Намеченное Администрацией Калязинского района постановление (См.: «Русское собрание» и Калязинский район о духовно-нравственном воспитании молодёжи) вызывает уважение и интерес своей масштабностью и актуальностью. Однако хотелось бы видеть его (постановление) в виде целевой программы, обозначающей принципы организации центров (?) патриотического и духовно-нравственного воспитания молодёжи; у которых есть определённые цели и задачи и указаны основные направления работы. Кроме того, необходимо отработать варианты организационно-правовых форм.
Предложенный вариант при всей своей значимости отличается некоторой эклектикой.
Хотелось бы отметить, что духовно-нравственное воспитание и образование молодёжи предполагает деятельность по двум генеральным направлениям:
1. Духовно-нравственное воспитание и образование в учебных заведениях.
2. Организация работы внешкольной: с дошкольниками, учащимися и семьями. Это досуговая, познавательная, спортивная, военно-патриотическая деятельность.
Что касается первого направления, то первостепенное и архиважное значение имеет подготовка и переподготовка педагогических кадров. На базе Свято -Троицкой Сергиевой лавры много лет проводятся курсы для светских педагогов по Основам Православной культуры. В педвузах такой специальности как не было, так и не будет, как мы можем догадаться, поэтому администрация Калязинского и других районов просто систематически должна посылать энергичных заинтересованных педагогов на эти курсы.
Кроме указанных успешных образовательных центров в Брянской области, многолетними лидерами в сфере духовно-нравственного воспитания остаются школы Дмитровского района МО, белгородские, нижегородские образовательные учреждения, школа В.С.Мартышина (Ярославская область). Ими накоплена огромная база уроков, интегрированных с ОПК.
Второе направление должно реализоваться по многим и многим видам деятельности при условии перепрофилирования или частичного изменения в деятельности домов культуры, бывших кинотеатров и пр. для создания молодёжно-семейных центров.
Кроме названных видов деятельности центров патриотического и нравственного воспитания, как нам кажется, следует принять во внимание следующие:
1. Наладить сотрудничество с руководством православных кинофестивалей («Радонеж», «Лучезарный ангел», «Витязь» и др.).
2. Проводить лекционно-пропагандистскую работу по противодействию деструктивным сектам и оккультным, астрологическим «услугам».
3. Подвиг Новомучеников и Исповедников, в земле Российской просиявших, обязательно надо освещать, но постепенно, по мере понимания детьми основ Православия.
4. Библиотеки в школах и районах необходимо проверить на наличие детективной, развращающей и пошлой бульварной литературы, постараться списать её.
5. Выпускать отдельные буклеты о гибельности наркомании.
6. Необходима специальная работа по реабилитации и адаптации проблемных детей и подростков.
7. Налаживать сотрудничество с НКО для работы со школами в тех районах и городах, где они есть.
8. Сомнительным представляется размещение икон в классах, где дети не готовы к восприятию ОПК. Возможно, это будет оправданно после совета со священником, после посещения им школы для общей беседы с учениками и педколлективом.
9. В кабинет доабортного консультирования вряд ли выстроится очередь. Профилактику надо проводить уже в школах, идя им навстречу, беседуя именно с девочками.
Власти районов и городов могут оказать решающую поддержку школам, центрам воспитания молодёжи, но они никогда не заменят, ни семью, ни личности педагогов. Все вместе: семьи, педагоги и власть должны честно ответить на вопрос: а куда мы хотим привести детей? Просто отвратить их от различной мирской пагубы или привести к Богу? А все ли одинаково из детоводителей это понимают? Кто-то под словом «бог» разумеет и сегодня некую высшую силу, мир гармонии или абсолют. Взрослые не должны быть лебедями, щуками и раками, договориться надо на берегу: «Мы собираемся вести детей ко Христу, а не просто к Богу. И Церковь – это не облагораживающие декорации, она и есть Христос». При этом вовсе не надо бить в барабаны и объявлять об этом детям, они нас не поймут. Но самим создателям центров воспитания и спасения молодёжи (скажем прямо, дело обстоит так сегодня) нужно быть здесь точными и честными. Иначе не стоит и браться. Брак будет слишком дорого стоить.
«…пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им…» (Лк. 18: 16).
Наталья Владимировна Варламова, педагог, филолог, публицист