Совсем недавно, 3 января сего года, во Ржеве открылся Музей древлеправославной культуры. Нашим прихожанам всегда была очень близка тема древлего благочестия, богослужения в храме свт. Николы на Берсеневке уже около тридцати лет совершаются по старому обряду. И, естественно, такое событие, как открытие нового музея, тем более приуроченное к 400-летиюсо дня рождения духовного вождя старообрядчества протопопа Аввакума, не могло не остаться вне поля зрения нашей общины.
Экскурсию наметили на воскресенье. Воскресный день, сразу после Литургии и трапезы, был выбран настоятелем, игуменом Кириллом (Сахаровым), не случайно - многие не могут себе позволить в будние дни куда-то поехать по понятным причинам: работа, учеба и т.п. Заранее постарались оповестить о предстоящей поездке как можно большее число прихожан. Но, к сожалению, комфортабельный микроавтобус на восемь человек отправился в путешествие полупустым. Несколько удручает такая пассивность, все трудней в наше время становится мобилизовать людей на какое-либо мероприятие, поездку. Хотя, надо заметить, потом все отмечают, что как бы не было тяжело себя «поднять», но никто ни разу не пожалел о том, что побывал в том или ином паломничестве – всегда это бывает ярко, незабываемо, полезно.
Вдоль автотрассы ближе ко Ржеву бросаются в глаза большие ярко-желтые памятные знаки. «ЗДЕСЬ подо РЖЕВОМ погибла 29-я АРМИЯ. 14 000 бойцов стояли до конца. Зима 1942 г.». Страшные события последней войны проходили здесь, на многострадальной Тверской земле, в окрестностях Ржева. Была окружена и практически полностью разбита 33-я армия. Погибла большая часть личного состава и командования, включая генерала Ефремова. Ржев был оккупирован гитлеровцами в октябре 1941 года, но тогда это событие не привлекло особого внимания. На карте стояла судьба Москвы. Ржевско-Вяземский выступ немцы называли «воротами к Москве». Чтобы не допустить наступления, советское командование провело три военные операции, впоследствии названные «ржевской мясорубкой»: две Ржевско-Сычевских (в июле-августе и ноябре-декабре 1942 года) и Ржевско-Вяземскую (март 1943 года). В этой «мясорубке» погиб мой дед, потомственный старообрядец, Андреев Георгий Ананьевич. Немцы держались за выступ всеми силами, наши потери были чрезвычайно велики.
Из воспоминаний военного корреспондента Ильи Эренбурга: «Мне не удалось побывать у Сталинграда... Но Ржева я не забуду. Может быть, были наступления, стоившие больше человеческих жизней, но не было, кажется, другого столь печального — неделями шли бои за пять-шесть обломанных деревьев, за стенку разбитого дома да крохотный бугорок... Наши заняли аэродром, а военный городок был в руках немцев... В штабах лежали карты с квадратами города, но порой от улиц не было следа... Несколько раз я слышал немецкие песни, отдельные слова — враги копошились в таких же окопах...»
В конце сентября 1942 года наши сумели ворваться в Ржев, однако немцам удалось вернуть город себе. Цена же этих незначительных успехов была очень высока. Весной 1943 года после поражения в Сталинградской битве, которое было обусловлено, в том числе и тем, что значительные силы вермахта были связаны боями за удержание Ржева, немцы вынуждены были отступить с Ржевско-Вяземского выступа. 3 марта 1943 года Красная армия входила в уже оставленный немцами город.
Музей разместился в Покровском старообрядческом храме. Для этого оборудовали хоры в западной его части, которые зрительно разделили храм на две территории – богослужебную и, собственно, музейную. Настоятель храма о. Евгений Чунин заметил, что, несмотря на такой компромисс, решение о размещении музея в храме все же вызывает некоторое напряжение у особенно консервативно настроенных прихожан, но надо понимать, что других вариантов на данный момент просто нет.
Интересна история самого Покровского храма. Построен он был в 1908-1910 гг. - после Указа императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». В 1930-е годы несколько раз пытались храм закрыть, но община отстояла. Храм полностью сохранил свой иконостас, вообще, чудом уцелел в годы войны - и это милость Божия. Ржев, город-фронт, - разрушено было практически все, но ни одного прямого попадания в Покровский храм не было, хотя все тело его испещрено выбоинами, а в экспозиции музея представлена покореженная пулями медная икона. Немцы в упор расстреляли настоятеля о. Андрея Попова (его могила находится близ храма). Они пытались вывезти иконостас, но каким-то непостижимым образом диакону удалось уговорить его оставить. Отступая, фашисты заминировали храм, согнав в него более двухсот горожан. Это должно было стать огромной братской могилой, но Господь спас и людей и церковь.
