На прошлой неделе в рамках программы «Диалог» на канале «Россия 24» председатель правительства
Дмитрий Медведев обсудил с экспертами пути достижения национальных целей развития, сообщает Центр экономического развития и сертификации.
О том, что поможет достичь необходимых темпов экономического роста, как правительство собирается бороться с бедностью, для чего нужна регуляторная гильотина, и о других вопросах, которые звучали в ходе встречи, рассказывает портал
profiok.com.
Чтобы Россия вошла в пятёрку самых крупных экономик мира, темпы роста экономики должны быть выше трёх процентов. Однако пока до этого далеко. По словам Дмитрия Медведева, «в настоящий момент темпы действительно не соответствуют тому, к чему мы стремимся». Правда, глава правительства сохраняет оптимизм: темпы нужно увеличивать, а для этого, по всей видимости, нужно что-то сделать.
«Не так давно я собирал коллег-министров, мы говорили о том, что надо было бы сделать, чтобы добавить что-то в темпы роста, – обнадёжил аудиторию Медведев. – В настоящий момент коллеги готовят прогноз».
В прогноз, как выяснилось, войдут два сценария. «Один оптимальный, второй – более сложный», – охарактеризовал их глава кабмина.
Оптимальный сценарий состоит в том, чтобы ориентироваться на заданные темпы. Правда, Медведев тут же пустился в пространные объяснения, мол, результат зависит не только от того, что делается внутри нашей страны, но и от ситуации в экономике в целом. Препятствий достаточно: тут и замедление темпов роста мировой экономики, и торговые войны, включая санкции в отношении России, и противостояние между Америкой и Китаем, тормозящее развитие глобальной экономики.
Дмитрий Медведев так долго говорил об объективных сложностях и проблемах, которые мешают России развиваться необходимыми темпами, что было понятно: «более сложный» сценарий почти наверняка окажется намного ближе к реальности.
Присутствовавший в студии министр экономического развития Максим Орешкин, пояснил, что план действий уже подготовлен и внесён в правительство. По словам Орешкина, «универсального лекарства, чтобы всё пошло-поехало», не существует, а значит, нужно работать сразу в нескольких направлениях. Среди них – улучшение инвестиционного климата, снижение административных барьеров, активизация рынка труда и технологическое развитие, включая, например, внедрение в разные сферы искусственного интеллекта.
«Будем надеяться, что эти отдельные позиции, вами перечисленные, всё-таки сумеют добавить в темпы роста необходимое ускорение», – произнёс Дмитрий Медведев. И вот это «всё-таки» и «будем надеяться» недвусмысленно говорят о том, что твёрдой уверенности в достаточности перечисленных мер у премьер-министра нет.
Медведев лишь добавил, что рост экономики должен стать результатом слаженной работы всех ведомств. «Думаю, коллеги сознают свою ответственность», – подчеркнул глава правительства.
О том, что нужно упорядочить регулирование и упразднить устаревшие или избыточные нормативные акты, действующие ещё с советских времён, говорится уже давно. Удивительно, но вопрос Медведеву был задан буквально «с нуля»: как бы сделать так, чтобы прекратить «двойное регулирование»?
Дмитрий Медведев в ответ пояснил, что принципиальное решение о том, чтобы упорядочить существующие нормативные акты в сфере контроля и надзора, уже принято. Другое дело, что этих актов оказалось так много, что только их перечисление занимает тысячи страниц (странно, конечно, что в правительстве до сих пор измеряют количество нормативных актов в числе страниц, которое занимает их перечень, но «цифра» наверняка скоро проникнет и в эту сферу – прим. profiok.com).
Для наглядности зампред правительства Константин Чуйченко продемонстрировал Медведеву, присутствующим, а заодно и телезрителям, кипу бумаг. «Дмитрий Анатольевич, сегодня вы поставили рекорд за всю историю правительства, – сообщил Чуйченко. – Такого ещё не было, чтобы поручение имело приложение в 1992 страницы. Содержание этого приложения – перечень, состоящий из 20 тысяч 419 актов».
