Вчера Президент России Владимир Путин выступил с Обращением к гражданам из-за ситуации с коронавирусом. Основные меры, предложенные российским лидером, анализирует в телефонном интервью «Русской народной линии» экономист, доктор экономических наук, профессор Олег Сергеевич Сухарев:
Обращение Президента очень выверенное, честное и открытое. Президент выступил с пониманием складывающийся тяжёлой ситуации не только в медицине — эпидемиологической ситуации, но и в мировой экономике. Президент говорит, что, действительно, идёт мировой экономический кризис, и значительную лепту в его развертывании внёс коронавирус, мировая эпидемия.
Что касается мер, то их можно разделить на две большие группы. Это меры первичного назначения, преодоления кризиса, связанного, в том числе, с эпидемией, меры медицинского характера, в области здравоохранения, микробиологических исследований и так далее. Не случайно Президент благодарит эту когорту профессионалов и специалистов за очень напряженную работу, которая ещё предстоит.
Второй блок мер — это влияние на экономику, то есть на разворачивающийся экономический кризис, выражающийся в снижении темпов роста и на, возможно, отрицательный темп роста, то есть спад в экономике. В этой ситуации люди могут терять работу, поэтому предлагаются меры по поддержке наиболее уязвимых с социальной точки зрения слоев населения — это семьи с детьми и малообеспеченные граждане. Если говорить масштабно, то общая цель этих мер — поддержать уровень доходов населения. Это просматривается по ряду позиций, озвученных в послании, связанных с сохранением заработной платы в объявленную выходную неделю, социальных выплат, ускорение их, помощь семьям с детьми и т.д.
Второй момент. Экономике выгодно, чтобы капиталы остались внутри страны и работали на то, чтобы противостоять разворачивающемуся кризису. Поэтому была предложена мера с увеличением налога в 7,5 раз — с 2% до 15% на отток капитала и вывод его в офшоры. Конечно, эту меру стоит поддержать, но, одновременно, есть замечание — её можно было бы даже и усилить. Например, сделать этот налог не 15%, а 25% - 30% с ужесточением наказаний за спекулятивный отмыв капитала, за спекуляции на валютном и фондовом рынках с целью их обвала (что определяемо по объёму выводимых средств одномоментно). Игра на понижение и виды наживы на этом должны быть исключены и преследоваться в создавшейся чрезвычайной ситуации по закону. Это можно было бы сделать помимо привязки торгов исключительно к потребностям внешнеэкономической деятельности. Ну и, конечно, сделать налоговую ставку повыше, нежели 15%.
Раз ужесточаются меры для людей, нарушающих карантин, то такое поведение по дестабилизации валютного и фондового рынков можно приравнивать к нарочитой наживе – и даже провоцированию паники. Это нельзя поощрять, нельзя никак поддерживать.
Отдельно я хотел бы высказать два своих предложения по части усиления мер Президента, связанных со снижением социальных начислений на заработную плату с 30% до 15% в привязке к МРОТу. То есть когда заработная плата выше МРОТа, то ставка равна 15%, когда она в районе МРОТа или ниже, то остается 30%. Можно рекомендовать правительству проработать этот вопрос, в том смысле, чтобы привязать это понижение к повышению заработной платы. Например, 7%-10% повышению заработной платы – среднегодовому. Тогда, действительно, у собственника, у капиталиста будет мотив получать это послабление в 2 раза — с 30% до 15% — в зависимости от того, как он повышает заработную плату. Сейчас, в связи с тем, как эта мера сформулирована, по существу, у капиталиста сильного мотива для повышения заработной платы работника не возникает. Я не говорю уже о других моментах, о сокращении персонала и так далее, которые собственник может применять.
Ещё у меня есть одно предложение, касающееся вкладов и налогообложения по 13%-ной ставке процентных доходов. По существу, это ставка подоходного налога, и когда суммарные вклады или вложения в ценные бумаги превышают 1 млн., то эта ставка вводится также в 13%. Я бы правительству предложил два варианта. Либо сделать суммарные вклады и вложения в ценные бумаги от 3 и 5 миллионов, а ставку сделать не 13%, а 20-25 % - и тогда рассматривать необходимость налогообложения процентных доходов. Либо это сделать для вкладов свыше 20 миллионов – и тогда ставку на процентные доходы таких вкладов сделать – 30%. Т.е. сделать определенную прогрессию и вывести из-под удара те слои населения невысокой доходной обеспеченности, которые имеют депозиты в районе 1-1,5 млн. руб. По нынешним меркам — это небольшие суммы, на эти деньги даже нельзя купить однокомнатную квартиру в отдельных регионах. На процентные платежи с миллиона пенсионеры, которые накопили этот миллион за жизнь, имеют до 5 тыс. рублей в месяц вдобавок к пенсии и налогооблагать такие суммы – в общем-то не хорошо, снимая нагрузку с капиталистов (начисления на заработную плату с 30 до 15%) якобы под видом того, что они начнут повышать заработную плату. Они это делать при таком подходе не будут, вполне могут не делать (мотива нет!).
Поэтому, мне кажется, здесь облагать надо не доходы, которые являются добавкой для многих пенсионеров. У некоторых пенсионеров сбережения составляют в районе 1 миллиона руб. Тогда они 5-7 тыс. руб. снимают ежемесячно к своей пенсии. Я лично знаю таких пенсионеров. Мне кажется, для таких категорий населения облагать их доход по 13-% ставке нецелесообразно. Их надо было вывести из протокола налогообложения.
Вот эти предложения я хотел бы озвучить. Они упрочат и расширят предложения Президента, которые я поддерживаю и по оперативному назначению, и по долгосрочной ориентации с целью поддержать российскую экономику. В макроэкономическом смысле важно поддержать спрос, значит, уровень доходов. Тем более, что и до кризиса эти доходы были не высоки и динамика их была крайне низкая, они практически не росли, а пять лет подряд по сути падали.
Полагаю, что необходимо расширение мер воздействия на экономику, включая и снижение процентной ставки, экспансионистcкую макроэкономическую политику – в перспективе. Хочется во всяком случае надеяться на продуманные решения.
1. Свежо предание...