12 ноября в пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» главный советник департамента по взаимодействию с религиозными организациями управления внутренней политики администрации Президента России Андрей Третьяков заявил, что учебный курс по основам религиозных культур и светской этике недооценен в России, однако осознание его важности постепенно растет, передает РИА Новости.
«Лично сам рассматриваю этот курс как жизненно важный, который может в какой-то степени недооценен в нашем обществе. Но с учетом того, как многие родители реагируют на этот курс, можно сказать, что все больше и больше происходит осмысление важности этого курса в жизни ребенка и в жизни педагогической отрасли», - сказал Андрей Третьяков на пресс-конференции.
В свою очередь заместитель директора Института социального и гуманитарного образования МПГУ по научной работе Елена Омельченко пояснила, что учебный курс по основам религиозных культур и светской этике – это те уроки, на которых с детьми нужно говорить о жизни, о ее смысле, о ценностях, о тех вещах, о которых учитель на других уроках не имеет возможности и времени говорить.
«Иногда это и вызов для учителя в текущей педагогической практике. Потому что учителя, особенно те, которые прошли социализацию, формировались в 90-е годы, сами часто не имеют вот этого духовно-нравственного базиса, не имеют ответы на те вопросы, на которые они вынуждены будут отвечать вместе с детьми», - поделилась она.
Второй год идет исследование-эксперимент вокруг всероссийского проекта ОРКСЭ, преподаваемом в 4-м классе средней школы. Союз экспертов - родители, чиновники Минпросвещения, представители духовенства традиционных конфессий, администрации Президента РФ и ученые - пытается понять: как с детьми говорить о Боге, Евангелии, Коране и более широко - об истории мировой культуры и месте каждого ребенка в ней. Сразу несколько семинаров и дискуссий - в Хабаровске, Дербенте и Санкт-Петербурге собрали свыше 1,5 тысячи экспертов и показали, что курс ОРКСЭ ждут большие перемены, пишет «Российская газета».
«На главный вопрос - как будет преподаваться религия в школе? - всегда отвечаем: мы не преподаем религию, по закону этим занимаются исключительно религиозные организации, - заявил Андрей Третьяков. - Наша задача - как с детьми говорить об истории мировой культуры так, чтобы она стала частью их мировоззрения и формировала их российскую гражданскую идентичность».
На этом пути, как признал эксперт союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» Павел Костылев, копится «число компромиссов и недовольных». Так эксперименты в Челябинске и Дербенте по углубленному преподаванию ислама и Православия показали, что кого-то из детей знания замыкают, кому-то непонятны или радикальны по подаче. Учителя, особенно в Перми, требуют методической помощи и кадровой подготовки, а часть родителей - расширения курса светской этики. В Петербурге экспертные сообщества теологов, наоборот, высказывают недовольство возможным сокращением учебных часов на изучение религиозных основ. Они настаивают на популярных формах подачи детям, включая мультфильмы, о Библии и Коране.
«Пока фундамент наших договоренностей - курс ОРКСЭ отражает запрос общества на его единение с традиционными - культурными, научными, религиозными, философскими и литературными ценностями, из которых и складывается российская идентичность. А вот каким языком об этом говорить с десятилетними детьми - отдельный вопрос», - отметил он.
Ключевой ход экспериментаторов – «то, что нам мешает, заставить нам служить» - гаджеты. Так разрабатывается специальная мультипликационная программа о библейских и исламских мифах, создается интерактивная карта России (рек, городов, мест творчества великих писателей и т.д.), которую дети могут собирать сами. В будущем рассматривается возможность введения карманных электронных учебников «по мотивам сказок и мифов».
«Второй год эксперимента показывает: образование - это обучение и воспитание, центр воспитания - семья, наша задача - соединить ценности семьи с единым образовательным пространством от Махачкалы до Петропавловска-Камчатского, - сказала директор правового департамента Минпросвещения РФ Светлана Нуждина. - Вызов, который стоит перед нами: как, не нарушая семейных и религиозных ценностей, сохраняя традиционные, понимая, что они живые и сегодня делают наукоемкий скачок, соединить их с новой реальностью?»
Эксперимент продолжится еще в 2020 году.
В России в 2012 году был введен курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), он рассчитан на учащихся четвертых классов и предусматривает изучение на выбор основ православной, исламской, буддистской или иудейской культур. Кроме того, по желанию преподаются основы всех мировых религиозных культур или основы светской этики. В Русской Православной Церкви неоднократно предлагали расширить предмет и на другие годы обучения, с пятого по девятый классы.