Нам не следует удивляться тому, что происходят с нами самые острые искушения в течение Поста, потому что Пост — это война со злом, это объявление войны самому диаволу, ни больше ни меньше. Это мы должны очень хорошо сознавать. Если мы на самом деле вступаем в эту войну, то мы должны быть подготовлены ко всяким неожиданностям и искушениям, и мы не должны ничего смущаться и бояться.
Когда мы читаем Великий покаянный канон святого Андрея Критского, когда мы следим за теми образами борьбы с грехом в Ветхом и Новом Завете, мы не можем не замечать одной особенности: сатана в Ветхом Завете упоминается крайне редко, он как бы смутно присутствует, едва называется. Как будто человек сознает, что есть такая реальность, которая слишком тяжела для него, чтобы он мог ее перенести. Только с пришествием Христа явно обозначаются глубины сатанинские. В Евангелии, в Посланиях Апостольских мы видим, как разоблачается враг. Можно сказать, что сатана является составной частью евангельского откровения, нравится это кому-то или не нравится — такова правда. Но только при явлении истинного света раскрывается вся эта страшная тьма. Князь мира сего обличается — то есть делается явным — светом Царя Небесного. Отец лжи разоблачается Сыном Божиим, Который есть Истина. Человекоубийца от начала — Тем, Кто Превечный и стал человеком, чтобы предать Себя на убиение.
Среди этого ада, в котором мир живет — среди страшного растления мира грехом, когда присутствие в нем человекоубийцы и отца лжи делается все более очевидным, среди разрушения душ человеческих всякими сатанистами, экстрасенсами, телемагами, среди разврата, которым наполняется наша земля, среди всего, что является мерзостью пред Богом, как говорит Писание, — каждый должен увидеть, что среди всего этого присутствует и его грех. И через этот грех вся тьма, которая есть в мире, лелеет надежду обрести полную власть над душой.
Непереносимо для нас, когда мы узнаём, что никакая наша сила близко не сравнится с той силой, которой обладает диавол. Как говорит преподобный Серафим Саровский, малейший из бесов одним коготком мог бы опрокинуть всю вселенную, если бы Господь попустил ему. Он говорит о бесах, что они гнусны, и то же самое можно сказать о грехах. Всякое прикосновение греха к душе или к телу должно быть для нас непереносимым прикосновением бесовским. Только Христом Богом побеждается сатана, только светом Христовым разоблачаются его козни и коварство. И когда Господь срывает все маски с сатаны, Он совершает для нас великое, если мы участвуем в этой тайне. Он срывает все маски с наших лиц — бесчисленные личины, которые не дают нам стать самими собой, увидеть друг друга, стать лицом к лицу перед нашим Господом. Наша брань — «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 12). Но наше участие в этой войне требует настоящей отдачи, о которой апостол Павел говорит: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр. 12, 4). «Противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4, 7). Там, где близко наше поражение, где наш грех означает нашу вечную смерть, мы должны узнать на самом деле — не так, как в книжке читаем или слышим в проповеди, — что означает «дать место диаволу».
Как бы не неистовствовало зло, мы стоим перед лицом уже совершившейся победы Божией. Смысл Поста и всей нашей жизни — в том, чтобы войти в эту непобедимую победу. Господь стал Агнцем, и как бы потерпел поражение, взяв на Себя мое поражение — мой грех, — но в этот самый миг явился Львом побеждающим: «Возбудил еси, уснув, мертвыя от века, царски рыкая, яко от Иуды лев», как воспевает в пасхальную ночь Церковь Христова.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России