30 января (по новому стилю) 1860 года в провинциальном Таганроге, в семье бывшего крепостного, владельца бакалейной лавки родился будущий писатель и драматург Антон Павлович Чехов.
Отложенное детство. Появился на свет младенец накануне известных реформ Александра II, что дало не только освобождение от крепостного права, но и принесло всему народу неслыханные доселе права и свободы. Это наложило свой отпечаток на чуткую, впечатлительную натуру Чехова.
Его детские годы нельзя назвать счастливыми и безоблачными, хотя семья не бедствовала. Как признавался в одном из автобиографических произведений сам будущий классик: «В детстве у меня не было детства». Антон отнюдь не голодал, не испытывал в чём-либо нужды, учился в одной из лучших гимназий города, но причина была в другом.
Семья Чеховых придерживалась патриархальных традиций, у будущего писателя было пятеро братьев и сестра, что было нормой для того времени. Но отравляли детство Антону не они, но строгий, регламентирующий жизнь всех домашних порядок, установленный суровым родителем. А ему, росшему очень подвижным и любознательным мальчиком, так хотелось пошалить, побегать. Скорее всего, этот синдром «отложенного детства» тоже повлиял на характер и творчество гения, ведь почти все его, даже юмористические рассказы, с которыми он буквально ворвался в литературу, пронизаны лёгкой грустинкой, печалью.
Уже в гимназии Антон начинает писать (под псевдонимом «Чехонте»), увлекается театром. Со временем становится заядлым театралом, не пропуская ни одной новой пьесы, идущей на сцене Таганрогского театра. Не случайно герои его первых литературных произведений, таких как «Трагик», «Комик», «Бенефис», «Недаром курица пела», были актёрами и актрисами. Он с удовольствием принимает участие в домашних спектаклях своих товарищей по гимназии.
Еще учась, Чехов начинает издавать рукописный юмористический журнал, в котором публикует первые рассказы и сценки, сопровождая их неплохими рисунками. Тогда же, под влиянием учителей, товарищей, театра и богатой гимназической библиотеки, где он стал завсегдатаем, формируется стиль и вкус будущего драматурга. В то время им написана первая театральная пьеса «Безотцовщина». Её сюжет и герои взяты из небогатой опытом личной жизни и увиденных, подсмотренных бытовых сценок, мастером описания которых становится он.
Прообразом для одного из героев пьесы, по мнению большинства биографов писателя, стал его учитель математики Эдмунд Дзержинский — отец небезызвестного первого председателя ВЧК. Очевидно, что он, вместе с математикой, преподавал гимназистам популярные тогда в интеллигентской и студенческой среде народнические идеи, подрывавшие единство власти и народа – триаду «Бог – Царь – Отечество».
И эти уроки не прошли даром для талантливого ученика. Чехов не стал известным математиком, но вот поколебать веру многих верноподданных в безупречность существовавших тогда в Россию порядков ему благодаря таланту удалось. Делал он это, как и полагается классику, талантливо, ненавязчиво, тонко, скорее всего, сам не задумываясь о последствиях. Но искренне веря в то, что «надо что-то менять».
Что? Этого, похоже, Антон Павлович до конца жизни сам не знал. При этом, как он признавался друзьям, у него не было ни политических убеждений, ни идей. А главной бедой народа писатель искренне считал невоспитанность и бескультурье.
Увы, аполитичный Чехов не разглядел тех реформ и положительных перемен, в т.ч. в социальной и культурной сфере, начавшихся в России в конце 90-х годов XIX столетия. Спустя 13 лет после его смерти, а умер он в 1904 году, Россия содрогнётся от перемен другого толка, начатых захватившими власть большевиками, разогретыми теми же идеями неравенства, социальной несправедливости, в которых, по определению, виновата власть. Но это, как говорится, будет потом.
Я бы в доктора пошел… А пока, в 1876 году, нелёгкое детство совсем молодого Чехова по-настоящему закончилось! Его отец разорился и, распродав за долги всё своё имущество в Таганроге, включая дом, уехал с матерью и младшими детьми в Москву. Кто в этом виноват? Ну, конечно, власть! Оставшись без средств к существованию, 16-летний гимназист вынужден зарабатывать на жизнь частными уроками и продолжает писать.
Помимо любви к театру и писательству, в нем растёт желание стать врачом, чтобы помогать людям. В то время в России достаточно остро стоял вопрос медицинского обслуживания народа, высокой была детская смертность, не хватало больниц и докторов.
Спустя три года, по окончании гимназии, юноша поступает на медицинский факультет Московского университета (ныне Первый МГМУ им. И.М. Сеченова) и переезжает в первопрестольную. В подмосковном Воскресенске (ныне Истре) обустраивается и его родной брат, получивший здесь чуть раньше место земского учителя и (между прочим!) шикарную казенную квартиру. Братья часто видятся, общаются, и студент медфака, набирая фактуру, продолжает, помимо медицинской практики, писать. Его герои – пациенты, обыватели, крестьяне, священники, полицейские.
Вот как о том его периоде рассказывал доктор Архангельский, заведующий Воскресенской больницей, где Чехов, по окончании учёбы в 1884 году, получил место: «Антон Павлович производил работу не спеша… всё он делал с вниманием и видимой любовью к делу, особенно с любовью к тому больному, который проходил через его руки. <…> Душевное состояние больного всегда привлекало особенное внимание Антона Павловича, и наряду с обычными медикаментами он придавал огромное значение воздействию на психику больного со стороны врача и окружающей среды».
