Жестокое убийство преподавателем Санкт-Петербургского государственного университета Олегом Соколовым молодой девушки всколыхнуло, казалось, привыкший уже ко всему народ. Но немногие публицисты и комментаторы связали это неординарное преступление не с основной профессией убийцы, а с его увлечением и взглядами.
Наполеоны среди нас. Соколов всерьёз увлекался историей Наполеоновских войн, был автором ряда монографий, участвовал в исторических реконструкциях битв той эпохи, в том числе Бородинского сражения. Непременно при этом заявляя себя в качестве Наполеона! На меньшее он был не согласен и очень ревниво оберегал это право.
Быть Наполеоном в наше время непросто и небезопасно, поскольку это быстро перерастает в комплекс, потому как одно дело - изображать гения, другое дело - соответствовать ему в жизни. Один из таких наполеончиков – профессиональный, в отличие от Соколова, актер сегодня пытается управлять соседним государством. Получается у него это пока не очень. Но все еще впереди, чего не скажешь про его коллегу Соколова, звезда которого закатилась.
О популярности образа Наполеона среди пациентов психбольниц известно много, почему-то именно его лавры сводят с ума уже не первую сотню лет весьма незаурядных людей. Поэтому то, что неглупого и весьма образованного Соколова «понесло» не в ту сторону, замечали многие его оппоненты. Он часто, даже вне поле битвы был агрессивен, нетерпелив, пускал в ход руки, угрожал расправами, переходя от слов к делу, что подтверждается сегодня следствием. Его даже пытались остановить, но попробуйте остановить Наполеона, даже если впереди у него Ватерлоо!
Переодевание с перевоплощением. Отложив в сторону само тяжкое преступление и его мотивации, хотелось бы обратить внимание на то, какое влияние на психику оказывает вживание в образ выбранного героя. Взаимосвязь в человеке внешнего – одежды и внутреннего – души давно отмечена специалистами, в том числе психологами. А само переодевание взрослого человека в несвойственные его статусу одежды, уже тянет как минимум на хоть и лёгкое, но психическое отклонение. Но отложим в сторону эти медицинские тонкости, перейдя к практическим вопросам, поскольку автор знаком с некоторыми участниками военно-исторических клубов (ВИК).
Некоторые из них, выбравшие сторону противника, переодеваются во вражескую форму с конкретной целью: перевоплотиться в выбранный образ, максимально вживаясь в него, перенимая манеры, движения. На следующем этапе идет изучение тонкостей элементов экипировки, вооружения, истории представляемого сражения (с позиции противника), тактики конкретного подразделения, погружение в более тонкие детали: изучение языка, образа мысли и т.д. Всё это очень схоже с подготовкой разведчика, своего рода Штирлица, которого готовят для заброски во вражеский тыл с целью внедрения.
Разница в том, что разведчик обязан помнить, на кого он работает, а перед реконструктором такая задача не стоит – это снимает ограничение на самоконтроль и не может не «цеплять» саму суть человека, уходя вглубь в его душу. В итоге часто он сам даже невольно «прикипает», вживаясь в роль своего персонажа. Ведь у настоящего реконструктора цель - максимально походить на того воина, которого он изображает в бою, на привале, среди друзей и однополчан, а потом это зачастую переноситься в повседневную жизнь, входит в привычку и человек настолько вживается в роль, что его уже «несет». И тут впору ставить вопрос уже о нравственной измене Родине!
Пятая колонна в Бородино. От наполеончика Соколова хочется перейти к другим примерам, не закончившимся столь печально, но имеющим более глубокую пагубную природу. Например, ежегодно перед началом реконструкции Бородинского сражения все «французы» - участники, изображающие противные России войска двунадесяти языков, собираются перед объективами телекамер в сакральном для них месте – у памятника погибшим солдатам Великой армии.
Сюда же в этот день съезжаются военные атташе стран НАТО, которые как бы принимают торжественный парад своих духовных подданных – уж как те стараются им понравится! Раздаётся громовое «Vive La France! Vive La Napoleon», и по щеке офицеров исторически враждебного нам альянса – потомков побежденных нами в 1812 и 1945 годах незваных гостей, катиться скупая мужская слеза. Уж не пятая ли это колонна идет торжественным маршем?
Можно было проигнорировать этот позорный, с моей точки зрения, факт заигравшихся «в войнушку» взрослых дядей, если бы я не был свидетелем присутствия на этих смотринах молодёжи – участников военно-патриотического лагеря, проводимого неподалеку. Его организаторы – мои знакомые, военнослужащие запаса не увидели, однако, в этом событии ничего плохого.
