В Государственной Думе заявили о необходимости механизмов противодействия ущемлению прав учителей, пишет «Российская газета». Профильный комитет начал разработку законопроекта, который законодательно закрепит высокий статус преподавателя.
О подготовке инициативы сообщила зампред Комитета по образованию и науке Любовь Духанина. Цель авторов - подчеркнуть в документе социальную значимость педагогического труда и сделать учителей более защищенными.
«Сегодня мы часто сталкиваемся с фактами, когда педагог попросту бесправен перед пренебрежительным отношением, давлением и даже физическим насилием со стороны других участников образовательного процесса, - заявила Духанина, которую цитирует ТАСС. - К сожалению, ученик подчас может оскорбить учителя, плюнуть в него в присутствии одноклассников, унизить, упомянув невысокую зарплату».
В комитете хотят определить механизмы противодействия ущемлению прав педагогов. При этом возможно использование опыта соседних стран. Так, в Казахстане за оскорбление учителя предусмотрен крупный штраф, а за повторные злостные нарушения - административный арест.
В комплексных поправках депутаты собираются предложить не только санкции, но и инструменты профессионального развития и карьерного роста, различные меры поддержки учителей. В разработке документа принимают участие педагоги, родители и эксперты.
Инициативу Госдумы прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» известный московский пастырь, и.о. настоятеля храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине, отец девятерых детей протоиерей Димитрий Арзуманов:
Я не очень люблю советское время, когда было много лжи и лицемерия. Однако советское образование и современное российское образование – небо и земля! В те времена были и положительные моменты: отношение к учителю, свобода учителя и свобода учебного процесса, несмотря на идеологические догмы коммунистического строя. Не то, что теперь, когда учитель повязан.
Госдума предлагает прекрасный законопроект, но ведь учителей нужно защищать не только от учеников, которые ведут себя безобразно, но и от Министерства просвещения. Современный учитель очень уязвим. Если что-то не нравится – пишут жалобу. А потом педагога снимают с должности. В нашей школе три учителя должны были уйти просто потому, что на них написали жалобу из-за пустяка. У учителя нет никаких прав. Учитель – замученная лошадь, пашущая в строго определенных рамках, за которые нельзя переступить.
Учитель не может попросить детей что-нибудь принести в школу, потому что такая просьба считается вымогательством. В советское время мы приносили на уроки труда всё что угодно: от продуктов питания до различных материалов. Теперь нельзя! Дескать, вымогательство.
Мы собирали деньги на походы, экскурсии и кино. А если теперь учитель будет собирать деньги на экскурсию, то его выгонят из школы! Безобразие! И кому это надо? Ведь все разумные люди понимают, что образование испортилось.
Если разрабатываемый законопроект что-то изменит, было бы замечательно! Но, к сожалению, у нас много законов, которые не работают. И ничего не меняется. Школа испортилась. Надо по-человечески посмотреть на учебный процесс, тогда всё изменится. А мы смотрим на него с другой позиции. Не знаю, кому это выгодно. Никому!