В наше время некоторые люди наивно думают, что сильное и независимое государство может жить и развиваться без государственной идеологии. Это результат информационной войны, ведущейся против нашей страны с давних пор и резко усилившейся последние десятилетия.
В российской конституции существует запрет на государственную идеологию. Казалось бы, это очевидный минус, ведь государственная идеология выражает высшие цели и потребности общества, проектирует образ будущего страны и народа. Как известно, дух творит себе формы; без идеи, проекта не осуществляется ни одно дело. Однако не так давно столкнулась с проблемой: верующие люди считают, что России не нужна государственная идеология. Таких людей немало, среди них есть и обычные люди, и священники, и даже политики.
Как известно, конституция является основой государственного устройства, базой законодательной системы государства. Российская конституция была принята в 1993 году всенародным голосованием, а разработана и написана с участием иностранных консультантов. Одним из важнейших её пунктовявляется запрет на государственную идеологию (ст. 13 п.2).
С тех пор прошло уже больше 25 лет, но я чётко помню, как нам втолковывали о преимуществе новой конституции – наличии запрета на государственную идеологию. Это преподносилось несомненным благом, подавалось исключительно в положительном ключе, ведь мы избавлялись от ненавистной коммунистической идеологии (что такое коммунистическая идеология, каковы её корни, а также последствия – об этом нужен отдельный разговор). Народу внушалось, что все наши беды происходили именно по причине господствовавшей до этого коммунистической идеологии. Вот уберём её и заживём! Логика, конечно, была весьма странная: мотор не исправен, надо его выкинуть. А ехать как?
И, конечно, умалчивалось о главном.
О том, что этот пункт (ст.13 п.2) и другие – в частности, пункт о том, что международные принципы и нормы являются составной частью нашей правовой системы (ст. 15 п.4), – закрепляют за Россией внешнее управление и, по сути, делают её колонией США, нам, конечно, не рассказывали. И не искушённый в политике и юридически не подкованный советский народ поверил идеологам перестройки и апологетам Запада… Как молоды мы были, как искренно любили, как верили… Кому? Поверили врагам. Конституцию приняли, государственную идеологию отменили и теперь пожинаем плоды.
Запрет на государственную идеологию привёл к запрету воспитания в государственных образовательных учреждениях – школах, вузах, детских садах – теперь они лишь предоставляют образовательные услуги. При том, что воспитание – это неотъемлемая часть образования, так или иначе, оно всё равно присутствует, вот только какое?
Отсутствие государственной идеологии отрицательно влияет и на состояние экономики, страна превратилась в сырьевой придаток Запада и лишь личной волей нашего национального лидера В.В. Путина удерживается от полного разрушения.
Ведь что такое государственная идеология? Вдумаемся в это понятие.
Она определяет цели и смыслы государственного строительства, направления развития государства. То есть государственная идеология задаёт прежде всего стратегию развития государства. Наличие государственной идеологии обеспечивает долгосрочное планирование, чиновники работают под задачи государства, государство развивается по намеченному плану. Если нет государственной идеологии – нет целей, нет планов, нет развития, чиновники служат чему (или кому) угодно, но не интересам государства, у них просто нет такой задачи.
При этом государственная идеология опирается на духовную традицию народа, на его традиционные ценности. Она выражает национальную идею и потому объединяет народ, делает его сильным, способным противостоять любым вызовам. При отсутствии государственной идеологии понятие общей объединяющей национальной идеи размывается и исчезает, идейный «плюрализм» приводит к тому, что общество распадается на части, это способствует разделению, внутренним противоречиям и даже вражде. Тогда как внешнее влияние чуждых России идеологий и культур ничем не ограничивается.
Наоборот, приветствуется, ведь мы в конституции признаём себя «частью международного сообщества», отрицая тем самым свою самобытность, самостоятельность и принимая всё, что международное сообщество предлагает: культ стяжательства и денег, всевозможные секты и лжеучения, ювенальную юстицию и ЛГБТ сообщества (список можно продолжить). Отсутствие государственной идеологии вкупе с запретом на цензуру делает возможным в СМИ пропаганду против России, русского народа, искажение нашей истории. Не прекращаются нападки и на Русскую Православную Церковь, при том что православие является духовной основой нашей культуры. Очевидно, что запрет на государственную идеологию ведёт, таким образом, к переформатированию общества и перерождению (вырождению) нации.
Другой вопрос, какая государственная идеология необходима сейчас России.
Наш президент В.В. Путин предложил в качестве государственной идеологии патриотизм. Казалось бы, звучит вполне обыденно. Тем не менее, это очень мудрое решение проблемы государственной идеологии. Мудрое и одновременно простое. Ведь любить свою Родину, своё Отечество – это просто и естественно, как любить своих родителей. Это свойственно каждому человеку, и это то, что может и должно объединить людей, очень разных людей, проживающих на территории нашего Отечества.
Мудрое, потому что патриотизм – очень ёмкое понятие и включает в себя много важных аспектов. Патриотизм, то есть любовь к своему Отечеству, означает любовь и бережное отношение и к самому народу, и к своей истории и культуре, к родному языку, а также к природе и всем природным богатствам, ко всему, что способствует развитию и процветанию народа. Тот, кто любит свою страну и уважает её историю и культуру, не будет клеветать на Церковь, порочить православную веру, не будет насмехаться над героями и святыми, не будет искажать историю, не будет разбазаривать её ресурсы, не будет предавать интересы народа и государства.
Патриотизм – это сейчас то, что, с одной стороны, востребовано и жизненно необходимо России, а с другой стороны, то, чего катастрофически не хватает нашему обществу.
И эту нехватку необходимо восполнить.
Исаева Татьяна Николаевна, публицистка, Рязань