itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Беда, коль пироги начнёт печь сапожник»

О составителях «житий» новомучеников

0
1948
Время на чтение 5 минут

В последние годы ежедневно прочитываю помещённые в православном календаре жития новомучеников Русской Православной Церкви. К большому сожалению, в них очень много брака как исторического, так и разного прочего. Впечатление такое, что эту важнейшую работу поручили исполнять юношам, совершенно незнакомым с реалиями истории, политологии, культуры и даже терминологии ХХ века, т.е. людям, которые, как нынче говорят, «не в теме».

Самый простой пример. 8 октября (н.ст.) в числе новомучеников помещено имя протоиерея Николая Розова из Ярославля. Вот что, в частности, говорится в житии: «В следующем году (1923) стал личным секретарем митрополита Иосифа (Петровых). В 1930 году он был арестован».

Сразу нестыковка: митрополит Иосиф (Петровых), возглавлявший т.н. «иосифлянский» раскол, умер в казахстанской ссылке на мирской работе, так и не присоединившись к Церкви через покаяние. В тексте нет упоминания о покаянии и протоиерея Николая. Уже одно это ставит о. Николая за рамки списка святых новомучеников, пока не будет выяснено всё.

Далее. «Приговорили его к трём годам исправительно-трудовых лагерей. Концлагерь (???), в котором отец Николай отбывал наказание, именовался совхозом (!) «Гигант». Автор попросту демонстрирует полное отсутствие представления о том, что такое исправительно-трудовой лагерь, чем отличается он от фашистского концлагеря, что такое совхоз. Обратимся снова к тексту «жития». «Сначала он был направлен на чёрные работы, но потом вследствие болезни его перевели на работу в конторе. (Это в «концлагере»!) Работал он старательно, поэтому, его освободили досрочно».

Умер он, согласно тексту, от нескольких заболеваний, находясь на иждивении брата-священника 8 октября 1941 года. Вечная ему память. Но причём здесь мученичество ради Христа? В таких случаях вспоминается, что еще в 2013 году Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что далеко не каждый человек, отбывший наказание в советские годы, может быть канонизирован, как святой. А святитель Иоанн Златоуст утверждал, что скончавшийся в расколе, даже если тело свое отдаст на сожжение, не спасается.

Слово «концлагерь» встречается в очень многих житиях. Это говорит об отсутствии знаний у самих преподавателей семинарий или об их тенденциозном антисоветизме. Обратимся к еще одному «концлагерному» житию. Хороший батюшка о. Пётр Чельцов (12 сентября). В житии читаем: «19 июня 1927 года вновь арестован… и был приговорён к 3 годам концлагеря, которые он провёл в Соловецком лагере особого назначения...».

Из текста жития мы узнаём, что в «концлагере» батюшка 1) окончил фельдшерские курсы и работал фельдшером; 2) матушка Мария регулярно присылала ему посылки и сама приезжала к нему; 3) в 1929 году он был досрочно освобождён (из «концлагеря»!) Это Освенцим? Подобные тексты больше похожи не на жития святых, а на заказные политические газетные статейки с терминологией времён Троцкого. Если бы автор, хотя немного погрузился в тему, он бы узнал, что для политических и духовенства в те годы Соловки являлись ссылкой со свободным перемещением по острову. Большинство духовенства стараниями прежде всего архиепископа Илариона (Троицкого) занимали различные хозяйственные должности, кроме самого Владыки Илариона, выбравшего для себя трудную и опасную работу бригадира рыболовецкой бригады. Он писал, что Соловки – «замечательная школа нестяжания, кротости, смирения, воздержания, терпения и трудолюбия», чего так не хватало дореволюционному духовенству, особенно же епископату. Для уголовников – «шпаны», – Соловки действительно были ИТЛ, – лагерем. Но и там существовал юмористический театр «ХЛАМ» (художники, литераторы, артисты, музыканты). А ссыльные устроили настоящий театр на 1500 мест, где ставили классику. В нём играли бывшие придворные рядом со шпаной и даже с представителями администрации. Ссыльные издавали газеты, журнал, альманах, поначалу распространявшийся даже на материке, там была обширная библиотека. Закрыл СЛОН по решению Политбюро ВКП(б) Л.П. Берия и там, в преддверии Войны, была создана школа юнг для Северного флота.

