В субботу, 7 декабря, в городе Александрове Владимирской области на набережной реки Серая Москвы Царь. И именно здесь в 1565 году он объявил о создании опричнины.
Как сообщает корреспондент Федерального агентства новостей, мероприятие вызвало огромный интерес не только у местных жителей. Среди участников были замечены общественные деятели, а также представители культурной среды, специально приехавшие из Москвы. В частности, на церемонию прибыла делегация Изборского клуба во главе с его руководителем Александром Прохановым. В тот же день Изборский клуб провел в Александрове выездное заседание, темой которого стала роль Иоанна Грозного в русской истории и смыслах, которые, зародившись тогда, приобретают новую актуальность в наше время.
«Один из самых глубинных и истинных русских кодов, которые позволяют русскому человеку и народу двигаться по бесконечному историческому пути, является упование на чудо, — сказал мастер слова Александр Проханов. — Чудо, которое нельзя объяснить и подвергнуть рациональному осмыслению, является содержанием всего русского миросознания. Без чуда невозможно понять русскую историю!»
Александр Проханов напомнил, что 400 лет русский народ и Царь Иоанн Грозный были отделены друг от друга. «Что за диверсия произошла в таинственном русском времени, из которого вырезали целый драгоценный фрагмент, имя которому "Эпоха и время царя Ивана IV"?» — задается вопросом он.
По мнению Александра Проханова, теперь удалось срастить разорванные фрагменты, провести операцию. «Мы не герои, не провидцы, мы — ремонтники», — отмечает он.
Глава Изборского клуба убежден, что день установки памятника Иоанну Грозному — чудесный.
«Это день волшебный! И приход, возвращение царя к своему народу приготовляет нас к великим испытаниям, — полагает он. — Мне говорили мои друзья, работающие на Уралвагонзаводе, где выпускаются лучшие в мире танки, что там ведутся разговоры о том, чтобы новый танк, еще секретный, еще не вышедший из тени, еще не вставший на конвейер, но уже сконструированный и прошедший испытания на полигонах, назвать "Иван Васильевич Грозный". В свое время, в Великую Отечественную войну, был создан великий танк "Иосиф Сталин", который громил фашистские "тигры". Друзья, я хочу, чтобы вы прониклись этим великим таинством, которое сегодня состоялось».
На открытии памятника присутствовал публицист Олег Малинин. По итогам мероприятия он написал заметку «Иоанн Грозный в Александрове», опубликованную в газете «Завтра».
«Находясь в русле общей державно-патриотической традиции осмысления наследия первого русского царя, что можно отметить применительно к конкретному событию? – пишет публицист. -
Во-первых, место. Оно, безусловно, подходящее. Берег откосый, плавно переходящий в реку. Чьё имя "Серая". Название с ударением на втором слоге: Сие (область) Рая. Ну, не на первом же. Ведь недаром Иоанн Васильевич завещал "Святую Русь непрестанно хранить". Вот и работаем над этим моментом. В переписке с Курбским довольно отчетливо, как в подлинном памятнике литературы, обозначены границы этого самого "благоговения перед Русью", идеологические и исторические, а также политические и лингвистические. На вставшем декабрьском льду кряжистые рыбаки с ледобурами пробуют удачу, спинами к действу, развернувшемся на берегу».
«Во-вторых, - продолжил он, - время. Декабрь, 7 число. День краток, а ночь, кажется, размером со всю тысячелетнюю империю, ну, а светят ей такие фигуры, как "второй Сталин"-государственник Грозный. Это только кажется, что тьма».
«В-третьих, - отмечает Олег Малинин, - конечно, присутствующие люди. Просветлённые лица, чистые, добротой и теплом веет от них. Хочется вглядываться в них. Здорово спели казаки, и блеснули острые наконечники флагштоков развёрнутых державных знамён у них руках.
Немного смутило под конец внезапное появление чёрного хамера с надписью на двери "За Родину, За Сталина!", а из распахнутого настежь водительского окна лицо с дымящейся сигаретой в зубах. Что это? Конечно, можно понять, что "американский кар" "куплен по Лэнд-лизу" для нужд социалистической Родины, да вот только нет её, социалистической Родины, и потому кульбит этот отдаёт россиянством».
«Что касается самого памятника, он великолепен: сдержан, академичен, - считает очевидец события. - Авторства Василия Селиванова, сына Николая Селиванова, выдающиеся русские скульпторы. Отец - автор серии работ по Сергею Есенину. Низменный посох в одной руке царя, а другой указывает повелительно перстом и смотрит прямо перед собой на предполагаемого собеседника, сиречь подчинённого, требуя от него выполнения приказа. "И плещутся по лезвию меча косые крылья красного кафтана..." - живописует поэт Валентин Сорокин в 1969 году. У скульптора же Селиванова - блестяще передаёт движение драпировка царского одеяния. Царь намеревается сделать шаг к собеседнику, находящемуся от него на расстоянии в пятьсот лет!»
«Кстати, не нужно экивоков, дескать, "идолу поклонение". Это не идол. И нет поклонения. Памятник от слова "память". Вшивых интеллигентских выкрутасов не приемлем, - твердо заявил Олег Малинин. - Скульптор Вучетич ваял святых эпохи великой войны. Это его, маршала В.И.Чуйкова, глыбастые черты лица так и просились быть высеченными в камне, что и было сделано, но Чуйков и Вучетич современники. Легендарный воин, Дважды Герой Советского Союза, позировал для знаменитой скульптуры на Мамаевом кургане. Никто не знает, как выглядел И.Грозный. Здесь задача другая: символика. Указующий перст царя говорит о власти, нацеленности, неколебимости, воле. Очень важно, что Грозный вернул до 80 тыс. пленников и рабов этнически русских из Ордынского плена, об этом мало кто говорит и знает. А между тем, народная память сильна и именно она проявляет себя, отдавая должное личности в русской истории».
4. Давлет
3. Ответ на 2, Русский Сталинист:
2. Ответ на 1, Oldman1312:
1. Девлет Гирей