В Глазовской и Игринской епархии, на самом севере Удмуртии, прошла очередная выставка-ярмарка. Наверное, главным содержанием последних её дней стали встречи с Владимиром Николаевичем Крупиным, организованные по благословению Епископа Глазовского и Игринского Виктора (Сергеева). В дополнительных рекомендациях писатель В.Н.Крупин не нуждается, серьезные читатели хорошо знакомы с его творчеством даже в нашей глубинке. Это подтвердили многочисленные встречи в самых разных аудиториях епархии.
Глазовская епархия граничит с Вятской и когда-то была её составной частью. С этой земли начиналось просвещение местных язычников святым Православием, что ввело наш маленький народ в круг мировой христианской цивилизации. Лауреат Государственной премии России профессор-этнограф Владимир Емельянович Владыкин так написал об этом:
Мой маленький народ
Скрывался вглубь лесов,
Скрывался вглубь души,
И чуть не заблудился.
Благодаря Православию наш народ и сохранился и передает свои лучшие традиции и обычаи из поколения в поколение. Ученые этнографы наблюдают в Удмуртии настоящее этнографическое чудо: до наших дней они могут выделить у нас 74 воршудных рода. Конечно, поверхностному взгляду все кажутся одинаковыми, но это только поверхностному. Из Центра с 90-х годов финансировали сепаратизм, включая переход на латиницу, но из этого получилось, прежде всего, возрождение национальной культуры, а сепаратисты сохранились в виде экзотических маргиналов.
Еще древним пророком Давидом сказано: «Открый очи мои и уразумею чудеса от закона Твоего» (Пс. 118). Владимир Николаевич смотрит вокруг именно евангельскими любящими очами, потому и открыто ему не видимое другими. Писатель Валентин Распутин так отозвался о нем: «Не знаю никого из авторов второй половины ХХ столетия, кто бы так мастерски обращался с фактом, с тем, что происходит ежедневно, превращая его с помощью ему одному доступных средств в совершенные формы. Одно из двух: или с писателем Крупиным постоянно что-то происходит интересное, едва не на каждом шагу встречаются ему личности-самородки, или писатель Крупин настолько интересен сам, что способен преобразить в откровение любое рядовое событие. Важней чистого воображения для него - преображение материала, его пересказ на свой, ни с чем не сравнимый лад».
Вручая В.Н.Крупину Первую Патриаршую литературную премию, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся с первосвятительским словом: «"Поэт в России - больше, чем поэт", - эта поэтическая строка стала крылатой фразой. Русская литература и дальше должна возгревать тот пророческий дар, которым с избытком обладали её лучшие представители. Верю, что в ХХΙ веке произойдет, наконец, возвращение нашей литературы к подлинным духовно-нравственным истокам русской культуры, берущей начало в апостольских трудах Кирилла и Мефодия. Мы надеемся и мы молимся, чтобы было так. Но это возвращение станет возможным только в том случае, если общество осознает, что и Церковь, и литература призваны делать одно общее дело - свидетельствовать миру о вечном, возвышать ум и душу человека, приобщать к мудрости и опыту предшествующих поколений...».
В этом году В.Н.Крупину исполнилось 78 лет. Детство его пришлось на трудные, но счастливые военные и послевоенные годы. С войны возвращались воины-победители, страна возрождала разрушенные города и сёла, разворачивала грандиозные стройки. В народе царил дух единства, дружба и взаимопомощь. Дети военного времени без нравоучений привыкали помогать старшим во всем. Уже в пятилетнем возрасте пололи грядки, пасли гусей, помогали на покосе. В школьные годы Володя Крупин каждое лето работал в колхозе. Тогда же он начал писать стихи, а в 16 лет стал сотрудником районной газеты. Между прочим, первым городом в его жизни стал Ижевск. Сюда в качестве поощрения привезли на экскурсию отличников. В Киров везти оказалось очень далеко, дороги были в то время труднопреодолимыми. А до Ижевска ходил поезд.
После школы служил в армии, тогда все парни служили, а комиссованных девушки не считали полноценными женихами. Окончив Московский областной пединститут, работал в школе. Потом стал писать книги. И как-то сразу оказался в числе ведущих писателей страны.
Владимир Николаевич не только пишет. С самого начала он проповедует и преподает Русское Слово, которое произросло на Слове Божием. Когда-то вятский схиигумен Феодот (Ившин) по благословению правящего архиерея проповедовал Евангелие на севере современной Удмуртии. Он, при всех опасностях для жизни (в селе Глазовском его едва не убили), основал 9 «черко-гуртов» - сёл. Сегодня писатель Владимир Крупин несет в эти края Великое Русское Слово, вдохновленное святым Евангелием. И отрадно, что его внимательно слушали молодые. А главы районных администраций присутствовали на всех его встречах. Глава города Глазова Сергей Николаевич Коновалов оказался земляком писателя, знавшим его с детских лет.
В.Н.Крупин родом из вятского села Кильмезь. В древности так назывался один из удмуртских племенных союзов, в Удмуртии тоже есть поселок Кильмезь. В этих селениях, как и повсюду, в дружбе и согласии живут русские, удмурты, татары, марийцы. И даже когда вдруг разогретые татарские парни начинают вызывающе возглашать: «Аллах акбар!», им миролюбиво отвечают: «Воистину, акбар, а Христос Воскрес!»
Вятскую и удмуртскую землю издавна соединяют реки Чепца, Вятка и старинный Сибирский тракт. Но крепче всего роднит нас Евангельское Русское Слово, трудником и проповедником которого на всю свою большую жизнь стал Владимир Николаевич Крупин.
Владимир Вениаминович Шкляев, член Союза писателей России, город Ижевск