Оказалось, что накануне Дмитрий Медведев подписал поручение о прекращении с января 2020 года действия актов, принятых в
СССР и РСФСР, начиная с 1917 года. «Нам нужно отменить действие актов, которые в настоящий момент вредят развитию страны и ограничивают экономику», – пояснил глава кабмина (В 1984 году вышел фильм «Время желаний», где герой Анатолия Папанова в роли служащего крупного ведомства вынужден был соблюдать устаревшие инструкции, тормозившие развитие предприятий, просто потому, что никто не удосужился их отменить – прим. profiok.com).
Теперь аппарату правительства и Министерству юстиции предстоит масштабная работа: проанализировать, какие акты можно отменить безболезненно как избыточные, а в каких вопросах необходимо сохранить или усовершенствовать правовое регулирование.
Кроме того, регуляторная гильотина коснётся соотношения федерального и регионального законодательства. Здесь тоже есть некая проблема. С одной стороны, логично, чтобы конкретные требования формулировались в конкретных регионах, а не на федеральном уровне. С другой стороны, если отменить федеральный нормативный акт, то он перестанет действовать сразу везде, а не только в регионах, где есть их местные аналоги.
Дмитрий Медведев дал всем понять, что сокращение избыточных нормативных актов – серьёзная и масштабная работа. «Мы уже почти три десятилетия живём в новых условиях, а эти акты сохраняют силу и очень часто просто связывают бизнес по рукам и ногам», – возмутился глава правительства. О том, что на протяжении многих лет принятие решения об отмене этих актов было его прерогативой, Медведев, конечно же, не упомянул.
По данным Росстата, доходы около 18 миллионов наших сограждан оказываются ниже прожиточного минимума. Это около 13 процентов населения. К 2024 году эта цифра должна быть снижена до 6,6 процента, то есть практически вдвое.
Дмитрий Медведев назвал эту проблему «самой тяжёлой и кричащей», однако заметил, что этим людям нельзя «просто раздать деньги». По его словам, поддержка должна быть «абсолютно адресной» (видимо, чтобы случайно не помочь кому-то лишнему – прим. profiok.com).
Медведев подтвердил, что правительство занято составлением «социального портрета» бедности. Он сообщил, что в категорию граждан с невысокими доходами попадают пенсионеры, многодетные семьи, люди с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, нельзя забывать о том, что в разных регионах созданы очень разные условия жизни, и выравнивать их – задача региональных властей.
«Если нам удастся выстроить этот адресный механизм, над которым мы постоянно работаем, который постоянно ищем, то эта задача будет решена», – заверил министр труда и социального развития Максим Топилин. Он пояснил, что помогать малоимущим будут по-разному: кому-то дадут возможность пройти обучение, кому-то выделят материальные средства для открытия собственного дела, семьям с маленькими детьми выплатят пособия и так далее. Также планируется повышение МРОТ и пенсий на 7 и 6,6 процента соответственно. Правда, Топилин не забыл добавить, что рассчитывать, что бедность будет побеждена только за счёт мер социальной поддержки, неправильно. Ключевым моментом для снижения бедности, по его мнению, должны стать темпы экономического роста.
Дмитрий Медведев рассказал, что для поддержки бедных правительство также выработало «довольно перспективный» инструмент, который получил название социального контракта. Это некая договорённость между государством и человеком, в рамках которой государство предоставляет человеку возможности, чтобы тот мог встать на ноги. Возможности могут быть разными: от «просто денег» до трудоустройства или предоставления услуг по переквалификации. Сможет ли и даже захочет ли человек воспользоваться предоставленной возможностью, вопрос сложный. Но в любом случае это в его интересах, так что угрозы массовых злоупотреблений Медведев здесь не видит.
Не обошлось и без вопросов о возможности сокращения рабочей недели или продолжительности рабочего дня. Эта тема, признаться, уже порядком поднадоела, потому что всё на этот счёт уже сказано, и не один раз: если когда-то рабочую неделю и сократят, то явно не сейчас, когда производительность труда оставляет желать лучшего, а страна мечется в поисках инструментов для экономического роста.
Отвечая на вопрос о четырёхдневной рабочей неделе, Дмитрий Медведев произнёс стандартный набор тезисов о том, что трудовое законодательство нужно делать более гибким, поскольку всё вокруг изменилось и на рынке труда появились фрилансеры и сотрудники, работающие дистанционно.
