Мы знаем разные объяснения этому.
Например, то, что весть о подписании капитуляции Германии пришла по московскому времени уже 9 мая. Или что 9 мая было взятие Праги.
Но все эти объяснения представлялись некоторой натяжкой.
Возьмем церковный календарь. Великую Победу Господь даровал нам в 1945 году в первый день Пасхи, который в тот год совпал с днем вмч. Георгия Победоносца.
Но, по Уставу нашей Церкви, служить ему службу в этот день не положено. А как же ему было не служить в тот год? Согласно Типикону, в этом случае служба вмч. Георгию переносится на утро понедельника.
Однако у нас твёрдо установилось, что служба эта – бденная. Что и Типикон разрешает. Но в первый день Пасхи служится только пасхальная вечерня, без утрени, то есть в Светлый понедельник бденная служба, которая совершается накануне, невозможна.
А в Светлый вторник – всегда празднование Иверской иконе Божией Матери.
Вот и, выходит, что бденная служба вмч. Георгию в 1945 году могла быть только в Светлую среду, то есть 9 мая.
Возможно, Патриарх Алексий I с И.В. Сталиным обсудили этот вопрос, и это тоже повлияло на решение о праздновании у нас Дня Победы 9 мая.
Вопрос о выборе дня для Парада Победы 1945 года тоже был довольно загадочным: почему этот Парад состоялся так далеко от Дня Победы?
И опять ответ даёт церковный календарь: 24 июня в 1945 году был День Святой Троицы.
Конференция глав стран-победительниц открылась в Потсдаме 17 июля 1945 года – в день памяти Царя-мученика Николая Александровича и его Семьи.
Протоиерей Николай Булгаков, настоятель храма Державной иконы Божией Матери пос. Кратово, г. Жуковский Московской области, член Союза писателей России
1. Великая Вечная Победа