В журналах тем временем появляются литературные дебюты Чехонте: рассказ «Письмо к учёному соседу», юмореска «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.», «Хирургия» и прочие. В 1884 году выходит его первый сборник рассказов «Сказки Мельпомены».
Но помимо Чехова литератора и доктора, хорошо известного его поклонникам и биографам, есть еще и просто человек Чехов: молодой, авантюрный, пробующий жизнь на вкус, любящий пошутить, как сказали бы сейчас, «приколоться». Иногда эти «приколы» выходили за рамки дозволенного законом и привлекали внимание полиции. Ничего аполитичного, скорее мелкое хулиганство, больше похожее на недоразумение, пресекаемое скорее для порядка и закончившееся лишь препровождением в околоток.
Воспоминания об этом оставил его друг – известный художник Константин Коровин. (Помимо него в приятелях у молодого Чехова были Исаак Левитан и другие художники). Не эти ли трения с полицией дали ему повод отыграться на «фараонах» в сатирическом рассказе «Хамелеон» (1884 г.), где безымянные придурковатые полицейские Очумелов и Елдырин выставлены на всеобщее посмешище, как люди жадные и беспринципные?
«Бежал бродяга с Сахалина…» В 1885—1886 годах наступает период расцвета Чехова как «беллетриста-миниатюриста» — автора коротких, в основном юмористических рассказов. В то время, по его собственному признанию, он писал по рассказу в день. Современники считали, что он и останется в этом жанре, но весной 1886 года писатель получил письмо от известного русского литератора Дмитрия Григоровича, где тот критиковал Чехова за то, что тот тратит свой талант на «мелочишки». Впоследствии к его советам присоединились другие критики и издатели.
Чехов, оставаясь всю жизнь не уверенным в себе человеком, прислушался к этим советам. Его рассказы становятся длиннее и серьёзнее. О важных переменах, происходивших тогда с ним, говорит появившееся желание путешествовать. Он отправился на юг, в родные места. Эта поездка оживила воспоминания Чехова о проведённой там молодости и дала ему материал для первого рассказа «Степь» - одного из лучших, написанных им в этом жанре.
Позже он ездил по «гоголевским местам», в Крым, на Кавказ. Но ничего нового так и не вышло из-под пера. Чехов недоволен собой, но тут у него появилась идея посетить Сахалин. Этот чудо-остров и сегодня для многих остаётся загадочным и недоступным, а что тогда? Но именно эта отдаленность и недоступность устраивала мятущуюся, беспокойную натуру нуждавшегося в самоутверждении талантливого литератора.
Путь через Сибирь на остров занял у него три месяца. За это время писатель словно ожил, написал девять очерков, объединённых под общим названием «Из Сибири». На Сахалине, где отбывали свой срок каторжане, в основном - рецидивисты с «тяжёлыми статьями», он вопреки строгому запрету властей, общается с ними, узнаёт истории их жизни, причины ссылки и набирает богатый материал для своих заметок. И еще больше убеждается в несправедливости «этой жизни», грезя о светлом будущем, где не будет тюрем, каторг и несчастных людей. Это путешествие, по собственному признанию Чехова, оказало огромное влияние на все его последующие произведения.
Последние аккорды. Вернувшись из дальней поездки, он с жадностью берётся за перо. Поселившись в небольшом двухэтажном флигеле на Малой Дмитровке, пишет здесь книгу «Остров Сахалин», рассказы «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6». Его известность у читателей и популярность у московского бомонда растёт. Он встречается с журналистами, писателями, артистами. Но шумная Москва скоро утомляет его, и в 1892 году Чехов переезжает в подмосковное Мелихово. Там им было написано 42 произведения.
В конце 1898 года писатель купил в Ялте участок земли, где по его проекту разбит сад и построен дом. Последние годы Чехов, у которого обострился туберкулёз, для поправления здоровья постоянно живёт там, лишь изредка наведываясь в Москву, где его жена, артистка Ольга Книппер, занимает одно из выдающихся мест в труппе образованного в 1898 году Московского Художественного театра.
В ХХ век Антон Павлович вошёл со скандалом. В 1900 году, при выборах членов Академии наук в разряде изящной словесности Отделения русского языка и словесности, Чехов был избран в число почётных академиков. Но через год, под влиянием дружившего с ним либерального писателя Владимира Короленко, отказывается от этого звания в знак протеста против распоряжения Николая II аннулировать избрание в почётные академики будущего пролетарского писателя Максима Горького.
К тому времени буревестник революции вошел в явный диссонанс с властями, и шаг Царя был вынужденной, скорее предупредительной мерой. Но в кругах прогрессивной и либеральной общественности, считавшей себя «солью земли русской», куда входили Короленко и Чехов, отстаивание узко-корпоративных интересов и принципов ставилось выше даже собственной безопасности. Сколько их, смело фрондирующих против царской власти свободолюбивых писателей, легло потом под нож революции или, спасая свою жизнь, бежало за рубеж?
Как мы отметили выше, Антон Павлович, оставаясь человеком очень чутким к несправедливости, наверняка, не принял бы жестких реалий советской действительности. Он не дожил до этих страшных времён, умерев от туберкулеза на немецком курорте Баденвайлер. При этом он оставался всем сердцем преданным России патриотом, которую искренне любил и хотел помочь ей чем и как мог. Как у него это получилось, судить нам: его читателям и зрителям.
Роман Илющенко, подполковник запаса, ветеран МВД
Врез: Произведения А.П.Чехова переведены более чем на 100 языков. Его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира. За 25 лет творчества Чехов создал более 500 различных произведений, многие из которых стали классикой мировой литературы.