О. Евгений встретил радушно и сам провел для нас экскурсию. По его словам, Ржевская община более 20 лет вела работу по созданию музея, подготовке экспозиций для него. Совместно с учеными шло изучение документов, которые хранились здесь, в процессе обнаруживались эксклюзивные записи, связанные с историей Ржева. Многие архивные документы не представлены научной общественности, с ними еще только предстоит работать.
Во Ржеве среди населения исторически всегда преобладали старообрядцы. В городе в 19 веке было построено несколько моленных домов, своим богатым внутренним убранством нисколько не уступавших храмам официальной Церкви.
Разные архивные источники проливают свет на то, как проводился в жизнь план внедрения единоверия. К примеру, представленное в экспозиции письмо обер-прокурора Протасова Тверскому архиепископу Григорию, датированное 1836 г., касательно устроения единоверческой церкви в городе Ржеве. Графу Толстому, Тверскому гражданскому губернатору, было предписано осмотреть дом, где находилась «раскольническая» моленная и если найдет удобным, устроить в ней единоверческую церковь. Здание моленной (Благовещенской часовни) при Успенском кладбище было признано подходящим и со всем имуществом («иконостас с образами, алтарь, престол, крылосы, хоры и все церковные принадлежности») было передано на устроение единоверческой церкви; в 1843 году ее переосвятили во имя Успения Богородицы. Так появилась первая единоверческая церковь во Ржеве. Гораздо более трагические события сопровождали возникновение в городе второй единоверческой церкви.
Старообрядческая моленная, что во Ржеве на Троицкой улице (ныне улица Декабристов), как известно из архивных описаний, составляла «высокое в городе здание и на высоком месте…с железными в окнах решетками, с двумя по сторонам двухэтажными флигелями, садами, прудами, плотиною на реке для прохождения на освящение, и оградою, вмещающею несколько десятин возделанной земли для овощей бродягам. Она вся расписана и весьма богато отделана, т.к. быть церкви, только без главы и креста наверху». В феврале 1857 года эта моленная была с особой жестокостью со стороны церковных и городских властей изъята у староверов.
Началось с того, что обманным путем было собрано необходимое число подписей и подана петиция к императору о том, что верующие Ржева просят передать им моленную для переосвящения ее в единоверческую церковь (таким же обманным путем, кстати, был отобран у старообрядцев Никольский храм на Рогожском кладбище в Москве). Инициатором этого был духовник Н.В. Гоголя, протоиерей Успенского ржевского собора Матвей Константиновский.
Старообрядцы, не желая уступать свою моленную, организовали в ней постоянное дежурство. На улицах города везде пестрели объявления о том, что всех старообрядцев ждут «страшные наказания»: ссылки, избиения, штрафы… Жандармы отнимали у строптивых староверов из рук иконы, кресты, таскали за волосы, избивали, на морозе поливали грязной холодной водой из пожарных труб. Однако ревнители древлего благочестия стояли в ледяной одежде и не трогались с места. Конная полиция пыталась прорваться во двор. Защитники протянули руки вперед, и кони не пошли на них. В городе было введено военное положение, во Ржев стянуты регулярные войска. Против безоружных восставших были посланы два гусарских и один пехотный полки. «Раскольников» силой вытолкали с территории моленной, арестовали, допрашивали. Санкт-Петербургский генерал Ефимович лично просил их отдать моленный дом, и обещал помочь избежать наказания. Понимая, что больше ничего уже сделать нельзя, старообрядцы согласились.
Моленная была переосвящена как единоверческий храм с двумя престолами – Благовещенским и Никольским. До революции храм был действующим, в 1919-м единоверческая община самораспустилась, и храм стал в ведении Белокриницкой иерархии. В 1930-е годы храм был закрыт, пострадал в войну. Потом долгое время в нем располагался хлебозавод. Сейчас от здания остались руины, а на бывшей церковной территории находилась автостоянка.
Отнятие моленной у старообрядцев не принесло счастья их гонителю протоиерею Матвею Константиновскому - спустя месяц после этого он скончался. Успенский собор, в котором он служил, был взорван в 1954 году. На Соборной горе (территория бывшего древнего Ржевского кремля), где стоял собор, сейчас возвышается Обелиск освободителям Ржева.
