Какие поразительные слова в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского! Понимаем ли мы их, слышим ли или просто произносим как красивые стихи?
Мы знаем, что грех — это такая массовая эпидемия, когда вирус греха распространяется всюду и везде. Сама кровь заражена. Приходит врач, внимательно слушает сердце, дыхание, пульс, и говорит, взвешивая каждое слово: «Твои дела гораздо хуже, чем тебе кажется, ты болен, и болен к смерти». Диагноз болезни ясен, точен и беспощаден — грех, то есть смерть. Кого не сокрушит такой диагноз, если он услышит его, кто выдержит такой приговор?
Смысл Поста и смысл нашей жизни заключается в том, чтобы мы это узнали, увидели и чтобы мы не отчаялись, потому что Церковь дает нам время для покаяния в течение подготовительных недель, а потом в течение Поста. И мы призываемся вместе со слепым Вартимеем сидеть у дороги и взывать о милости ко Господу, вместе с мытарем говорить: «Боже, милостив буди мне грешному», вместе с блудным сыном, вместе со всеми, кто узнал, что такое грех, вместе с разбойником благоразумным, которому открылась тайна Креста Христова, тайна Божия милосердия, его собственный грех, когда он исповедал: «Достойное по делам своим приемлю». То, что происходит с нами, со мной, с народом, со страной, — достойное по делам нашим приемлем. Приговор беспощаден, и нет исхода. Только Крест Христов — врачевание.
Однако существуют ложные грешники, которые называют себя «великими грешниками», но внутри себя не сознают, что это такое, не испытывают ни печали, ни угрызений совести. Для таковых нет покаяния, даже если они каждый день произносят тысячи молитв, ибо Христос — искусный Врач, умеющий отличать настоящего больного от притворного.
Христос пришел в мир не водою только, говорит апостол Иоанн Богослов, но водою и кровью. Прежде всего водою, чтобы омыть кровоточащие раны греха, раздирающие сердце человека, а затем Своей Пречистой и Животворящей Кровью, чтобы исцелить его от смертельной болезни и восставить живым.
Подлинные грешники — совесть которых кровоточит, и слово Божие зовет их войти в бесконечную глубину Божественного прощения и милосердия. Ради них Христос сошел с небес на Голгофскую гору, чтобы призвать их к покаянию.
Христос пришел взыскать подлинных грешников, тех, кто изнемогает под тяжестью мук, не притворщиков, которые изображают из себя кающихся, чтобы их хвалили и прославляли за то, чего они не имеют. Христос пришел «отпустить пленных на свободу», и Он сошел в самые темные и сокрытые места преисподней, чтобы взыскать их. Но если ты не сознаешь себя заключенным в темницу греха, если ты не узнал еще, что такое тьма греха, если ты не проснулся еще от ужаса греха, как можешь ты «из глубины воззвать ко Господу»? «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши, конец приближается и имаши смутитися», — молимся мы, преклонив колена, в середине канона. А начинаем его восклицанием: «Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний?» Если ты не начнешь плакать и рыдать от несчастья греха, как услышит тебя Спаситель?
Начало покаяния, говорят святые отцы, — видеть свои грехи, бесчисленные как песок морской. Основание покаяния — осознание греха, вопль скорби за содеянные нами преступления, скажем больше, — пребывание на грани отчаяния от отсутствия света. Только так можно узнать, что Христос — истинный свет, просвещающий и освящающий всякого человека, приходящего в мир. И что милосердие Его непобедимо ничем.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России