«Вряд ли сегодня Парижский экзархат можно назвать оплотом либерализма»

Игумен Евфимий (Моисеев) о воссоединении Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской Православной Церковью

Как сообщалось, 14 сентября Священный Синод Русской Православной Церкви принял в состав Русской Православной Церкви главу Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции архиепископа Иоанна (Реннето), а также клириков и приходы, которые желают последовать за ним.

Событие прокомментировал «Русской народной линии» ректор Тульской духовной семинарии, кандидат богословия игумен Евфимий (Моисеев).

«Конечно, это не просто очень радостное, это эпохальное событие, поскольку вместе с возвращением в родную гавань - в лоно Матери-Церкви, значительной части приходов Парижского экзархата Константинопольского Патриархата завершается процесс воссоединения Русского Православия, которое волей исторических судеб оказалось разделенным в ХХ веке», - считает богослов.

«Для нас это вдвойне радостно еще и потому, что митрополит Евлогий (Георгиевский) - создатель этой церковной структуры, уроженец Тульской земли, был в свое время выпускником и преподавателем Тульской духовной семинарии, принял в 1895 году в Туле монашеский постриг, - признается ректор Тульской духовной семинарии. - Как известно, владыка Евлогий в 1945 году, незадолго до своей кончины воссоединился с Русской Православной Церковью, но тогда большинство его паствы не поддержало это решение и после смерти митрополита созданная им Архиепископия православных Русских церквей в Западной Европе вернулась под юрисдикцию Константинополя. Сейчас наконец завет владыки Евлогия о воссоединении с Русской Православной Церковью выполнен».

Говоря о том, что Экзархат перешел в Русскую Церковь не в полном составе, богослов отметил, что «при голосовании на Генеральной ассамблее экзархата 7 сентября для этого не хватило буквально несколько голосов, однако большинство все-таки проголосовало за воссоединение с Русской Православной Церковью. Характерно, что собор святого благоверного князя Александра Невского в Париже - до сих пор самый большой православный храм в Западной Европе - вновь обрел статус символа Русского Православия. Впервые за многие годы за богослужением 15 сентября здесь поминали Святейшего Патриарха Московского и всея Руси».

Отвечая на вопрос корреспондента РНЛ, почему членам Генеральной ассамблеи так и не удалось прийти к единому мнению относительно своего будущего, игумен Евфимий (Моисеев) заявил, что «возникшая ситуация послужила лишь катализатором для самоопределения этой структуры, противоречия в ней назревали давно». «Основные разногласия, насколько можно судить, возникли между теми, для кого русская духовная традиция представляет безусловную ценность, и теми, кто находится в поиске собственной церковной идентичности», - считает священник.

«Известно, что среди прихожан храмов экзархата было много французов, бельгийцев, голландцев, итальянцев, представителей других европейских народов. В этих кругах весьма популярна мысль о создании поместной европейской православной Церкви.

Кстати сказать, Русская Церковь никогда не была против формирования собственной церковной традиции на Западе, достаточно вспомнить, что святитель Иоанн (Максимович) - святой Русского Зарубежья, который почитается и в Русской Православной Церкви, ратовал не только за почитание западных святых первого тысячелетия, но и благословлял использовать западный обряд за богослужением», - напоминает отец Евфимий.

«При этом следует иметь в виду, - подчеркнул он, - что национальная духовная традиция предполагает не только наличие своего языка богослужения и собственной церковной юрисдикции. Это прежде всего плод духовных усилий и подвигов многих поколений христиан. На формирование такой традиции уходят столетия, для этого требуются в том числе и мученические подвиги, ведь, как известно, кровь мучеников - это семя Церкви. Готовы ли современные европейцы к тому, чтобы проливать свою кровь за французское или бельгийское православие? Не уверен».

Корреспондент РНЛ в своем вопросе обратил внимание на один общеизвестный факт: «Известно, что парижская школа в ХХ веке была форпостом церковного либерализма. Не будут ли с возвращением Парижского экзархата в юрисдикцию Русской Православной Церкви либеральные тенденции привнесены в жизнь нашей Церкви?»

«Если понимать под либерализмом определенное направление в церковной жизни, которое предполагает ревизию ряда традиций и правил в угоду требованиям мира сего, то вряд ли сегодня Парижский экзархат можно назвать оплотом либерализма», - полагает игумен Евфимий (Моисеев).

По его словам, «было бы точнее говорить о том, что когда-то профессора и преподаватели Свято-Сергиевского института в Париже демонстрировали значительную степень открытости по отношению к инославию, были настроены на диалог с западными богословами. Думаю, что для той эпохи и тех исторических обстоятельств этот диалог был весьма полезен и принес благой плод, поскольку открыл доступ нашим исследователям к источникам, многие из которых были неизвестны и недоступны в России. С другой стороны, он открыл феномен Православия многим западным христианам».

«К сожалению, то учебное заведение, которое когда-то действительно было серьезным международным богословским центром, в котором стремились учиться не только русские эмигранты - в частности, его выпускником был патриарх Антиохийский Игнатий IV, давно утратило былую славу и значение.

Парижская богословская школа как явление осталась в прошлом, существует ее богатое богословское наследие, но в самом Париже практически не осталось ее представителей. Скорее, ее последователи есть в России, немало молодых исследователей занимаются изучением феномена парижского богословия, но очевидно идейное влияние этой школы никак не зависит от юрисдикционной принадлежности Парижского экзархата», - уверен ректор Тульской духовной семинарии, кандидат богословия игумен Евфимий (Моисеев).

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. Re: «Вряд ли сегодня Парижский экзархат можно назвать оплотом либерализма»

«Парижское богословие» - это, другими словами, ересь. Надо учиться называть вещи своими именами. И «западный обряд» ни в коем случае нельзя использовать в православном богослужении, так как он уже несет в себе опечаток латинства. Кроме того, обратную связь никто не отменял. Можно начать с «западного обряда», а закончить в РКЦ.

М.Яблоков / 16.09.2019
Евфимий (Моисеев):
«Вряд ли сегодня Парижский экзархат можно назвать оплотом либерализма»
Игумен Евфимий (Моисеев) о воссоединении Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской Православной Церковью
16.09.2019
Русский мир - это концепция русской цивилизации
Интервью главного редактора «Русской народной линии» с первым проректором Казанской духовной семинарии
28.03.2019
К истории контактов свт. Феофана Затворника с насельниками Русского Пантелеимовнова монастыря на Афоне
Доклад игумена Евфимия (Моисеева), Первого проректора Казанской православной духовной семинарии на международной научной конференции «Русь - Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой горе Афон (Москва, 21-24 сентября 2016 года)
25.10.2016
Актуальные задачи развития православного образования в Татарстане
Выступление первого проректора Казанской православной духовной семинарии игумена Евфимия (Моисеева) на II Форуме православной общественности Республики Татарстан
30.11.2015
Все статьи автора
Последние комментарии
Фронтовик Юрий Бондарев не дожил до 75-летия Великой Победы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
31.03.2019
О коронавирусном противостоянии Церкви и власти
Новый комментарий от Андрей Козлов
31.03.2019
Форум ещё лучше и быстрее
Новый комментарий от Евгений Х.
31.03.2019
Героический переход и бесславный конец!
Новый комментарий от София7
31.03.2019
Вирус и Вера
Новый комментарий от София7
31.03.2019
Кураев: Самое ценное не Бог, а человек
Новый комментарий от Юрий Светлов
31.03.2019