Если Бог хочет наказать, Он лишает разума.
30 августа «Немецкая волна» опубликовала статью «Немцы требуют защиты климата и готовы за это платить». В статье говорится, что «в немецком языке появился новый термин, имеющий все шансы стать "Словом года 2019": Flugscham. Дословный перевод: "стыд за полет". Речь идет об угрызениях совести, которые испытывают авиапассажиры, осознающие, что каждое совершенное ими воздушное путешествие ведет к значительным выбросам в атмосферу углекислого газа CO2, что ускоряет глобальное потепление и тем самым разрушение среды обитания на планете». Правда непонятно кто испытывает стыд, если в продолжении статьи сообщается о том, что «в первой половине 2019 года число авиапассажиров в Германии не сократилось, а выросло более чем на 4%».
Если верить публикации, немцы обеспокоены увеличением содержания парниковых газов в атмосфере. В то же время в Германии рекламируется внедрение генераторов основного парникового газа. «Водород вместо нефти, газа и угля - новый тренд в Европе». На выхлопе - чистейший водяной пар. Германия собирается бороться с парниковым эффектом или нет?
Идея использования водорода в качестве топлива появилась давно. Весной 1988 года состоялся первый полёт «Ту-155», советского самолёта на водороде. Всего по программе испытаний самолёт поднимался в воздух не менее ста раз. За время эксплуатации ему удалось побить 14 мировых рекордов, но несмотря на экологичность жидкого водорода, он был крайне дорогостоящим. Чтобы получить водород, нужно затратить очень много энергии. Поэтому экологичность использования водорода в качестве топлива весьма условна. К тому же при его сжигании в атмосферу попадает газ, на 72% виновный в парниковом эффекте.
Углекислый газ не имеет парообразного состояния. Водяной пар - основа парникового эффекта, благодаря которому на Земле комфортные условия для существования жизни. Борьба с парниковым эффектом - способ зарабатывания денег за счёт глупцов.
По мнению автора статьи, «подавляющая часть населения России по-прежнему, даже после тяжелейших природных катаклизмов нынешнего лета в Сибири, считает изменение климата западной выдумкой с коварными или меркантильными целями».
Население Сибири скептически относится к коварству углекислого газа, зато однозначно назвало причины погодных катаклизмов - разрушение советской системы лесопользования, допуск иностранных компаний в российские леса, либерализация лесопользования. В дополнение к этому российские учёные, солидарные с западными коллегами, назвали изменение западно-восточного воздушного переноса на юго-северный причиной отсутствия дождей в пожароопасной зоне и их выпадения в местах наводнений.
Правда, учёные, допущенные до СМИ, ещё не «созрели» озвучить причины такого изменения. На мой взгляд, их три.
Первая причина - создание полей ветрогенераторов на маршруте устойчивых ветров. Каждый советский двоечник знал о законе сохранения энергии. Если ветрогенератор производит энергию, значит, он ослабляет энергию западного ветра. И перенос становится южно-северным. Германия - ведущая страна в ветроэнергетике. Что на это ответит Грета Тумберг? Наверное, ничего. По уровню знаний она не дотягивает до среднестатистического советского двоечника.
Вторая причина - сплошная вырубка лесов на огромных территориях. Леса и голая земля имеют разную отражательную способность. Температура воздуха в лесу и на открытой местности одного и того же района достигает 8 градусов. Повышение температуры - это изменение давления, соответственно и направления ветра.
Третья причина - лесные пожары, энергия которых провоцируют появление блокирующих антициклонов.
Лесные пожары наносят Европе больший экономический ущерб, чем сибирские пожары России. Почему немцы до сих пор не стали инициаторами создания противопожарной системы безопасности лесов, от Канарских островов до Владивостока? Может, потому, что у них нет самолётов, аналогичных российским Бе-200 и Ил-76, и в случае создания такой системы придётся платить России за комплектование международного парка пожарных самолётов? Значит, есть меркантильный интерес у европейцев!
Далее по тексту: «Из разных частей Германии нынешним летом поступали сообщения об абитуриентах, отказывающихся отмечать окончание школы традиционным коллективным полетом на лоукостере куда-нибудь туда, где весело. В следующем году тренд к отказу выпускников школ от неэкологичных развлечений, скорее всего, усилится. Ведь немало немецких старшеклассников своими пятничными демонстрациями активно поддержали в этом году порожденное Гретой Тунберг движения "Пятницы ради будущего". И очень многие школьники отнеслись к нему и его целям с симпатией».
Российские абитуриенты дадут фору немецким в этом плане. В России хватает мажоров, но о массовых полётах на лоукостерах выпускников школ ничего не слышал. Поэтому утверждать, что изменение климата волнует немцев больше, чем русских, значит, врать без зазрения совести.
«Одна из немецких активисток движения Карла Реемтстма рассказала агентству dpa, что наблюдает "сознательное намерение" будущих абитуриентов "пересаживаться на поезда". 19-летняя студентка требует введения налога на авиационный керосин, чтобы сделать авиабилеты более дорогими, и снижения цен на железнодорожные билеты».
Требовать повышения цены может либо психически ненормальный, либо торговец, либо проплаченный конкурентами человек. Отказ от самолётов может быть связан не столько с экологической грамотностью, сколько с рационализмом. Расстояние от крайней южной точки Германии до самой северной не превышает тысячи километров. С появлением скоростных поездов и усилением борьбы с терроризмом по территории Германии эффективнее передвигаться на поезде. Аэропорты находятся за городом. Нужно время, чтобы до них доехать. Прибыть в аэропорт нужно за два часа до вылета. После приземления нужно ждать багаж и тратить время, чтобы добраться до города. То есть для того, чтобы переместиться на самолёте на тысячу километров, необходимо потратить до четырёх часов только на подготовку к перелёту. На китайском скоростном поезде за это время можно переместиться на 1200 километров.
Любая энергетика, независимо от своего цвета, влияет на климат, потому что климат - саморегулирующаяся энергетическая система. Если кому-то непонятен эффект бабочки Лоуренса, пусть вспомнит китайскую методику иглоукалывания.
«У нас нет запасной планеты!» - с такими плакатами выходят немцы, но почему нет плакатов «Закончилось время прогноза катастроф при повышении температуры на два, три градуса. Настало время разработки модели, позволяющей не допустить этого повышения». Пока Германия не обратиться к России с предложением совместной работы по подбору вариантов восстановления энергетического равновесия, все заявления о том, что «немцы требуют защиты климата и готовы за это платить», будут пустой болтовнёй.
Настало время Гретты Тумберг выйти с плакатом «Военная техника НАТО лишает нас возможности дышать чистым воздухом!!!».
Александр Николаевич Уфаев, инженер-геодезист, публицист