10 декабря в Кремле прошло заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека под председательством Президента России В.В. Путина. Необходимо отметить, что после смены председателя Совета (им стал В.А. Фадеев вместо М.А. Федотова) и значительной части членов Совета несколько изменилась риторика и действенность этого института по правам человека. На декабрьском совещании поднимались некоторые действительно важные и практические вопросы в сфере защиты прав соотечественников, а В.В. Путин сделал несколько важных заявлений, а также в корректной, но твердой форме дал отповедь очередным завиральным тезисам либералов (Резника, Сокурова и Сванидзе). Но последнее – тема особого разговора. Сейчас об отдельной проблеме, поднятой на заседании новым членом Совета, российским гражданином, в недавнем прошлом узником преступного украинского режима, известным журналистом Кириллом Валерьевичем Вышинским. Его членство в Совете, думается, привнесет позитивные нотки в деятельность этого форума.
К.В. Вышинский в своем выступлении 10 декабря отметил важность решения в Париже об обмене «всех на всех» между Москвой и Киевом. Он знает, как много русских на «их» Украине ждут освобождения. Коснулся проблемы уголовного преследования со стороны СБУ жителей Крыма. В качестве примера привел ситуацию вокруг Елены Одновол, находящуюся на шестом месяце беременности. Вся её вина лишь в том, что она была членом комиссии по организации референдума в 2014 году. В 2018 году приехала в Херсон, в гости к родственникам и была арестована и лишена свободы. Она вынуждена была пойти на «сделку со следствием» для того, чтобы не рожать в тюрьме, но по-прежнему находится на территории Украины, поскольку не может покинуть её по условиям досрочного освобождения. Новый член Совета выразил ряд иных проблемных вопросов.
И вот его заявление по поводу преследуемых в Литве. К.В. Вышинский сказал: «Очень короткое предложение по повышению эффективности Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом на примере дела 13 января 1991 года в Вильнюсе. Два наших соотечественника пять лет уже находятся в тюрьмах Литвы. И понятно, что это не единственные люди, попавшие в такую ситуацию, но, наверное, это самая известная сегодняшняя история, это господин Иванов и господин Мель. Наверное, на их примере можно было бы доказать, что Фонд может действовать более эффективно, оказывая им поддержку - и юридическую, и другую».
Это относится к проблеме – Литва бесчинствует, а Россия молчит. Насчет Фонда защиты прав соотечественников, думается, Кирилл Валерьевич в своем выступлении использует дипломатический язык. Ситуация там по защите Иванова, Меля, Палецкиса, Орлова, Никулина, ряда иных – вообще ни в какие ворота!
По этому вопросу Международная общественная организация «Русское Собрание» дважды направляло на имя Президента России свои обращения. В первом от 19 апреля 2019 года Русское Собрание выражало обеспокоенность и недоумение равнодушию и непониманию важности помощи нашим соотечественникам, защитникам национальных государственных интересов России в Литве, проявляемых российскими чиновниками, ответственными за сферу международных отношений и защиты прав соотечественников за рубежом. В частности «Фондом поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом» не осуществляется помощь по оплате услуг адвокатов для защиты в литовских судах В.В. Иванова и Ю.Н. Меля, несмотря на прямую обязанность Фонда и соответствующие договоренности.
И во втором обращении, от 13 сентября этого года, мы отмечали, что нас поразили несоответствие действительности, формализм и волокита в полученном ответе от сотрудников МИД России на наше первое обращение. Ситуация в поднимаемых вопросах – не изменилась. «Мы находимся в прямом контакте с некоторыми гонимыми в Литве русскими общественными деятелями. По их информации до сих пор средства на оплату услуг адвокатам из Фонда не выделены, несмотря на ранее заключённые договоренности», - говорилось во втором обращении. «Мы просим поручить разобраться с практической "деятельностью" "Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом". По нашему разумению, - отмечалось далее, - целесообразно соответствующим компетентным органам нашего государства поинтересоваться, как расходуются средства Фонда?»…
В последние два-три месяца приходят соответствующие письма со стороны Фонда, например, на имя Валерия Васильевича Иванова, что вот-вот, может быть, вопрос по оплате услуг адвокатов будет Фондом рассмотрен. Почему сразу не решили, почему так долго тянут? Правда, есть основания полагать, что что-то решили. Во всяком случае, 13.12.19 появилась информация от Фонда, что «Правление приняло положительное решение». Неужели решили?! Почему только после наших заявлений, да прямого обращения К.В. Вышинского к В.В. Путину? Детали «положительного решения», впрочем, не уточняются. Если что, то в отдельном материале проинформируем…
А К.В. Вышинскому – спасибо, что поднимает эти вопросы непосредственно перед В.В. Путиным. Успехов в его благородной деятельности по защите прав конкретных лиц, преследуемых режимами Киева и Вильнюса!
Андрей Витальевич Сошенко, секретарь МОО «Русское Собрание»