Архивный документ советского периода о судьбе еще одного старообрядческого храма - Троицкого. Храм также был заложен после Указа Николая II. В 1917-1920-е годы клир и активные миряне были репрессированы. В 1934-м году храм закрыли. Стараниями диакона Феодота Тихомирова удалось сохранить иконостас – «в взломанном виде 7 возов» он был перевезен в Покровский храм, где пережил и мародеров-безбожников, и военные годы. Были спасены также часть икон, утвари, книг. В настоящее время иконостас Троицкого храма находится в старообрядческом храме во имя преподобного Сергия Радонежского в г. Сычевка. Опустевшее здание церкви превратили в клуб, на амвоне устроили сцену. Во время войны храм был разрушен, остался лишь остов каменной колокольни.
Помимо архивных документов в музее представлены реальные предметы церковного обихода, алтарные предметы, на которых служение совершалось буквально до того момента, когда собственно была открыта экспозиция. Потир, литийница, кадило 1794 г., подсвещники, Евангелие 1648 года, просфорные печати, восхитительно сделанная печать артоса. Патрахиль начала XX века, к которой с обратной стороны пришит кусок материи с памятной надписью«за упокой раба Божьего Козьмы». Традиционная для старообрядцев, но музейный экспонат для наших современников, церковная одежда: женский сарафан с платком под булавку, мужская косоворотка под пояс, небольшого размера кафтан для алтарника-ребенка.
Привлекла внимание строгая, если можно применить такой термин – аскетичная - водосвятная чаша с витыми ручками и четырьмя впаянными держателями для свечей (по старому на чаше при освящении воды должны гореть именно четыре свечи на четыре стороны, а не три, как это по новой традиции). Ничего лишнего. На вид очень мощная литая луженая водосвятная чаша оказалась чрезвычайно легкой. Возник вопрос, эта чаша - экспонат? Реальная или музейная? «А как хотите. Чаша старинная, но мы используем ее для освящения воды по сей день» - ответил о. Евгений.
В экспозиции представлены несколько переносных престолов. Небольшой походный Одикон с антиминсом Вознесенского храма, освященный в 1646 году при царе Алексее Михайловиче Патриархом Иосифом, облаченный в срачицу из тонкой, но очень прочной ткани (лён?), не порвавшейся и не истлевшей за столько веков, повитый вервьми, со следами мастики в положенных местах. По словам о. Евгения, в запасниках есть антиминс из Успенского разрушенного храма, освященный при Патриархе Никоне еще до его печального реформаторства. На одном из представленных антиминсов надпись: «освящен при царе Николае Александровиче самодержце России». Рядом другой антиминс с такой вот надписью: «освящен при коммунистической власти в Российстей державе». Несмотря на то, что Церковь отделена от государства, история для всех общая.
После экскурсии нас напоили чаем в просторной уютной общинной трапезной, все еще украшенной к Рожеству. Безусловно, оставило след интересное общение с настоятелем Покровского храма.
Возвращаясь домой, делились впечатлениями. «Такое продолжительное и полное общение с о. Евгением у меня было впервые, - отметил о. Кирилл. - Он очень эрудированный, с хорошо поставленной грамотной речью. Себя позиционирует как человека мягкого, которому затруднительно на чём-то настаивать. Но, тем не менее, он довольно эффективный руководитель, это сразу видно. Во-первых, храм в хорошем состоянии. Уникальный успешный детский лагерь существует более четверти века. Прекрасное, регулярно выходящее информативно насыщенное печатное издание «Покровский вестник». О. Евгений активен в общественном плане, в плане всяких просветительских мероприятий, контакта с общественностью, СМИ, не только у себя в городе, но и на общецерковном уровне, поэтому его можно часто видеть в Москве - и на Рогожском, и на других площадках. Очень внимателен к людям. Как и все старообрядческие священники, о.Евгений довольно консервативен и в тоже время очень отличается своей активной позицией. Трудно вспомнить ещё какой-то приход или кого-то из священников в старообрядческой среде, которые были бы так активны, как он. Был управляющим делами Митрополии, директором Духовного училища, сейчас благочинный в течение многих лет. Прекрасный семьянин - семейство Чуниных очень заметное, я как-то назвал их золотым фондом старообрядческого духовенства. К сожалению, не удалось побывать на службе – мы предполагали, что накануне дня Ангела настоятеля будет вечернее богослужение, но о. Евгений решил ограничиться в этом году только молебном в самый день Ангела. Было познавательно побывать в богоспасаемом граде Ржеве, пообщаться с досточтимым о. Евгением. Действительно, Ржев - особый город, хотя бы потому, что в нем на сегодня уже два старообрядческих храма - такого нет даже в областных центрах, а это районный центр».
Анна Андреева, руководитель Издательского отдела храма свт. Николы на Берсеневке