«Не обвиняй меня, Всесильный…»

К выходу повести П.Ткаченко «Поэт и пророк» о великом русском поэте М.Ю. Лермонтове

0
251
Время на чтение 5 минут

 

         В ведущем  ныне литературно-художественном и общественно-политическом журнале «Наш современник» опубликована литературно-критическая повесть Петра Ткаченко «Поэт и пророк» (№10, 11, 2024) о великом русском поэте Михаиле  Юрьевиче Лермонтове («С тех пор как вечный Судия мне дал всеведенье пророка…», тайна убийства Лермонтова»).

         М.Ю. Лермонтов во всей великой русской литературе отличается единственным в своём роде  своеобразием, а значит и положением в ней. Как прижизненной, так и посмертной судьбой.  Всё его творчество, короткая жизнь и трагическая, туманная гибель столь необычны, что оказались окутанными тайнами, преднамеренными или невольными  искажениями, недоговорённостями и умолчаниями. Причём, это относится не только к его судьбе, но что особенно примечательно, и к его творчеству. Когда же выдвигаются бесконечные «версии» и «мнения», то правды, вроде бы и нет.

Что же касается трагической гибели поэта, то автор повести исходит из того очевидного и несомненного факта, что весь известный нам массив документов, свидетельств и воспоминаний не даёт никаких оснований считать, что поэт погиб на дуэли. Если, конечно, следовать их истинному смыслу, а не вкладывать в них произвольные значения и не впадать в тенденциозные толкования. Воспоминания же участников и свидетелей Пятигорской трагедии 15 июля 1841 года, завершившейся гибелью великого поэта, могут иметь при этом лишь некое вспомогательное значение, но никак не центральное, как зачастую бывает у исследователей, так как писались они многие и многие годы спустя в своё оправдание и вызваны были исключительно настойчивостью журналистов, а не доброй волей самих участников и виновников трагедии…

Да и какая может быть дуэль, в седьмом часу вечера, при такой грозе и ливне, каких пятигорцы давно не помнили? В таких случаях дуэль откладывается по независимым от её участников обстоятельствам. Но главное – одиноко скачущий на коне поэт из Железноводска в Пятигорск, поздно вечером и при такой грозе, и сам не знал о предстоящей дуэли… Не говоря уже о том, что пуля вошла в его тело под углом в сорок пять градусов, что было зафиксировано ординатором госпиталя. А это было возможно при единственном условии, что поэт находился на коне, а его убийца стоял на земле.

Но тайной во многой мере является и само творчество поэта. В этом смысле М.Ю. Лермонтов остаётся современнее и необходимее нам многих нынешних, так называемых современных литературных писаний. Не постижимо всё-таки, как мог пятнадцатилетний поэт написать стихотворение «Молитва»: «Не обвиняй меня, Всесильный, / И не карай меня, молю, / За то, что мрак земли могильный/ С его страстями я люблю;»  Стихотворение о соотношении христианской веры и поэтического творчества, которое в нашем общественном сознании, да и в научной среде, во многой мере всё ещё остаётся на догматическом уровне: или то или другое, в альтернативном положении. А не так как у поэта – в их неразрывном единстве, что является непременным условием и истинной веры, и подлинного поэтического творчества.

Не может не поражать и то, с какой последовательностью и настойчивостью поэт создавал поэму «Демон». При его столь короткой земной жизни и в условиях постоянных военных походов сохранилось семь редакций поэмы… Видимо, он хотел сказать этой поэмой и современникам своим, и нам нечто столь важное и необходимое, без чего жизнь человеческая не может быть продолжена. Ведь у М.Ю. Лермонтова, в его поэме – «Демон побеждённый». Наше же обыденное сознание, а не духовное зрение, понимает это никак не иначе, что Демон, то есть зло, наконец-то повержено, после чего наступает некое благоденствие. Но зло в мире неустранимо. Согласно Откровению святого Иоанна Богослова, оно приходит на «малое время», после чего снизвергается, а потом, говоря современным варварским языком, снова воспроизводится: «Зверь был, и нет его, и явится» (Откровение, 17: 8).

