Запрещённый в священнослужении протодиакон Андрей Кураев, кажется, решил использовать освободившееся после запрета время «на полную».
На днях он дал часовое интервью ультралиберальной «Новой газете». В качестве интервьюера выступил главный редактор антицерковного портала «Credo.Press», член раскольнической РПАЦ Александр Солдатов, по совместительству обозреватель «Новый газеты».
Интервью вышло под броским заголовком «Когда РПЦ перестала быть церковью? Стрим с Андреем Кураевым. Опальный протодиакон в прямом эфире отвечает на вопросы Александра Солдатова и читателей "Новой"».
Справедливости ради стоит сказать, что это название было инспирировано Солдатовым и оно не отражает того, о чём Кураев говорит в ходе этой беседы. Да и сам запрещённый протодиакон заверяет, что он не навязывался на интервью «Новой газете».
Большую часть беседы Кураев рассказывает о себе. По его словам, он всегда был фрилансером и человеком свободной профессии. Он «никогда от алтаря не кормился», поэтому не воспринимает своё запрещение как катастрофу. Он признался, что по жизни ему везло. «Считаю себя Божиим любимчиком», - кокетливо заявил скандально известный блогер.
Отвечая на вопрос, каким он видит своё будущее, Кураев заявил: «Я не строю планов».
Солдатов обратил внимание, что если в 90-е Кураев воспринимался как человек Церкви, то в последние годы он стал её оппонентом. Раскольник поинтересовался у блогера, что послужило причиной этого переворота.
Сначала Кураев пустился в рассуждения о том, что ему вначале церковной жизни встречались «хорошие люди с хорошим отношением ко мне». Среди них он называет отца Иоанна (Экономцева). И даже «Патриарх Алексий, скажем прямо, был совсем не плохой человек». Ну как тут не вспомнить, какие гадости писал Кураев по поводу кончины «неплохого человека» Патриарха Алексия. Взгляды изменились или конъюнктура?
Затем он вспомнил безобразную историю, с которой он столкнулся, когда юный семинарист, встретившийся с домогательствами, ушёл из Церкви. Что и говорить, ситуация, действительно, ужасная. И печально, что в Церкви у нас до сих пор не возникла атмосфера неприятия и решительной борьбы с проявлениями содомии, часто такие случаи утаиваются, а то и покрываются. И многие церковные люди поддерживали борьбу с «голубым лобби», которую вёл протодиакон Кураев, хотя уже тогда отмечали какую-то избирательность этой борьбы. Поэтому, когда в интервью Солдатову Кураев называет себя «ворошиловским стрелком» по «голубым», такое самоопределение кажется чрезмерным преувеличением.
Однако самое главное в этом интервью Кураева - это рассуждения запрещённого священнослужителя о Таинстве священства. Тут он предстаёт в неожиданном даже для Кураева амплуа реформатора Православия.
Запретный протодиакон рассказал, что серьёзно задумался о проблемах священства в ходе работы над фильмом «Расстриги». Эта проблема глубже, чем обычно считается, понял тогда Кураев и теперь выражает сожаление, что к расстригам в Русской Церкви относятся как к предателям. И тут же признался, что ему больше нравится католическая практика временных обетов, которая позволяет священнику уйти от священства.
Кураев разделяет весьма сомнительное мнение профессора Свято-Сергиевского института в Париже протопресвитера Николая Афанасьева, считавшего священство функцией, которой человек наделяется общиной. Этот по сути протестантский взгляд на священство позволяет священнику при желании с его стороны «уйти из священства, найти другие опции». А если потом снова возникнет желание стать священником, то он может вернуться.
Таким образом, запрещённый протодиакон, фактически, призывает десакрализовать священство, превращая его в обычную профессию. Получается, что человек, получивший семинарское образование, приобретает документ на право быть священником. Никакого рукоположения фактически не требуется, хватит диплома об окончании семинарии. Потом, если ему расхотелось вдруг служить по каким-то причинам, он забирает документы из «отдела кадров епархии» и возвращается в первобытное состояние. Но, если вдруг захочет, может снова придти на службу и получить приход.
Сущий протестантизм и настоящая профанация священства! Больше того, то, что предлагает Кураев - это каноническое преступление. Он, по сути, предлагает отменить одно из Таинств Церкви. Впрочем, о чём мы?! Разве не известно, что Каноны существуют для того, чтобы их поцеловать и поставить на книжную полку, - давно уже Кураев это провозглашал.
У Кураева есть на это философическое обоснование. Мол, мы живём в постиндустриальную эпоху, когда главной отраслью является сфера услуг. Священники и должны оказывать услуги. Мол, большинство людей идут в храм не в поисках вечной жизни, а для решения своих жизненных проблем и нуждаются в услугах. Фактически Кураев предлагает превратить священников в популярных на «передовом Западе» психотерапевтов.
Таким образом, повторимся, фактически Кураев ведёт речь об отмене одного из Таинств Церкви - Таинства священства. Одно дело, когда из соображений икономии священникам разрешается заниматься светской деятельность, чтобы прокормить свою большую семью. В этой практике нет ничего предосудительного. Но если, как призывает Кураев, священство превратиться в профессию, а священник будет не священнодействовать, а оказывать услуги, тогда народ просто перестанет относиться к священнику с благоговением.
Впрочем, блогера это не беспокоит, поскольку он осуждает сложившийся в России стиль благочестия. Русская Церковь, фривольно рассуждает запретный протодиакон, «застряла на оральном уровне развития», когда всё воспринимается на уровне тактильных ощущений. Кураева коробит, что русским богомольцам «обязательно надо каждую святыньку поцеловать». Надо полагать, ему больше нравится, чтобы всё было в душе, простота народной веры его явно коробит.
Не преминул Кураев поиздеваться и над традицией празднования в России Дня Победы. Он вдруг ощутил себя единомышленником протоиерея Георгия Митрофанова. «Признаю термин "победобесие"», - похвастался блогер. Искусственно раздуваемый культ Победы, по мнению Кураева, приводит к банализации зла. Под злом он, разумеется, понимает не фашизм, а сталинизм. Видимо, чтобы угодить читателям «Новой», Кураев пустился в рассуждения, что культ Сталина и большевизм внутренне присущи, органичны русскому народу. И Кураев разочаровался в русских. Ну что ж, остаётся надеяться, что разочарование носит обоюдный характер.
Похоже, запретный протодиакон Андрей Кураев примеряет на себя одежды Мартина Лютера. Однако смотрится это довольно комично в его исполнении. И впрямь, «история повторяется дважды - один раз в виде трагедии, другой раз в виде фарса». Если уж Кураев станет Лютером, то разве что N-ского уезда, вот в размерах уезда он может выглядеть весьма колоритно и обстоятельно. А ведь когда-то был талантливым миссионером, которого, затаив дыхание, слушали многие думающие молодые люди. Бедный, бедный отец Андрей! Куда ты катишься?!
Редакция Русской народной линии
6. Ответ на 4, Русский Сталинист:
5. Ответ на 3, Сергей Абачиев:
4. Вражина
3. Знакомая картина!
2. Дело не в только в Кураевых...
1. Очередной "фальшивый купон".