Если вернуться несколько назад и вспомнить, что говорилось в одной из моих старых публикаций на РНЛ о тех, кои мнят, что они не виновны в прародительском грехе, то становится понятна основная цель этого сатанинского лжеучения. Христианин, пытающийся жить духовной, аскетической жизнью по «закону ума своего», неминуемо столкнется с тем, что, как сказал ап. Павел: «В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим.7: 23).
Причем этот закон греховный ведёт свое начало от того семени первородного греха, всеянного в каждого из нас при зачатии и рождении, как и говорит Давид: «Се бо в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Пс.50: 7). Заметим также, что особой аскетической особенностью нашего времени является чрезмерная пронырливость бесов в деле нашей погибели и, наоборот, крайняя неискусность нынешних подвижников, особенно только-только пришедших из атеизма.
Поэтому последним этот закон греховный, действующий в их членах, кажется некой «непреодолимой силой». Т.е. кажется им той самой невидимой стеной, о которой говорилось в прошлых публикациях; стеной, о которую раз за разом подвижник разбивает свою голову, без видимого результата пытаясь проникнуть за нее. Вследствие чего у него возникает сначала уныние, а затем и отчаяние – неверие в возможность собственного спасения.
Если же при этом он, как уже говорилось, мнит, что этот закон греховный вложен в его природу Богом без всякой вины с его стороны (он ведь якобы «не виновен в грехе прародителей»), то тогда у него, конечно, с подсказки диавола выходит, что это «Бог, вложивший в него без его вины закон греховный, не только виновен в его грехах и грехопадениях, но еще хочет его таким образом окончательно погубить и отправить в ад»!
Как видим, «отличный аргумент» для того, чтобы окончательно отпасть от христианства и как пес вернуться на блевотину атеизма и богоборчества (ср.2 Пет.2: 22)! Притом таковой, согласно сказанному в прежних публикациях, еще получит «мощную прививку» от христианства, т.е. будет с избытком «вакцинирован» антихристианством!
Это основная цель сего сатанинского лжеучения, но есть еще одна, не менее важная задача врага, состоящая в том, чтобы таким образом не допустить христианина к духовной жизни. Здесь надо сказать несколько слов о том, что такое духовная жизнь. Люди неверующие часто думают, что это нечто вроде того, чтобы «читать умные книги, слушать симфоническую музыку и т.д. и т.п.». В действительности - это лишь душевная жизнь.
По учению Православной Церкви духовная жизнь – это соединение души человеческой со Святым Духом. Как тело без души мертво, говорят святые отцы, - так и душа без благодати Святого Духа мертва, а начинает она жить лишь соединяясь с Ним. Кстати говоря, это одновременно и цель христианской жизни, как сказал о ней преп. Серафим Саровский, что она состоит в стяжании Духа Святого.
Как же Его стяжать? О сем Сам Господь в беседе с Никодимом сказал так: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3: 5-6), - т.е. как младенец, рождаясь от матери, начинает жить плотской жизнью, так точно рождаясь в Таинстве Крещения (именно о нем здесь идет речь), христианин начинает жить духовной жизнью.
Впрочем, для нынешних православных это в некотором смысле не столь актуально, поскольку большинство из нас крещены еще в детстве, а духовной жизни многие так и не научились. А те, которые были крещены в сознательном возрасте, те уже очень быстро впадают в новые грехи. Поэтому актуальным для нас в качестве начала духовной жизни является Таинство Покаяния, кое, как учит Православие, есть возобновление Крещения.
Если христианин примет Таинство Покаяния, как положено по закону Христову, т.е. примет его в православном храме от священника; примет искренне, с сокрушением и желанием исправить свою жизнь, без утайки исповедав пред духовником свои грехи, то истинно кающийся обязательно получит оную благодать Святого Духа, но… только в том случае, если к сему не будет особых препятствий.
А какие препятствия могут быть? А вот какие. Эта статья написана в конце первой седмицы Великого поста. Который, как известно, предваряется Прощеным воскресением, когда мы все просим прощения друг у друга. Почему? Потому что по слову Господа: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6: 14-15).
Итак, если мы не прощаем других людей, то и нам не простятся наши грехи, хоть бы мы в церкви и приступили бы к Таинству Покаяния, но… в таком случае оно не состоится. Как видим, не прощать других – это препятствие к совершению сего Таинства и, следовательно, препятствие к получению в нем благодати Святого Духа.
Но в Прощеное воскресенье еще воспоминается Адамово изгнание из рая. А что было тогда? Когда прародители согрешили в раю, вкусив запретный плод, Господь призвал их к покаянию, воззвав: «Адам, где ты?» (Быт.3: 9), – т.е. куда ты ниспал, согрешив, принеси покаяние в сем грехе. Но вместо покаяния «Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт.3: 12).
Видите, праотец не только ближнюю свою осуждает и обвиняет, но и Бога, говоря «которую Ты мне дал»! Так если осуждение ближнего лишает нас благодати Святого Духа, являясь, таким образом, препятствием к духовной жизни, то насколько же более сего таковым препятствием является обвинение Бога в наших собственных грехах?! Что, как ясно было показано выше, и продуцируется лживым сатанинским мнением о нашей невиновности в прародительском грехе! Оно, во всяком случае, очень эффективно лишает нас возможности вести хоть какую-то мало-мальски духовную жизнь.
Врагу это надо потому, что он далеко не всегда может быстро ввергнуть, вернуть человека на блевотину атеизма. Господь милостив и мешает сему, стараясь вразумить, направить ко спасению заблудшего. Да и душа человеческая не так-то проста, чтобы сразу нырнуть в пучину отчаяния. Она может проявить терпение, даже мужество, стоически держась некоторое более или менее продолжительное время как бы в некой духовной темнице – между окончательным отпадением от Бога и невозможностью вести духовную жизнь…
Но бесконечно это продолжаться не может, и тут есть три варианта дальнейшего. Либо христианин откажется от ложного мнения о своей невиновности в грехе прародителей, осознает и себя виновным в сем грехе, т.е. смирится. Тогда потихоньку-помаленьку он начнет вести духовную жизнь и спасаться. Ибо, как изрек преп. Иоанн Лествичник: «Смирение и само по себе может спасти человека, но только очень медленно».
Либо люди будут до конца упорствовать в вышеуказанном лжеучении. Тогда, как ранее и говорилось, «с ними (случится) по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пет.2: 22) «вакцинированного» атеизма.
Правда, есть еще третий вариант. Христианин может, так и не избрав то или другое, умереть физически. Но тогда я не знаю, какой ответ он даст пред Господом на Страшном суде?!
Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, Одесса