Мы можем давать имя чему угодно в той мере,
в какой мы его понимаем.
Фома Аквинский «Сумма теологии» (I:1-43)
Осталось-то выяснить самую малость:
Какой у страны стратегический путь?
Запад? Восток? Евразийство? Сакральность?
Короче, оглобли куды развернуть?
Тимур Шаов «Мы пойдём своим путём»
За последние 150 лет мы успели привыкнуть, что если интеллигент держит руку в кармане, то ее пальцы рефлекторно складываются в кукиш. Но, быть может, многолетнее волочение мышки по столу разработало контрактуру, и пальцы способны сложить более прихотливый геометрический узор?
В одном из обсуждений на форуме РНЛ, начатом Кириллом Дегтяревым, Наблюдатель предложил разместить 4 главные идеологии (коммунизм, либерализм, фашизм, консерватизм) в вершинах ромба так, что коммунизм окажется в левом углу, либерализм – в верхнем углу и т.д. Памятуя, что некоторые идеологии (политические теории) обросли настолько мощным нарративом, что представляют собой не точку, а некое облако вокруг вершины, – мы разместим в некоторых вершинах не общую идеологию, а ее наиболее ортодоксальную (или радикальную) версию. Итак, получаем ромб с вершинами М (марксизм), Л (либерализм), Ф (фашизм/нацизм), К (консерватизм) – см. рисунок 1.
Ромб вообще популярная в политической жестикуляции фигура: можно вспомнить «ромб
Меркель» (успевший стать популярным интернет-мемом) или «ромб власти»
А. Кожева. Поэтому мы смело скрестим пальцы ромбом и попробуем развить геометрическую метафору.
Первый вопрос, который посещает каждого при знакомстве с картинкой: почему вершины расположены именно так? Для ответа наложим на картинку систему координат, направив ось абсцисс s (социальность) от Ф к М, а ось ординат t (эпоха) – от К к Л (рисунок 2). Необычное направление оси абсцисс (справа налево) вызвано желанием сохранить привычную ориентацию для политических теорий: коммунизм слева, фашизм справа. Ось sпоказывает отношение к социальному («другому») в каждой политической теории: враждебное к «другому» в фашизме, нейтральное (безразлично-отчужденное) – в либерализме и консерватизме (под консерватизмом имеется в виду его элитарная, аристократическая версия), братское – в марксизме.
Ось t распределяет политические теории по политическим эпохам: консерватизм остался в Традиции, не получив прописки в Модерне; марксизм и фашизм – детища Модерна, так в нем и оставшиеся; либерализм – единственная идеология, прошедшая в Постмодерн.
Предложенная система координат устанавливает отношения оппозиции и смежности идеологий. Пары «марксизм – фашизм» и «либерализм – консерватизм» – взаимные антагонисты: корректно считать марксизм антифашизмом, а либерализм – антиконсерватизмом (исторически, кстати, так и было: либерализм возник под знаменем отрицания Традиции, а фашизм был взращен как сугубо антикоммунистическая идеология). Пары формируют соответствующие оппозициям диполи, и подобно полюсам электромагнитного поля – поля устойчивой политической конфронтации. Напротив, смежные идеологии, соседствующие по ребру, могут как вступать в политические альянсы, так и оппонировать. Их отношения скорее конкурентные нежели враждебные. Это может показаться странным, учитывая широко известный антагонизм между марксизмом и либерализмом в годы «холодной войны». Но, во-первых, тогда каждая из сверхидеологий претендовала на монополию и решительно не терпела никакой конкуренции. Во-вторых, в ходе этого противостояния либерализм естественно дрейфовал вправо и вверх (в постмодернистский неолиберализм), а коммунизм – вправо и вниз (в консерватизм), переставая быть ортодоксальным марксизмом. Этот дрейф, во-первых, еще более усиливал антагонизм; во-вторых, наметились тенденции как смычки либерализма с фашизмом (манифестировавшей себя в бандеровском укронацизме), так и смычки коммунизма с консерватизмом (КПРФ с движением «Лад» – наглядный тому пример).
