В последние годы ежедневно прочитываю помещённые в православном календаре жития новомучеников Русской Православной Церкви. К большому сожалению, в них очень много брака как исторического, так и разного прочего. Впечатление такое, что эту важнейшую работу поручили исполнять юношам, совершенно незнакомым с реалиями истории, политологии, культуры и даже терминологии ХХ века, т.е. людям, которые, как нынче говорят, «не в теме».
Самый простой пример. 8 октября (н.ст.) в числе новомучеников помещено имя протоиерея Николая Розова из Ярославля. Вот что, в частности, говорится в житии: «В следующем году (1923) стал личным секретарем митрополита Иосифа (Петровых). В 1930 году он был арестован».
Сразу нестыковка: митрополит Иосиф (Петровых), возглавлявший т.н. «иосифлянский» раскол, умер в казахстанской ссылке на мирской работе, так и не присоединившись к Церкви через покаяние. В тексте нет упоминания о покаянии и протоиерея Николая. Уже одно это ставит о. Николая за рамки списка святых новомучеников, пока не будет выяснено всё.
Далее. «Приговорили его к трём годам исправительно-трудовых лагерей. Концлагерь (???), в котором отец Николай отбывал наказание, именовался совхозом (!) «Гигант». Автор попросту демонстрирует полное отсутствие представления о том, что такое исправительно-трудовой лагерь, чем отличается он от фашистского концлагеря, что такое совхоз. Обратимся снова к тексту «жития». «Сначала он был направлен на чёрные работы, но потом вследствие болезни его перевели на работу в конторе. (Это в «концлагере»!) Работал он старательно, поэтому, его освободили досрочно».
Умер он, согласно тексту, от нескольких заболеваний, находясь на иждивении брата-священника 8 октября 1941 года. Вечная ему память. Но причём здесь мученичество ради Христа? В таких случаях вспоминается, что еще в 2013 году Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что далеко не каждый человек, отбывший наказание в советские годы, может быть канонизирован, как святой. А святитель Иоанн Златоуст утверждал, что скончавшийся в расколе, даже если тело свое отдаст на сожжение, не спасается.
Слово «концлагерь» встречается в очень многих житиях. Это говорит об отсутствии знаний у самих преподавателей семинарий или об их тенденциозном антисоветизме. Обратимся к еще одному «концлагерному» житию. Хороший батюшка о. Пётр Чельцов (12 сентября). В житии читаем: «19 июня 1927 года вновь арестован… и был приговорён к 3 годам концлагеря, которые он провёл в Соловецком лагере особого назначения...».
Из текста жития мы узнаём, что в «концлагере» батюшка 1) окончил фельдшерские курсы и работал фельдшером; 2) матушка Мария регулярно присылала ему посылки и сама приезжала к нему; 3) в 1929 году он был досрочно освобождён (из «концлагеря»!) Это Освенцим? Подобные тексты больше похожи не на жития святых, а на заказные политические газетные статейки с терминологией времён Троцкого. Если бы автор, хотя немного погрузился в тему, он бы узнал, что для политических и духовенства в те годы Соловки являлись ссылкой со свободным перемещением по острову. Большинство духовенства стараниями прежде всего архиепископа Илариона (Троицкого) занимали различные хозяйственные должности, кроме самого Владыки Илариона, выбравшего для себя трудную и опасную работу бригадира рыболовецкой бригады. Он писал, что Соловки – «замечательная школа нестяжания, кротости, смирения, воздержания, терпения и трудолюбия», чего так не хватало дореволюционному духовенству, особенно же епископату. Для уголовников – «шпаны», – Соловки действительно были ИТЛ, – лагерем. Но и там существовал юмористический театр «ХЛАМ» (художники, литераторы, артисты, музыканты). А ссыльные устроили настоящий театр на 1500 мест, где ставили классику. В нём играли бывшие придворные рядом со шпаной и даже с представителями администрации. Ссыльные издавали газеты, журнал, альманах, поначалу распространявшийся даже на материке, там была обширная библиотека. Закрыл СЛОН по решению Политбюро ВКП(б) Л.П. Берия и там, в преддверии Войны, была создана школа юнг для Северного флота.
Часто употребляется слово «большевики» в исключительно негативном смысле. Настоящих большевиков в партии было очень мало, большинство примазалось к ней, когда она стала правящей (наподобие нынешней «Единой России»). Вышедшие после свержения Царя из тюрем убийцы и грабители, бомбометатели, фальшивомонетчики, жители местечек и прочая братия быстро переоделись в солдатские шинели, бушлаты, кожанки, просочились на должности, особенно в силовых структурах, протащили друг друга в партию и начали устраивать жизнь по своим понятиям. Именно они, чувствуя, что с принятием Конституции 1936 года, давшей всем равные избирательные права, почва уходит из-под ног, начали мятеж 1937 года, истребляя всё русское и православное. Тогда они нанесли большой урон стране и Церкви, но потерпели поражение, их остатки таились, как бацилла, до 1953 года, до кончины И.В. Сталина.
Именно такие бандиты растерзали митрополита Владимира (Богоявленского) в Киеве в 1918 году. Они хотели от него денег. Действовали они по наводке лжебратии Лавры. И никто из монахов не заступился, никто не сообщил единственному там большевику Муравьеву, который на всякий случай провёл прямой телефон в покои Владыки. Большинство в партии большевики получили только во время Войны, когда все примазавшиеся окопались на «Ташкентском и Новосибирском фронтах». Вспомним, как вступал в партию капитан Титаренко из фильма «В бой идут одни старики». Или как бились за Родину герои фильма «Офицеры». Такие большевики собрали по кусочкам рассыпавшуюся после свержения Государя Российскую империю, сохранили наше культурное наследие: литературу, искусство, музеи и пр. Они же привели наши народы в Великой Победе.
Главное, чего нет в подобных «житийных» текстах – это покаяния вавилонских отроков, рождённых уже в плену, но исповедавших себя соучастниками в грехах отцов. За это покаяние и стала для них прохладной Вавилонская пещь. Вместо покаяния мы видим ропот и осуждение жизни предков, сохранивших в великих искушениях нашу страну. «Горе вам, книжники, фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, … дополняйте же меру отцов ваших» (Мф. 23: 29-30). Не оказываемся ли мы без покаяния в рядах тех, кого обличает Христос? Многим нынешним христианам стоит задуматься над вопросом, а не предки ли нынешних наших «спонсоров» организовали бутовские и прочие расстрелы духовенства.
Чтобы создать церковное песнопение, канон, икону, нужна Благодать. Без поста, молитвы и труда по скрупулезному изучению материала её не добыть. Как постятся, молятся и трудятся настоящие иконописцы! Чтобы написать Житие Святого, самому необходимо стремиться к святости, как это делали древние отцы или святитель Димитрий Ростовский. А иначе получается, что святой человек и его «житие» - это разные вещи. Нельзя к правде примешивать ложь. «Единожды солгав, кто тебе поверит?»
Владимир Вениаминович Шкляев, Миссионерский отдел Ижевской епархии, член Союза писателей России