В поэме М.Ю. Лермонтова Демон является «побеждённым» не потому, что он низвергнут, а потому что он остаётся  Демоном. Потому, что ему не удаётся изменить своей злой и губительной сущности («Я враг небес, я зло природы»). А его, вроде бы, благое намерение: «Хочу я с небом примириться, хочу любить, хочу молиться», не сбывается и оборачивается тем, что он снова сеет зло на земле… «Побеждённый», значит такой же, как и прежде, «надменный», всё презирающий и ненавидящий, «без упованья и любви». Такое значение вкладывал М.Ю. Лермонтов в определение Демона – «побеждённый»…

А разве можно прочитать новеллу «Тамань» из «Героя нашего времени» без христианского понимания мира, без книги пророка Исаии, слова которого в новелле, кстати, приводятся? Разумеется, нет. Иначе получится просто случай из жизни офицера, оказавшегося в Тамани «с подорожной по казённой надобности», где с ним произошло происшествие, чуть ли не стоившее ему жизни. Но литература – это не описание происшествий…

Уверена, что в повести Петра Ткаченко «Поэт и пророк» читатели найдут немало для себя интересного, а может быть и неожиданного.

Только этот малый экскурс в творчество М.Ю. Лермонтова, в связи с литературно-критической повестью «Поэт и пророк», свидетельствует о том, что великий поэт, во многой мере, всё ещё остаётся недостаточно прочитанным. Об этом, кстати, говорит и то, как мы отметили не столь уж давно его двухсотлетний юбилей. Из обширного наследия поэта, во многом ещё не постигнутого, как помнится, в СМИ оказалось зацитированным стихотворение «Прощай, немытая Россия»,  ему не принадлежащее. Причём, выдавалась эта пропагандистская поделка революционных демократов второй половины ХIХ века за образец патриотизма. Но о том, что это не Лермонтовское стихотворение есть глубокие исследования выдающихся филологов, которые, к сожалению, не понадобились.  М.Ю. Лермонтов же писал совершенно о другом. В духе Пушкинского стихотворения «Клеветникам России»: «О чём шумите вы, народные витии?/ Зачем анафемой грозите вы России?». Словно о нашем нынешнем времени, оставаясь нашим современником:

                           Опять, народные витии,

                           За дело падшее Литвы

                           На славу гордую России,

                           Опять шумя, восстали вы.

…Что это:  вызов ли надменный

На битву ль бешеный призыв?

Иль голос зависти смущённой,

Бессилья злобного порыв?..

Да, хитрой зависти ехидна

Вас пожирает; вам обидна

Величья нашего заря;

Вам солнца Божьего не видно

За солнцем русского царя.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Катерина Беда
«Славны были наши деды…»
Вышла в свет новая книга писателя, литературного критика, прозаика и публициста Петра Ткаченко
22.08.2024
Великое русское слово...
Что призывала прежде всего сохранить Анна Ахматова?
25.03.2024
«Когда закончится война…»
К 35-летию вывода советских войск из Афганистана
16.02.2024
«Ой, как вспомним это время…»
К 105–летию расказачивания
24.01.2024
«Любовь моя, не покидай меня!..»
К 20-летию кончины поэта Юрия Беличенко
11.04.2023
Все статьи Катерина Беда
Последние комментарии
Секрет Шафаревича
Новый комментарий от Павел Тихомиров
14.01.2025 07:45
Трампистский глобализм может оказаться опаснее
Новый комментарий от Агафон
13.01.2025 23:08
Как заменить капитализм на солидарный строй
Новый комментарий от Агафон
13.01.2025 21:08
Что же такое начётничество?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
13.01.2025 20:16
«Русские общины» и опасность русского национализма
Новый комментарий от Алекс
13.01.2025 20:07
Секта головинцев живёт и здравствует
Новый комментарий от Алекс
13.01.2025 19:21