Широко известен факт отождествления одной пары с точки зрения другой. Для либерализма характерно, казалось бы, неправомерное отождествление коммунизма с фашизмом. Но с точки зрения либерализма фашизм и коммунизм – одно и то же! Действительно, в отличие от индивидуализма либерализма обе теории исповедуют коллективную идентичность (хоть и с противоположными знаками), и велик соблазн их отождествления по модулю этого знака. Аналогично, для модернистской идеологии марксизма, равнодушной к Традиции (а, следовательно, и к ее антагонисту), либерализм и консерватизм идентичны «по модулю» отношения к Традиции. Можно сказать, что как для либерализма с консерватизмом важны не сами идеологии коммунизма и фашизма, а их проекции (отношение) на ось эпохи (вырождающиеся в ноль), так и для марксизма с фашизмом важны не сами идеологии либерализма и фашизма, а их проекции (отношение) на ось социальности (вырождающиеся в ноль).
Нам могут резонно возразить: либерализм – респектабельная политическая теория Модерна (самая первая!), поэтому схема в виде ромба некорректна. В рассмотренной системе координат законное место либерализма в точке 0 (начало координат), – а потому, мол, вся система рушится. Это было бы так, ответим мы, если бы либерализм остался прежним, «вольтерьянским» и «фармазонским». Однако того либерализма нет – он почил в тот же миг, как победил в 1991 г. Его победа оказалась пирровой – за ней зияла пустота. Можно сказать, что Россия (в форме
СССР) была Удерживающим мир в парадигме Модерна; с разрушением и самокапитуляцией мировой социалистической системы мир валится в бездну Постмодерна. «Конец истории», так самонадеянно и преждевременно провозглашенный
Френсисом Фукуямой, оказался промежуточным финишем, концом Модерна и классического либерализма. На
рисунке 3 показаны точки
Л (прежний либерализм) и
Л´ (нынешний либерализм-«штрих»). К вершине
Л ведут пунктирные ребра, символизирующие их фиктивность. Самой вершины
Л уже нет, причем в отличие вершин
М и
Ф, она исчезла даже как идеология, мутировав в постмодернистскую идеологию
Л´. Марксизм и фашизм, будучи побежденными еще в эпоху Модерна, чудесно уцелели, законсервировавшись в модернистском состоянии.
Однако мы погрешили бы против истины, если бы ограничились вышесказанным. Политических теорий вовсе не 4 – их значительно больше, и они более или менее плотно заполняют площадь ромба. Тем не менее, базовых политических теорий ровно 4, если говорить о рамке, «сумме идеологий», заключающей в себе другие политические теории, как комбинации базисных.
С помощью рисунка 4 мы наметим методологию заполнения ромба, указав, как разные политические теории находят свое естественное место в площади ромба.
Первое, что нас интересует, это «центр циклона», начало координат. В этой точке располагается политическая теория этатизма, исповедующая главной ценностью (вплоть до геополитической самоценности) государство, а в гражданах ценящая патриотизм выше прочих социально-политических чувств. Другое название, по которому названа точка внутри ромба –
политический реализм (
ПР). Политическим классом ПР является бюрократия, поэтому индивидуализм индуцируется автоматически на все социальные отношения. «Государство
Путина» – это воплощение политического реализма, полное и законченное, насколько это вообще возможно.
Владислав Сурков, номинирующий себя как идеолог «суверенной демократии», однажды сочинил роман «Околоноля». Околоноля – точнее и не обозначишь окрестность начала координат, в которой умещается идеология политического реализма! Вместе с тем, опять же не без влияния постмодерниста
Суркова, в идеологии путинизма сильна родовая связь с либерализмом.
ПР имеет особенность репрезентовать себя как консерватизм – и это тоже легко объяснимо. Потому что он консервативен относительно либерализма. ПР позиционирует себя прежде всего относительно либерализма как единственного живого политического конкурента. Показательно, что для него все политические теории потенциально одинаково враждебны как покусители на политическую власть (которую, подчеркнем, бюрократия считает своей безусловной собственностью и потому всякий протест рассматривает как проявление экстремизма и подстрекательство к мятежу). Кроме России, сюда же, вероятнее всего, попадают Индия, Иран, многие государства СНГ.
