Узнавание Бога не может не переполнять нас благодарностью Ему. Не той благодарностью, которая была у фарисея, который, став, молился сам в себе так: «Боже! Благодарю тебя, что я не таков, как прочие люди». Мы делаемся способными увидеть нашу жизнь как драгоценный дар от Приснотекущего Источника Спаса нашего. Она обретает значимость, глубину богатства, ни с чем не сравнимую радость. Без этого преображения она может казаться скучной, однообразной, привычной, обыденной.
В самом деле, слишком часто мы ведем себя как фарисеи. Мы столь полны самими собой, нашими заботами, нашим тщеславием, что не замечаем больше ничего. Мы проходим стороной мимо радости или страдания, зова или мольбы в лице, во взгляде, в слове, в интонации голоса другого человека. Этот человек остается для нас сотрудником, товарищем по работе или по какому-то увлечению. Мы не видим его как другого — со всем богатством его единственности и неповторимости, всей его тайны. Но мы можем также, освободившись отсосредоточенности на себе, заново пережить в сокрушенной молитве все, что было мертво у нас, услышать то, что мы не услышали, увидеть то, что не увидели. И тогда то же самое лицо, то же самое слово обретет вес, тот же самый взгляд обретет глубину, та же самая улыбка нас поддержит. Другой человек приоткроет свою тайну, в нас зародится способность с благоговением воспринимать эту личность, и наш взор невольно обратится к Подателю этого неповторимого дара.
Так начнет возрастать в нас вкус к жизни, ко всем ее дарам, к людям, а также появится вкус к правде, к красоте, к Божественным вещам, к Богу. И сердце наше будет заполнять благодарность. Великим постом на литургии Преждеосвященных Даров Церковь будет воспевать перед причастием: «Вкусите и видите, яко благ Господь». Вот чего не может достигнуть наша молитва, когда мы слишком полны собой, слишком фарисеи. Только так можем мы обрести вкус ко всему, что Бог дает нам в земной жизни, к людям, которых Он нам посылает. Только так можем мы оценить дар нашей собственной жизни. А с другой стороны, только подлинным вкушением даров Божиих можем мы сделаться способными к принятию благодати. Больше, чем одним разумением — подлинным вкушением уготовляемся мы к принятию Божественного откровения. Молитва сокрушенного сердца, молитва того, кто знает вкус жизни, — в сердце пламенной благодарности. Как можем мы участвовать в Евхаристии — в том, что есть благодарение, — если в наших сердцах нет благодарности? И откуда возьмется эта подлинная благодарность, если она не будет исходить из глубокого вкушения жизни, со всеми ее радостями и скорбями, которые дает нам Господь?
Непрестанная великопостная молитва: «Господи и Владыко живота моего» совершенно созвучна молитве мытаря. Прежде чем обрести даром Божиим плоды такого покаяния — дух целомудрия, терпения и любви, — мы должны отвергнуться благодатью Христовой всего, что демонстрирует фарисей, — духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Как научиться нам заставить умолкнуть непрестанное внутреннее празднословие нашего «я», чтобы войти в подлинную — молчаливую молитву? Разорвать замкнутый круг суеты, найти время, чтобы совершить выход из времени. Зная, что и здесь мы не избавимся от другой суеты — внутренней, напряженной болтовни, которая никогда не умолкает в нас, и не дает по-настоящему обратиться к Богу. Как войти в молитву молчания, которую может произносить только кроткое благодарение: «Слава Тебе, Боже наш!» и «Боже, милостив буди мне, грешному»?
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
1. Узнавание Бога