православные христиане вряд ли имеют догматическое образование и могут чётко сформулировать своё представление о Боге.
Общая и совместная молитва – это разные вещи. И если папа Франциск говорит, что это не есть то-то и то-то, то это уже неплохо, потому что он понимает разницу между молитвой христианской и молитвой нехристианской. В Библии говорится, что лев выходит и просит Создателя грозным рыком, чтобы Тот дал ему пищу. А в гнезде птенцы кричат о помощи Божией.
В Послании апостола Павла к Римлянам говорится, что «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:22). Речь идёт не только о людях, но и о представителях животного мира. Страдая, животные испытывают необходимость воззвать к Творцу.
Есть много случаев, когда животные выходят к людям из леса и просят помощи у людей. Они понимают, что человек может оказать им помощь. Это реальность. Страдания – это надконфессиональное явление. Если человек страдает, будучи баптистом, адвентистом, свидетелем Иеговы, кем угодно, то молитва – это способ разрешения проблемы вне человеческой возможности. В понимании преподобного Иоанна Дамаскина религиозное чувство всеяно во всех людей.
В первой главе Послания апостола Павла к Римлянам говорится об идолопоклонниках и извращенцах, гомосексуалистах:
«Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1: 21-27).
Говорится, что они познали Бога. О чём это говорит? Они понимают, что есть Творец этого мира.
В призыве Франциска есть некая логика. Но мы, православные христиане, не можем участвовать в молитве с неправославными. Однако мы можем откликнуться на призыв к молитве вообще. Сейчас все молятся, в том числе в больницах, перевернутые лицом вниз и подключенные к аппаратам ИВЛ. Даже если среди них есть неверующие люди. Поиск выхода из ситуации – это всегда неосознанный поиск Бога. И это мы должны понять.
В Книге Пророка Ионы пост был объявлен и для людей и для животных: «И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: "чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем"» (Иона 3:4-9).
1. А мы и так просим