Коротко опишем промежуточные идеологии, которые мы разместили по ребрам ромба. НБ – это национал-большевизм (национализм относительно марксизма и сталинизм относительно политического реализма). В этой же точке находятся идеологии стран т.н. «народной демократии», в свое время начавшие или прошедшие курс левой модернизации с «национальным уклоном» (маоизм, чучхе, национальные идеологии Кубы, Вьетнама, Ирака, Ливии и т.п.). Км – это «кемализм», политическая идеология стран, пошедших по пути правой модернизации, с выраженной националистической повесткой. Страны, возводившие подобную идеологию в ранг государственной политики: Сингапур, Южная Корея, Чили при Пиночете и т.п. Всю область, захватывающую пространство от НБ до Км, мы бы обозначили как евразийство. Евразийцев часто обвиняют в близости к фашизму. Но помимо заведомо пейоративной коннотации, этот упрек резонно слышать от сторонников марксизма: евразийство располагается вправо от марксизма строго по траектории «увеличения» национализма в сторону фашизма. НК – это неоконсерватизм, идеология изоляционизма, политическое кредо Дональда Трампа. А – это анархизм. Где-то рядом с ним еврокоммунизм, левый либерализм Бенни Сандерса и проч. УН – уже упомянутый бандеровский укронацизм. Т – это традиционализм. Впрочем, он подобно евразийству, захватывает всю область от ЛС (левое славянофильство, народничество) до ФА (футуроархаика). К последней идеологии относятся идеологии Аль-Каиды*, Талибана*, ИГИЛ* (*запрещенные в России террористические организации) и им подобные.
***
Может показаться, что нас ожидает (а точнее, уже наступило) печальное будущее, что мир рано или поздно схлопнется в верхнюю точку ромба, постмодернистский либерализм. Так оно и было бы, если бы мы не догадались ввести аппликату, третью координату, направленную от плоскости рисунка по направлению к читателю. Третья координата дает нам альтернативу и надежду, что эпоха Постмодерна не единственно возможная. Она просто уже наступила, тогда как другие эпохи еще ждут, когда подойдем к их порогу. Мы, будучи «околоноля», находимся в точке бифуркации, где происходит расщепление времени на по крайней мере два листа: Постмодерн и... пускай будет Сверхмодерн за неимением лучшего названия. Лист Сверхмодерна, на который нам предстоит подняться – это наш старый добрый лист Религий, с которого мы однажды спустились на лист Идеологий, чтобы разойтись по трем дорожкам (всё, как в русских сказках!). И вот мы опять, как былинный богатырь, на распутье, перед тремя вариантами будущего. Подъем с вершины М – это Православный Социализм, возвращение к Православию и духовное окормление Православием русского, общинного социализма. Подъем с вершины ПР – это 4ПТ (Четвертая политическая теория А.Г. Дугина), обретение Дазайна, нашего исконного места и истинного предназначения, исполнение «Русской энтелехии». Здесь пока больше вопросов, чем ответов. Но не исключено, что эти дорожки сомкнутся, – просто горизонт, который мы в силах обозреть с плато Модерна, нам пока не позволяет увидеть всю перспективу. Возможно даже, что лист, на который нам предстоит подняться, не имеет привычной нам ориентации, что на нем, как на листе Мебиуса, бессмысленно говорить о правой или левой ориентации. Наконец, не исключен самый катастрофический сценарий, спуск по траектории цифрового фашизма в Новое средневековье, «прекрасный дивный мир» Жака Аттали, мир праздношатающихся кочевников и орд несчастных отверженных.
Веничка, лирический герой бессмертной поэмы «
Москва-Петушки»
Венедикта Ерофеева,
заблудился вместе с электричкой, которая так и не пришла в Петушки по вине коварного Сфинкса. А мы? Решим ли загадку Сфинкса, попадем ли в заветные и родные «Петушки»?
Андрей Борисович Костерин, блогер, г. Владимир
10. Re: Сумма идеологии
9. Ответ на 5., Бодяга+:
8. Ответ на 5., Бодяга+:
7. Ответ на 3., Бодяга+:
6. Ответ на 1., Бодяга+: