В московском издательстве «Звонница-МГ» вышла новая книга Петра Ткаченко о русской литературе – «Трагические судьбы русских писателей…» (М.Лермонтов, А.Блок, А.Фадеев, М.Шолохов, М.Цветаева, Н.Рубцов, В.Белов, Ю.Кузнецов).
Известный литературный критик, прозаик и публицист Пётр Ткаченко в своей новой книге задаётся вопросом о том, почему столь трагичны судьбы многих русских людей.
Автор считает, что каждый истинный художник загадочен по самой природе своего дарования. Ряд писателей оставили нам тайны ухода из жизни, которые не могут не волновать людей последующих поколений, уже только потому, что таинство смерти человека обусловлено всей его жизнью.
Писатель исходит из того, что со времён библейских каждая человеческая трагедия имеет, прежде всего духовную, религиозную природу и причину и не может сводиться к криминальным, житейским и тем более, к юридическим аспектам.
В книге по новому предстают гибель М.Лермонтова, а точнее, тайна его убийства, а также загадка смерти А.Блока, судьбы А.Фадеева и М.Цветаевой и других писателей. Особняком стоит трагическая смерть по сути нашего современника Н.Рубцова. Никакие обстоятельства не могут заслонить духовного значения этих трагедий и потерь.
Эта интересная во всех отношениях книга – итог многолетней исследовательской и аналитической работы подвижника Петра Ткаченко. Она адресована широкому читателю, которому всегда дорога истина.
Это в высшей мере своевременная книга, что обусловлено положением русской литературы в нашем нынешнем обществе. Ведь у нас произошло, казалось бы, немыслимое и невозможное – русская литература, по сути, вытесняется из общественного сознания и изгоняется из образования. В такое мировоззренчески невнятное время мы ищем и нередко находим духовный смысл своей истории и жизни в великой русской литературе. Но так складывалась наша народная и государственная судьба, что литература толковалась зачастую или с точки зрения «передовых» революционных теорий или – господствующей идеологии. До такой степени, что история литературы оказалась, по сути, подменённой историей революционного движения, «освободительного» движения в собственной стране…
А потому нашей наиглавнейшей задачей теперь является перечитывание классики, постижение её духовно-мировоззренческой основы. На этом пути нас ждёт немало открытий, сегодня столь необходимых. Этим и занят многие годы и даже десятилетия, литературный критик Пётр Ткаченко. Его прочтение вершинных творений русской литературы, начиная со «Слова о полку Игореве» отличается оригинальностью и непривычностью для нынешнего литературного процесса, погрязшего в позитивизме. Ведь автор замечает в классических, казалось бы, хорошо известных текстах то, что по тем или иным причинам было в них просмотрено. Это подтверждается и его новой книгой о трагических судьбах русских писателей.
Думается, что эта книга будет полезной и поучительной не только для неленивых и любопытных читателей, но и для молодых писателей, только входящих в литературу и пишущих зачастую так, словно ничего до них в великой русской литературе не было. Как правило, ориентирующихся на современность, хотя для постижения её есть иные, более надёжные формы сознания, чем литература. Увязающих, в лучшем случае в истории, а то и в откровенном бытописательстве. И, кажется, не подозревающих, что дело писательства состоит не в этом, а в постижении духовной основы нашего бытия. А на этом пути художника ждёт не «успех», на который, кажется, всецело сориентировано сегодняшнее писательство, а терзания души, житейская неустроенность, а то и трагическая судьба…
На этом пути художник во все времена неизбежно становится в ряд великомучеников русской литературы. Об этом можно сказать разве что строчками Бориса Пастернака из его стихотворения «О, знал бы я, что так бывает…»: «Что строчки с кровью убивают,/ Нахлынут горлом и убьют». Ведь жизнь «Не читки требует с актёра,/ А полной гибели всерьёз». Это трудно уразуметь авторам, полагающим, что литература определяется бесконечными «премиями» корпоративными, мало чем связанными как с жизнью, так и с литературой…
Эта книга не лёгкое и не досужее чтение, - а, надеюсь, серьёзное размышление о смысле нашего бытия, так как автор в основном касается не внешнего, событийного содержания их судеб, а духовно-мировоззренческой основы их жития.
Катерина Беда, публицистка