Часто употребляется слово «большевики» в исключительно негативном смысле. Настоящих большевиков в партии было очень мало, большинство примазалось к ней, когда она стала правящей (наподобие нынешней «Единой России»). Вышедшие после свержения Царя из тюрем убийцы и грабители, бомбометатели, фальшивомонетчики, жители местечек и прочая братия быстро переоделись в солдатские шинели, бушлаты, кожанки, просочились на должности, особенно в силовых структурах, протащили друг друга в партию и начали устраивать жизнь по своим понятиям. Именно они, чувствуя, что с принятием Конституции 1936 года, давшей всем равные избирательные права, почва уходит из-под ног, начали мятеж 1937 года, истребляя всё русское и православное. Тогда они нанесли большой урон стране и Церкви, но потерпели поражение, их остатки таились, как бацилла, до 1953 года, до кончины И.В. Сталина.

Именно такие бандиты растерзали митрополита Владимира (Богоявленского) в Киеве в 1918 году. Они хотели от него денег. Действовали они по наводке лжебратии Лавры. И никто из монахов не заступился, никто не сообщил единственному там большевику Муравьеву, который на всякий случай провёл прямой телефон в покои Владыки. Большинство в партии большевики получили только во время Войны, когда все примазавшиеся окопались на «Ташкентском и Новосибирском фронтах». Вспомним, как вступал в партию капитан Титаренко из фильма «В бой идут одни старики». Или как бились за Родину герои фильма «Офицеры». Такие большевики собрали по кусочкам рассыпавшуюся после свержения Государя Российскую империю, сохранили наше культурное наследие: литературу, искусство, музеи и пр. Они же привели наши народы в Великой Победе.

Главное, чего нет в подобных «житийных» текстах – это покаяния вавилонских отроков, рождённых уже в плену, но исповедавших себя соучастниками в грехах отцов. За это покаяние и стала для них прохладной Вавилонская пещь. Вместо покаяния мы видим ропот и осуждение жизни предков, сохранивших в великих искушениях нашу страну. «Горе вам, книжники, фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, … дополняйте же меру отцов ваших» (Мф. 23: 29-30). Не оказываемся ли мы без покаяния в рядах тех, кого обличает Христос? Многим нынешним христианам стоит задуматься над вопросом, а не предки ли нынешних наших «спонсоров» организовали бутовские и прочие расстрелы духовенства.

Чтобы создать церковное песнопение, канон, икону, нужна Благодать. Без поста, молитвы и труда по скрупулезному изучению материала её не добыть. Как постятся, молятся и трудятся настоящие иконописцы! Чтобы написать Житие Святого, самому необходимо стремиться к святости, как это делали древние отцы или святитель Димитрий Ростовский. А иначе получается, что святой человек и его «житие» - это разные вещи. Нельзя к правде примешивать ложь. «Единожды солгав, кто тебе поверит?»

Владимир Вениаминович Шкляев, Миссионерский отдел Ижевской епархии, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Владимир Шкляев
Пётр Первый в русской истории
Доклад на конференции в Институте развития образования Удмуртии
17.11.2021
В советской истории много драгоценных самоцветов Божьего Промысла
Размышления над книгой протоиерея Бориса Старка «Вся моя жизнь – чудо»
08.11.2021
Лицемерие
Обстановка в России напоминает предреволюционные годы начала ХХ века
24.09.2021
Слово правды и исторические мифы
Доклад для 12-х Крупинских чтений
06.09.2021
Тайна русского слова
Слово просвещает и возвышает, слова приземляют человека в этот мир, жаргон опускает ниже человеческого горизонта, в мир преисподней
01.06.2021
Все статьи Владимир Шкляев
Последние комментарии
За что мы воюем?
Новый комментарий от Константин В.
05.07.2022 23:17
Так победим!
Новый комментарий от учитель
05.07.2022 22:44
Восстановление монархии в России Мечта или
Новый комментарий от р.Б.Алексий
05.07.2022 22:23
Каковы условия нашей победы?
Новый комментарий от С. Югов
05.07.2022 19:39
Тайны разгрома конвоя «PQ-17»
Новый комментарий от учитель
05.07.2022 16:57
День памяти святителя Иова - первого русского Патриарха
Новый комментарий от С. Югов
05.07.2022 13:17