В другой раз в этот же лагерь, заключивший договор с РВИО (членом которого был и Соколов) прибыла группа реконструкторов французской и русской армий. Французы, признаюсь, выглядели куда более дружелюбно, с удовольствием показывали окружившим их детям свою амуницию, поясняя значение каждой детали, давали возможность заглянуть в палатку, постучать по наковальне в полевой кузнице, помочь шорнику починить уздечку, а канониру почистить пушку.
Русская же команда во главе с сумрачного вида офицером, увы, действовала строго по инструкции: продемонстрировав ребятам элементы штыкового боя, чудо-богатыри вскоре ретировались. И поле сражения и на сей раз осталось за французами.
Если Гитлер, то только капут. Но от войн времён дальних пора перейти ко временам войны Великой отечественной, поскольку людей, задействованных в реконструкции сражений боёв 1941-1945 годов, на несколько порядков больше. Остановлюсь лишь на парочке моментов, свидетелем которых был. Для ребят все того же Бородинского историко-патриотического лагеря, действующего под эгидой РВИО, была организована переносная выставка оружия, амуниции, снаряжений солдат того исторического периода. Наших и немецких. Я не скажу, что у столов с нашими ППШ, касками и трёхлинейками было пусто, но опять отмечу активность солдат условного противника при полном непонимании проблемы организаторами и воспитателями.
«Немцы» выглядели куда импозантнее, колоритнее и с готовностью показывали и рассказывали разинувшим рты пацанам в подробностях, почему экипировка немецкого солдата в целом была лучше и надежнее красноармейской. К иному выводу трудно было прийти, что я от всей души старался сделать, перемещаясь от наших столов - к немецким.
Пришлось брать инициативу на себя и говорить, что мы все равно победили врага со всем их барахлом. «Немцы» лукаво улыбались и подмигивали пацанам. А когда я попытался один на один с ними переговорить, напомнив им о цели занятия, то натолкнулся на холодную стену непонимания.
Ну и, наконец, крайний пример общения с питерскими «немцами», приехавшими поддержать своих – то есть французов на Бородино лет уже как 10 назад. У костра, куда я был приглашен на рюмку чая, состоялся интересный разговор с руководителем клуба. Оказалось, что он настолько погружен в тему, что читает книги исключительно немецких авторов, слушает исключительно арийскую музыку, включая в том числе эсэсовские марши; пьет только германские напитки, включая «Егермайстер» - настойку, аналог которой он обнаружил при раскопке немецких окопов под Питером; а своего пятилетнего сына едва ли не насильно заставил учить немецкий. Настолько он был уверен в абсолютном превосходстве германской расы над унтерменьшами.
А как же он обрадовался, встретив на Бородино настоящего немца, приехавшего со своим клубом из Лейпцига, чтоб тряхнуть союзными Наполеону саксонскими мундирами! Гость был явно смущен таким вниманием, к которому явно не был готов и вдобавок являлся антифашистом. Приводить в чувство нашего «немца» пришлось не только с помощью богатого на обороты русского языка, но и неотразимых фактов из истории войны с участием войск НКВД, успешно противостоявших лучшим частям СС. А перепуганный немецкий немец, не выдержав этой атаки, сбежал в свой лагерь, в очередной раз убедившись, что приезжать в Россию надо только с мирными целями.
«Кто к нам с мечом придет…». А вывод из вышесказанного такой: Необходимо пересмотреть отношения государства и общества к реконструкторам и самим ВИКам. Для начала сертифицировав последние и взяв под контроль их деятельность соответствующими министерствами: культуры, просвещения, обороны, внутренних дел, в рамках участия клубов в воспитательной и просветительской работе с подрастающим поколением.
Надо переориентировать нездоровый интерес молодёжи с исторических персон, воевавших против России, на подлинных героев Отечества, коими так богата Россия. Ими должны стать Александр Невский, чье 800-летие со дня рождения мы будем праздновать в будущем году; Александр Суворов, чье 220-летие со дня рождения мы также отметим в грядущем году. Это герои Великой Отечественной войны, 75-летие Победы в которой мы готовимся праздновать всей страной.
Вот на поддержку этих героических личностей, связанных с ними событий и проектов и необходимо перенацеливать финансовые потоки, административный ресурс и внимание СМИ.
Роман Илющенко, подполковник запаса, ветеран боевых действий
Фото автора