«Гибкое регулирование рабочего времени, перенос целого ряда трудовых отношений из традиционных индустриальных форм в эпоху цифровизации – это неизбежно, – поддержал Медведева президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. – Это не наше желание – сам трудовой процесс меняется. Поэтому мы готовы дать свои предложения, как развивать эту гибкость трудового законодательства».
Глава группы компаний InfoWatch Наталья Касперская задала Медведеву вопрос, что называется, по профилю, а именно о том, как будет выглядеть регуляторика в сфере цифровой экономики и какой будет регуляторная защита личных данных граждан.
«Регулирование должно быть очень экономным», – признал Дмитрий Медведев, признав, что отрасль развивается так быстро, что нормотворчество за ней не успевает.
«Один рамочный закон работать не будет, нам нужна совокупность нормативных актов, которые так или иначе это регулируют, причём тоже на дозволительном направлении», – расплывчато обозначил общий вектор глава правительства. Стало понятно, что чёткого ответа на вопрос у него нет.
Не лучше обстоит дело и с защитой персональных данных. «Их собирает кто угодно, и, казалось бы, это всё в благих целях, а что с ними происходит на самом деле, одному Богу известно», – сформулировал проблему Медведев, добавив, что эта сфера должна регулироваться не на национальном, а на интернациональном уровне.
По словам Медведева, проблема существует, но «на её осмысление уже нет времени». Поэтому в регулировании этих тонких сфер стоит применять «правила, которые создаются самими участниками рынка» и не пытаться «всё забить в закон».
«Сейчас на многие вопросы ответов нет, но мы вместе со всем миром их ищем», – начал издалека министр цифрового развития Константин Носков. Однако Дмитрий Медведев его одёрнул: у министра ответы на вопрос всегда должны быть.
Носков сообщил, что до 2024 года должно быть разработано около 50 законопроектов, связанных с цифровой экономикой. При этом министерство придерживается установки, гласящей, что регулирование в «цифре» – это не создание новых ограничений, а снятие существующих.
Что касается персональных данных, то уже в текущей сессии Госдумы будет внесён законопроект, посвящённый усилению защиты персональных данных и одновременно расширению возможностей бизнеса по обработке обезличенных данных. «Это огромный ресурс, в том числе для повышения эффективности производств, повышения производительности труда», – подчеркнул Носков.
«Главное, чего ждут от правительства, это не общих рассуждений о том, как тяжело и трудно и что денег не хватает на то или иное решение, а этих самых решений, – подытожил дискуссию Дмитрий Медведев. – А самое главное, что коллеги, которые здесь собрались, представляют экспертное сообщество, и у них есть предложения, что и как регулировать».
По словам главы кабмина, публичный диалог с экспертами в эфире федерального телеканала – хороший формат для работы, потому что «позволяет выяснить достаточно много разноплановых вопросов».
«На мой взгляд, если целью действительно ставился диалог с экспертным сообществом, то формат выбран немного странный, – считает заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – Несмотря на многократные попытки ведущих перейти от конкретики на макроуровень, эксперты постоянно вязли в частностях. Кроме того, вопросы отчего-то задавали Медведеву, а если он намеревался вынести из этой встречи что-то для себя, то всё должно было быть ровно наоборот. Не сомневаюсь, что многим из присутствующих в студии было что сказать, но слова им так и не дали.
После окончания мероприятия первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенёв написал в соцсети Facebook, что в ходе встречи предметное внимание концентрировалось на отдельных нацпроектах, а на то, чтобы подробнее остановиться на общесистемных экономических вопросах, увы, не хватило времени. Правда, по окончании программы Гутенёву всё-таки удалось обсудить с главой кабмина предложения по включению расходов на техперевооружение, подготовку кадров и ОКР в затраты при расчёте налогооблагаемой базы, квотирование госзакупок по национальным проектам для отечественных производителей и другие важные вопросы, связанные с развитием ОПК и российского машиностроения в целом. По словам Гутенёва, Медведев пообещал рассмотреть эти предложения и расчёты. Уже ради этого "Диалог" проводить, безусловно, стоило».